Видели дельфина у берега или заметили редкого тюленя? Теперь можно не только наслаждаться встречей с морскими животными, но и помочь ученым собрать ценные данные. Анна Голева, автор проекта «Зачекинь кита и Ко.» и Виктория Потапова, руководитель группы PR Planeta.ru расскажут, как с помощью краудфандинга создать экоинициативу и новое мобильное приложение в виде интерактивной карты и чему в этой истории может научится бизнес.
Кто может стать автором краудфандингового проекта?
Краудфандинг — это один из способов реализовать идею автора, получить финансовую помощь от участников или запустить бизнес после удачного сбора и тестирования необходимости идеи или продукта для массового пользования.
Запустить краудфандинговый проект на могут:
- стартаперы, желающим проверить интерес к своему продукту или собрать средства на первую партию товара;
- предприниматели, нуждающимся в дополнительном финансировании для развития бизнеса;
- творческие люди с идеями для книг, фильмов, музыки или других проектов;
- благотворители, стремящимся реализовать важные социальные инициативы или помочь нуждающимся.
Краудфандинг может стать одним из механизмов, который позволит воплотить ваши идей в жизнь.
Экология + краудфандинг = ...love?
Краудфандинг все чаще используется для реализации социальных и экологических проектов. В первую очередь, это связано с тем, что соединяются две тенденции:
- люди стали более осознанными и готовы поддерживать экоинициативы;
- сам рынок крауд-технологий демонстрирует стабильный рост уже несколько лет.
В прошлом году его объем достиг 24,1 млрд рублей, что вдвое превышает показатель 2022 года. Ожидается, что в 2024 году рынок продолжит динамично развиваться и покажет еще более впечатляющие результаты. Экотренд также не стоит на месте, так около 70% респондентов (будущие участники экопроектов) поддерживают устойчивое развитие и экопрактики.
Эти же данные подтверждает исследование Nielsen показывающее, что 73% глобальных потребителей готовы изменить свои привычки в пользу устойчивого развития, что свидетельствует о росте числа потенциальных участников краудфандинговых проектов, направленных на охрану окружающей среды.
Опыт крауд-проекта «Зачекинь кита и Ко.» и советы Planeta.ru
«Зачекинь кита и Ко.» — мобильное приложение, которое позволяет каждому внести свой вклад в изучение и сохранение морских животных. Проект появился на краудфандинговой платформе Planeta.ru в 2024 году, сейчас открыт сбор, из которого уже собрано более 286 000 ₽.
Решиться создать экопроект и запустить сбор средств на его реализацию через краудфандинг может быть непростой задачей, но исполнение мечты или стремление оказать положительное влияние на окружающую среду могут стать мощными мотиваторами, как и для Анны Голевой, автора проекта «Зачекинь кита и Ко.». Она пришла на крауд-платформу из-за санкций и сложностей с разработкой ПО, изначальная реализация проекта затянулась и грантовые средства заканчивались. Тогда появилась идея искать финансирование на Planeta.ru.
Кто и как помогает проекту и что ждать от приложения. Морские обитатели нуждаются в помощи, и, как показывает опыт, даже самая амбициозная задача по защите природы может быть решена совместными усилиями.
Проект реализуется силами волонтеров, партнеров (ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник», ООО «Экостарт», ученые биологи) и подрядчиков.
Краудфандинг — это не просто способ собрать деньги, а мощный инструмент вовлечения людей
«Мы получили грант, который позволил нам оплатить разработку мобильного приложения и сайта-карты. Весь контент мы создали сами, получив неоценимую поддержку от ученых биологов, в частности, от кандидата биологических наук Сергея Рязанова. На данный момент, у нас грандиозные планы — все собранные средства будут направлены на завершение проекта: оплату работы программистов — завершение интеграции приложения карты, доработка личного кабинета пользователя на сайте, а также на техническое сопровождение — обеспечение бесперебойной работы приложения и сайта после устранения ошибок. В планах у нах — модернизация сайта для увеличения его удобства и интереса, возможное добавление новых видов животных для регистрации, работа с комментариями пользователей и ученых».
Анна Голева
Автор проекта «Зачекинь кита и Ко.»
Краудфандинг — это не просто способ собрать деньги, а мощный инструмент вовлечения людей в значимые проекты.
Как сделать сделать первый шаг в краудфандинге
Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь.
Определите цель проекта. Ответьте на вопрос «Я создаю проект, чтобы что?». Начните с четкого понимания, что действительно зажигает и какие проблемы больше всего волнуют. Только тогда можно создать не просто экопроект, а создать целое сообщество таких же неравнодушных людей.
«Меня всегда тревожила проблема мусора: загрязненные реки, побережья, животные, страдающие от нашего безответственного отношения к природе. Я хотела что-то изменить, но, как и многие, считала свои усилия каплей в море. Однако в 2017 году я встретила других «капель» — экологический клуб «Бумеранг». Я откликнулась на их призыв о помощи морским животным и с тех пор экология, оказание помощи морским млекопитающим и просветительская деятельность стали неотъемлемой частью моей жизни».
Анна Голева
Автор проекта «Зачекинь кита и Ко.»
Так успешные краудфандинговые проекты в любой сфере, как правило, объединяет одно важное качество: их авторы по-настоящему увлечены своей идеей и горят желанием ее реализовать. Участники краудфандинговых проектов на подсознательном уровне чувствуют эту страсть и стремление автора, что мотивирует их не просто перечислить средства в проект, а стать частью чего-то большего.
Так в случае «Зачекинь кита и Ко.» они понимают, что их вклад — это не просто помощь китам или другому объекту проекта, а участие в нечто большем — в просветительской деятельности, сохранении природы или решении социальной проблемы.
Сделайте понятное описание проекта и поэтапный план действий. Грамотное описание проекта — это возможность рассказать об инициативе участникам, которые еще не знакомы с вами или не являются активными экоактивистами, но готовы поддержать проект, потому что его суть нашла отклик в их душе:
- В описании проекта важно сосредоточиться на воздействии, которое он окажет на аудиторию, и четко описать, как будут использоваться собранные средства.
- Расскажите о том, какие конкретные проблемы проект решает, как он улучшит жизнь людей или состояние окружающей среды и какое наследие оставит после себя.
Подробно опишите, как будут расходоваться собранные средства. Так вы продемонстрируйте прозрачность и ответственность. Это поможет потенциальным участникам доверять проекту и быть уверенными в том, что их вклад будет использован эффективно.
«Сотрудничая с учеными-биологами, мы создали мобильное приложение «Зачекинь кита и Ко». Оно позволяет путешественникам фиксировать и отправлять данные о встречах с морскими млекопитающими и загрязнении морей. Приложение включает каталог с информацией о морских млекопитающих России и определитель для их идентификации. Собранные данные поступают в базу для анализа экспертами. Мы продолжаем его совершенствовать, чтобы сделать приложение более удобным и эффективным. Параллельно с этим мы тестируем сам сайт, заполнение данных с сайта, работу всех его сервисов и также отлавливаем недочеты, исправляем, совершенствуемся, учитываем замечания пользователей».
Анна Голева
Автор проекта «Зачекинь кита и Ко.»
Мобильное приложение «Зачекинь кита и Ко.» охватывает все направления деятельности группы помощи морским животным «Друзья океана»: Оно популяризирует науку и позволяет путешественникам и натуралистам участвовать в исследовании и сохранении морских животных. Приложение предлагает просветительскую информацию о морских обитателях и проблеме загрязнения морей. Собранные данные о загрязнениях и запутавшихся в сетях животных помогают группе «Друзья океана» оказывать помощь морским животным и проводить исследования. Результаты проекта также будут использоваться для системного решения проблемы загрязнения морей на федеральном уровне.
Подкрепить текст проекта визуалом: фото и видеообращением. Фотографии, видеообращения — это не просто иллюстрации, а мощный инструмент установления эмоциональной связи с участниками.
«Заявку на создание проекта я тогда оформила быстро, так как большая часть работы по проекту уже была проделана, и с визуализацией проблем не было. У нас много готового материала: лекции, игры, инфографика, которую мы использовали для создания вознаграждений».
Анна Голева
Автор проекта «Зачекинь кита и Ко.»
Проект по решению какой экологической проблемы запустили бы вы?