Tiburon Research — российская исследовательская компания, которая занимается изучением потребителей и пользователей в онлайн-формате. Мы изучаем мнения, потребности, поведение и предпочтения потребителей, чтобы компании могли понимать аудиторию, делать действительно хороший продукт и обходить конкурентов.
Наши эксперты провели исследование, в котором рассмотрели отношение российского населения к онлайн-образованию: узнали про популярные направления, цены и мотивацию учиться онлайн. Чтобы понять, как россияне используют возможности онлайн-обучения, мы опросили 1000 респондентов по всей стране, мужчин и женщин, проживающих в городах с населением более 100 тысяч человек. Делимся результатами и выводами с читателями Бизнес-секретов.
Что чаще всего изучают онлайн
В исследовании узнали, что около 40% жителей России в течение последнего года учились онлайн. Самое популярное направление — повышение квалификации в собственной профессии, которым занимались 36% респондентов. Следом идет изучение иностранных языков — на таких онлайн-курсах занималось 29% опрошенных.
Большинство респондентов (69%) прошли за последний год 1-2 курса. При этом значительная часть обучающихся (59%) самостоятельно оплачивали свое обучение, полностью покрывая его стоимость. Интересно, что 25% российских пользователей воспользовались опцией оплаты курса в рассрочку в прошлом году.
Россияне не только стремятся к профессиональному росту, но и проявляют интерес к саморазвитию в различных областях жизни. Примерно каждый пятый онлайн-учащийся выбрал курсы, связанные с красотой и здоровьем, хобби, творчеством, а также психологией и личностным развитием. Курсами по искусству заинтересовались 16% аудитории.
Что касается цен, более половины опрошенных купили курсы не дороже 20 000 ₽. Более дорогие варианты в ценовом диапазоне от 20 000 до 50 000 ₽ выбирают примерно 18% участников. И лишь 6% опрошенных приобретали курсы, стоимость которых превышает 50 000 ₽.
Приказ о направлении сотрудника на курсы повышения квалификации
Руководитель компании или ИП издает приказ, чтобы направить сотрудников на курсы повышения квалификации. Если обучение проходит вне места работы, нужно указать название учебной организации. Составили шаблон документа, чтобы вы могли его скачать и заполнить под себя.
Зачем и где россияне проходят онлайн-курсы
Потребители ответили, что выбирают онлайн-образование для продвижения по карьерной лестнице (43%) или приобретения дополнительных навыков в своей области (41%). Более чем для трети участников такой формат — возможность освоить новую профессию. В то же время 36% проходят онлайн-курсы для саморазвития. Многие опрошенные (34%) заявили, что онлайн-курсы не просто обучение, а настоящее хобби.
Среди многочисленных платформ онлайн-обучения особенно выделяются Skillbox и Яндекс Практикум: Skillbox по названию запомнили 62% респондентов, а Яндекс Практикум — 53%. Именно на этих платформах россияне чаще всего обучались за последний год и готовы рекомендовать их.
Люди также хорошо знакомы с такими сервисами, как Нетология (35%) и Skillfactory (29%). Среди платформ для изучения иностранных языков пользователи знают и используют Duolingo (26%) и SkyEng (25%).
Онлайн-обучение уже стало устоявшейся практикой в современном мире. Первое, что многие упоминают— гибкость и удобство.
«Нравится, что график обучения индивидуальный, обучение дома, и не надо тратить время на дорогу, уроки записаны, и при просмотре видео есть возможность поставить на паузу или пересмотреть его», — отметила женщина 53 лет.
Еще одним значимым плюсом является разнообразие направлений образования: «Мне нравится то, что я могу выбирать из огромного количества курсов по самым разным темам», — рассказал мужчина, 32 года.
Однако среди респондентов также есть те, кто выделяет минусы онлайн-обучения: «Сложно поддерживать запланированный темп и строго придерживаться плана обучения из-за часто возникающего соблазна отложить, перенести занятие» — женщина, 21 год.
Также пользователи отмечают недостаток личного контакта с преподавателями и однокурсниками : «Не хватает онлайн общения с тьютором. При сдаче зачетов контрольных точек приходится полагаться на конкретные ответы на вопросы, невозможно объяснять свою точку зрения, так как тесты проверяются программно» — мужчина, 60 лет.
Что в итоге
Онлайн в этом году обучались около 40% россиян. Многие платили за свое обучение самостоятельно, при этом большинство респондентов проходили курсы стоимостью до 20 000 рублей.
Ниша онлайн-образования активно развивается: на рынке появляются новые онлайн-школы, но пользователи делают выбор в пользу крупных платформ.
Дистанционное обучение, по мнению респондентов, применимо почти в любой сфере жизни: кто-то изучает новую профессию, некоторые осваивают новые хобби или уделяют время саморазвитию.
Главным преимуществом онлайн-обучения потребители назвали экономию времени, причем сразу в нескольких разных аспектах: не нужно тратить время на дорогу до занятий, сами уроки очень компактны, и расписание занятий довольно гибкое, что также экономит ресурсы обучающихся и дает возможность заниматься где угодно и когда угодно.
Расскажите о своем последнем онлайн-обучении!