Фактор производства — это термин экономической теории, который используют для классификации ресурсов в экономике. Все факторы производства делятся на основные и дополнительные.
Если говорить о практике бизнеса, термином «фактор производства» можно описать любой ресурс, который используется для создания товара или услуги.
Основные факторы производства
По классической экономической теории есть три фактора производства: земля, капитал и труд. Их называют основными.
Земля. Это сама земля, территория, где находится предприятие, а еще природные ресурсы: вода, полезные ископаемые, лес, животные и так далее.
Капитал. Это ресурсы бизнеса, которые тот вкладывает в производство товара или услуги, чтобы получить прибыль. Например, оборудование, станки, здания или деньги.
Труд. Это труд наемных работников: умственная и физическая работа, опыт, профессионализм, навыки, которые нужны для производства конкретного товара или услуги.
Например, у ИП есть ферма, где он выращивает клубнику. Клубника растет на участке 1 га — он и будет фактором производства «земля». Сельскохозяйственная техника и счет в банке — это «капитал». Труд наемных рабочих — это фактор производства «труд».
Совокупность всех основных факторов производства и помогает бизнесу создавать конечный продукт — фермерскую клубнику на продажу.
Не в каждом современном бизнесе есть все основные факторы производства. Например, земля в ИТ-компании, которая состоит из удаленных сотрудников, фактически отсутствует: нет ни аренды помещений, ни владения какими-то офисными площадями. Зато в такой компании есть дополнительные факторы производства.
Дополнительные факторы производства
К дополнительным факторам производства относят информацию и предпринимательскую активность.
Информация. Это все данные, которыми владеет собственник бизнеса. Например, информация о конкурентной среде, развитии рынка, новых технологиях и так далее.
Предпринимательская активность. Это действия владельца по развитию бизнеса. Например, как часто он принимает участие в госзакупках, как быстро ориентируется в условиях рынка и осваивает новые технологии.
В условиях рынка каждый фактор производства можно купить или продать, а своим владельцам они приносят особый, так называемый факторный, доход. Например, земля может приносить ренту, труд — заработную плату, капитал — проценты, предпринимательские способности — прибыль, а информация — роялти.
Что важно запомнить
- Факторы производства — это все ресурсы, которые участвуют в производстве продукта или услуги.
- Факторы производства бывают основными и дополнительными.
- Основные факторы производства — это земля, капитал, труд.
- Дополнительные факторы производства — предпринимательская активность и информация.
- Каждый фактор производства может приносить владельцу факторный доход.