Клиент сделал заказ в интернет-магазине. Менеджер магазина обработал этот заказ: уточнил детали, проверил наличие товара, дал задание комплектовщику на складе, проверил оплату. Заказ отправили покупателю. Вся эта последовательность действий — бизнес-процесс, то есть алгоритм, который повторяется много раз и приводит к результату: клиент получил заказ, а бизнес — прибыль.
Что такое бизнес-процесс
Бизнес-процесс — это последовательность действий, которая регулярно повторяется и приводит к запланированному результату: клиенты получают свои заказы, сотрудникам приходит зарплата, поставщик вовремя привозит заказ. Бизнес-процессы есть и в больших компаниях, и у начинающих предпринимателей.
У Михаила маленький цветочный магазин. В нем такие бизнес-процессы: правильно оформлять букеты, заказывать у поставщика цветы, платить зарплату флористам, вести соцсети.
Михаил развивает бизнес до сети и франшизы. Бизнес-процессов тоже становится больше: работа с заявками на франшизу, доставка цветов по городу, обработка заказов клиентов на сайте.
У каждого бизнес-процесса есть потребитель — человек, который пользуется его результатом. Например, в бизнес-процессе по созданию и доставке букетов потребителем будет покупатель, а в бизнес-процессе по выплате зарплаты — сотрудник.
Бизнес-процессы можно ускорять и упрощать с помощью разных инструментов: внедрить CRM, чтобы все контакты покупателей хранились в одной системе, или создать шаблоны, чтобы дизайнеры быстрее готовили иллюстрации для соцсетей.
Виды бизнес-процессов
Есть много классификаций бизнес-процессов: их делят по сложности, функциям, уровню детализации. Вот базовые виды бизнес-процессов:
- основные — бизнес-процессы, которые лежат в основе бизнеса. Например, для ателье основным бизнес-процессом будет пошив и ремонт одежды;
- вспомогательные — помогают бизнесу функционировать. Например, выплата зарплат сотрудникам или финансовый учет;
- сопутствующие — помогают получать прибыль, но не являются основой бизнеса. Например, ателье создает лекала для другого производства, но при этом занимается сопутствующей работой;
- управленческие — все процессы, связанные с менеджментом. Это планирование и контроль результатов, подготовка отчетов;
- процессы развития — помогают бизнесу масштабироваться или улучшать продукт.
Некоторые бизнес-процессы можно автоматизировать: например, автоматически рассылать клиентам цепочки писем или СМС-уведомления. Автоматизация помогает тратить меньше времени на рутинную работу и свести к минимуму риск ошибки из-за человеческого фактора.
Что нужно запомнить
- Бизнес-процесс — это последовательность действий, которая регулярно повторяется и приводит к запланированному результату.
- Бизнес-процессы есть в бизнесе любого размера — отличается только их количество и масштаб.
- Бизнес-процессы можно автоматизировать или оптимизировать — это помогает сократить количество ручного труда, работать эффективнее и получать больше прибыли.
Где-то рядом ходит Денис Котов )