Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Рассказать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

B2B


B2B — от английского выражения Business-to-Business — это бизнес-модель, при которой компания или ИП продает свой продукт другим компаниям или ИП. Например, ИТ-компания разработала сервис для видеоконференций и продает его бизнесам, которым нужно проводить планерки с удаленными сотрудниками, созваниваться с контрагентами и клиентами.

По модели B2B продают товары и услуги:

  • для перепродажи конечному покупателю. Например, швейный концерн продает оптовую партию брюк сети магазинов, где их потом разберут розничные покупатели;
  • для производства своего продукта. Хлебопекарня покупает у завода производственную линию для булочек, чтобы расширить ассортимент выпечки;
  • для повышения эффективности работы. Банк покупает у разработчика CRM-систему, чтобы лучше взаимодействовать с клиентами.

B2B и B2C: в чем разница

В B2B-сегменте клиент бизнеса — другой бизнес. В другой популярной модели продаж — B2С, или Business-to-Consumer, — клиентом становится конечный потребитель, который покупает продукт для собственных нужд.

В сфере B2C работают розничные магазины, парикмахерские, гостиницы, рестораны и кафе.

Есть компании и ИП, которые продают свой товар и по модели B2B, и по B2C. Например, завод холодильного оборудования производит холодильники для обычных кухонь и холодильные витрины для супермаркетов, интернет-провайдер проводит интернет в квартиры и поставляет в офисы, банк открывает счета для физических лиц и кредитует бизнес.

Особенности B2B-продаж

Главная особенность B2B-рынка в том, что продавец и покупатель — партнеры. Они оба зарабатывают: продавец — на продаже товаров или услуг, а покупатель — с помощью этих товаров или услуг.

B2B-продажи отличают от B2C-продаж и другие особенности.

Высокая цена сделки. Обычно оборудование для бизнеса громоздкое и сложное, пакет услуг большой и требует индивидуальных решений. Поэтому средний чек в B2B будет выше, чем в B2C.

Меньше продаж. Рынок B2B меньше, чем B2C, покупателей не так много, и число их растет небыстро. Кофейня в месяц может продать тысячи чашек кофе, а завод за тот же месяц продаст всего 10 лазерных станков.

Длительный цикл сделки. Сделка в B2B может закрываться в течение нескольких месяцев. Продажа многоэтапная: сначала продукт надо презентовать, потом обычно ведутся долгие переговоры и согласования с несколькими представителями покупателя и только после этого заключают контракт.

Рациональный мотив к покупке. В B2C человек может совершать спонтанные покупки под воздействием эмоций. В B2B решение о покупке тщательно взвешивается, просчитывается и перепроверяется.

Решение о покупке принимает не тот, кто пользуется продуктом. Выбор — за тем, кто выделяет деньги на покупку. Часто это начальник отдела, финансовый директор или собственник бизнеса.

Этапы продаж в B2B

Продукт для бизнеса обычно дорогой и сложный. Чтобы сделки закрывались успешнее, лучше выстроить четкий поэтапный цикл продаж. Он будет состоять из нескольких этапов:

Аналитика рынка. На этом этапе продавец изучает рынок: сколько конкурентов, какие у них предложения, сколько на рынке покупателей, каковы их потребности. На основе этой информации разрабатывают презентацию продукта, коммерческое предложение.

Первый контакт. Он нужен для того, чтобы завязать знакомство с потенциальным покупателем. Для этого используются холодные обзвоны, почтовые рассылки, таргетированная реклама.

Хорошим деловым обычаем для B2B-продаж считается завязать личное знакомство с представителем потенциального заказчика. Для этого люди встречаются на отраслевых офлайн-мероприятиях: конференциях, выставках, круглых столах, неформальных митапах.

Выявление потребностей и установление ЛПРов. На встрече с потенциальным клиентом менеджеру нужно понять, что покупателю требуется от продукта, какие характеристики он считает важными, по каким критериям оценивает качество. Важно понять, кто в компании-покупателе лицо, принимающее решение, — ЛПР. Именно от лояльности этого человека в итоге зависит закрытие сделки.

Презентация продукта. На основе выявленных потребностей менеджер по продажам презентует покупателю товар или услугу. Важно рассказать о продукте с позиции выгод клиента, показать, как бизнес покупателя сможет заработать с его помощью.

Согласования. Даже если покупатель заинтересован в продукте, до сделки может быть еще далеко. Покупку, как правило, согласовывают несколько отделов: инженеры, технологи, юристы, бухгалтерия, вышестоящее руководство. На этом этапе стороны могут внести изменения в договор, уточнить сроки поставки и оплаты.

Заключение сделки и подписание документов. Это последний этап, когда все договоренности уже достигнуты.

Что важно запомнить

  1. B2B — это бизнес-модель, при которой компания или ИП продают свой продукт другим компаниям или ИП.
  2. В B2B продукт или услугу покупают для перепродажи конечному пользователю, для производства собственного продукта или для повышения эффективности работы бизнеса.
  3. В сегменте B2B обычно высокая цена сделки, долгий цикл заключения контракта, рынок не такой большой, поэтому продаж меньше, чем в B2C.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 691 читатель

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости