Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Выгорание: модный термин или нечто большее?


На рынке труда всё больше кандидатов с синдромом “выгорания”, который они даже не всегда считают нужным скрывать от работодателя. Наоборот: отчасти им бравируют, показывая, что работа для них не на первом плане. При этом они могут быть хорошими профессионалами, способными принести бизнесу пользу, если HR будет учитывать их специфику и найдет к ним подход.

Новые «выгоревшие»

Выгорание превращается скорее в модный термин, чем точное определение состояния человека, каким оно было изначально. Этот термин известен с 1970-х годов прошлого века и означает “физический и ментальный коллапс вследствие переработки и стресса”. Примерно такое же значение у слова” истощение”, правда, оно уже подразумевает полную неработоспособность. В то время как “выгоревшие” сотрудники могут работать не меньше, чем раньше, однако с худшими результатами.

Синдром выгорания внесен в перечень Международной классификации болезней ВОЗ, обновленный в 2022 году. Но не как медицинский диагноз, а как фактор, способный вызвать другие заболевания. Дистанцирование от работы, негативизм и цинизм в отношении рабочих процессов, ощущение собственной неэффективности и ненужности на работе — основные характеристики синдрома выгорания, по мнению ВОЗ. Интересно, что НАФИ в своем исследовании на тему выгорания называет наиболее склонными к нему поколения миллениалов и зумеров, в отличие от бэби-бумеров.

Миллениалов давно принято считать людьми, которые привыкли слишком много брать на себя, склонны к хроническому к трудоголизму и постоянно беспокоятся о будущем. Зумеры тоже приближаются к выгоранию, но идут к нему своей дорогой. Сегодня в крупных городах, особенно в столицах, формируется новый класс соискателей: они постоянно чувствуют себя уставшими и возвели стресс от работы в абсолют.

Эти молодые профессионалы не настолько заинтересованы в развитии своей карьеры, чтобы прилагать серьезные усилия и преодолевать сложности на работе. 23-27-летние люди ведут себя так, словно жизнь и работа для них слишком сложны. Кроме того, необходимость отдыха и длинных периодов ничегонеделания становится для них навязчивой идеей. Отсюда постоянные истории о творческих отпусках длиной в полгода, проведенных на Бали или в других экзотических местах.

На такое мировоззрение сильно повлияли течения, связанные с модой на саморазвитие, коучинг, мантры о свободе и успехе, запросах во Вселенную. Кроме того, многие зумеры стали уделять повышенное внимание своему ментальному и физическому здоровью после пандемии коронавируса.

Могут ли выгорание и стресс у молодых профессионалов быть ложными симптомами?

Симптом выгорания не всегда связан с объективными причинами. Часто он объясняется ментальными установками на постоянное ощущение счастья, легкости жизни и успех. Если у такого соискателя что-то не получается, он ищет причину неприятностей в своем внутреннем состоянии. Условно говоря: он не способен промокнуть под дождем, спокойно обсохнуть и пойти дальше. Вместо этого он будет рассуждать о том, почему сложилась столь сложная ситуация: как он мог забыть зонтик дома? Для здорового человека нормально уставать на работе, решать проблемы, чувствовать себя обессиленным. Но после этого всегда приходит новый день. Это обычный процесс жизнедеятельности, гомеостаз, который ошибочно связывают с “выгоранием”.

Понятие “стресс” тоже не всегда понимается правильно. С научной точки зрения, стресс — это такая реакция человека на внешние раздражители и воздействия, с которой он не способен справиться, и его поведение становится деструктивным. Плохое настроение, грусть и усталость нельзя называть стрессом. Негативные эмоции нормальны для человека, который что-то делает и сталкивается с трудностями. Зато после волны негатива всегда приходит яркий позитив.

Чем выше ответственность сотрудника на работе, чем больше людей у него в подчинении, тем больше проблем. Так же, как и в случае с богатством: большие материальные ресурсы забирают много сил на их поддержание, сохранение и приумножение.

Чего ждать от сотрудников с симптомами «ложного выгорания»?

При появлении препятствий такой сотрудник, скорее всего, начнет жаловаться на “выгорание”, а потом просто уйдет в другую компанию при первой возможности. Ведь внутренне он уверен в том, что во всем виноваты другие: компания, коллеги, руководство, клиенты. Значит, нужно искать “священный грааль”, супер-компанию мечты с идеальными условиями работы.

Более старшее поколение сотрудников с жизненным опытом хорошо понимает, что таких мест почти нет. Миллениалы тоже жалуются на “выгорание” время от времени, однако скорее потерпят, попробуют взять отгул, но вернуться к обязанностям. Поэтому с ними HR-специалистам проще иметь дело.

Как распознать «выгоревшего» кандидата уже на собеседовании?

Не ориентируйтесь на внешний энтузиазм и энергичность кандидата: они могут оказаться показными. Особенно стоит насторожиться, если он предъявляет суперспособности и обещает “увеличить продажи в пять раз” за месяц. Склонность к таким гиперболам говорит не о том, что соискатель “свеж и полон сил”, а об отсутствии связи с реальностью. С другой стороны, если на вопрос: получится увеличить продажи вдвое за год? — последует ответ “вряд ли”, это вовсе не связано с “выгоранием”. Такие кандидаты — реалисты, и именно они нужны бизнесу. Правильнее будет оценить, склонен ли кандидат к жалобам на прежнее место работы, на коллег и руководство, на обстоятельства. Если винит всё вокруг, значит будет оправдывать “выгоранием” свои провалы.

Лучше избегать кандидатов с завышенными ожиданиями, потому что это “бомба” замедленного действия. Как только реальность начнет наносить удары по самооценке, кандидат сочтет всех вокруг “негативными” и “выгорит”. Спросите соискателя о том, чего он ждет от новой работы. Это эффективный способ сразу понять, насколько он сам расположен работать: если начнет в ответ выражать скептицизм, значит привык жаловаться. Поинтересуйтесь также его зарплатными ожиданиями: если кандидат сейчас получает 60 тысяч, а через год хочет зарабатывать 300, то склонен к несбыточным планам. Конкретизируйте вопрос: почему соискатель ждет столь быстрого роста доходов, и что он делал в предыдущие годы для того, чтобы увеличить свою зарплату? Эти вопросы помогут понять, насколько кандидат соизмеряет свои действия и результаты.

Попросите кандидата рассказать о том, как он видит свой рабочий день, и как проводил его на прежнем месте работы. Если в ответ услышите рассказ о ежедневных “брэйнштормах”, насторожитесь. Скорее он склонен больше изображать активную бурную деятельность, чем реально последовательно выполнять работу, которая приносит результат. Поэтому если вы начнете от такого сотрудника требовать реальных дел и результатов, он восстанет против руководства, и будет устраивать диверсии, рассказывая всем остальным сотрудникам, какое руководство глупое, непонимающее и людоедское.

Как правильно онбордить кандидата, склонного к выгоранию?

Важно подготовить сотрудника к работе: максимально конкретно рассказать ему об обязанностях и предупредить о высокой нагрузке. Период обучения рано или поздно закончится, и ему придется вести, например, порядка десяти клиентов. Кроме того, упомяните о том, что уровень нагрузки может расти и дальше.

Расскажите кандидату о том, что компания будет делать для его развития и обучения, — это поможет удержать профессионала. Но при этом обязательно проведите “профилактику” его внезапного ухода под влиянием смены настроения, усталости и демотивации. Объясните сотруднику, что он может обсудить беспокоящие его вопросы с руководством до того, как получит оффер от другой компании и начнет торговаться. Дайте ему понять, что в организации есть качественная обратная связь между рядовыми работниками и менеджментом. Если его нагрузка слишком велика, у него много дополнительных функций, ему срочно требуется отгул — эти вопросы он всегда сможет обсудить с начальством. Не обязательно все его пожелания будут удовлетворены, но в каких-то вещах компания пойдет ему навстречу.

Как помочь сотруднику не выгорать и не думать об этом вообще?

Навязчивые мысли о выгорании могут быть связаны с обычной усталостью и хаосом в мыслях из-за высокой нагрузки. Часто она вызвана не столько физическим объемом работы, сколько неумением правильно распределять задачи. Если в течение рабочего дня происходит слишком много быстрых переключений с одной задачи на другую (совершенного другого типа), то это предпосылка для стресса. Научите сотрудников группировать задачи. Например: выделить день для общения с клиентами, а следующий полностью посвятить аналитике. Правильная организация рабочего дня — лучшая профилактика выгорания.

Организация и планирование необходимы и вне работы. Это касается режима питания, физической активности и досуга. Секрет успеха в том, чтобы заблаговременно планировать свою активность — вести расписание или личный дневник: спорт хотя бы время от времени, поездки за город, походы в музеи и галереи. Это поможет избежать ситуации, когда человек полностью растворяется в рабочем потоке, и ему не хватает сил даже на то, чтобы продумать поездку за город. Планировать свои маленькие открытия и удовольствия важно еще и потому, что положительные эмоции ожидания творят чудеса с рабочей продуктивностью. Тогда будет не до опасений выгореть и подвергнуться стрессу.

Личный опыт

Я лично периодически сталкиваюсь с усталостью от работы. В целях профилактики иногда назначаю поменьше встреч и переговоров на пятницу или понедельник, чтобы хоть немного “растянуть” выходные.

Советы, которые я вынес из собственного опыта.

Вечером и в любое нерабочее время лучше не вовлекаться в рабочие процессы. Поставьте цель: не проверять бесконечно мессенджеры, соцсети и почту условно после 20:00.

Старайтесь не работать в выходные дни и государственные праздники. В большинстве случаев дела могут подождать несколько дней. Например, для многих предпринимателей официальные праздники — единственная возможность по-настоящему отдохнуть.

Даже не пытайтесь и не планируйте работать 5-10 лет без выходных и праздников — это утопия.

Всегда заранее планируйте выходные, чтобы в итоге не просто провести время на диване. Займитесь своим хобби, сходите в парк, театр, сделайте еще что-нибудь интересное и новое. Идеальный вариант — покататься на картинге, сходить в тир, съездить в другой город, даже на самолете полетать, если получится. Польза такого времяпрепровождения в том, что мозг переключается на новый вид активности. Человек перестает обдумывать одни и те же вещи и проблемы и возвращается к работе освеженным, с новыми идеями.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Сергей Белов
Сергей Белов

А что помогает вам справляться с усталостью и выгоранием? Поделитесь своим опытом и приемами в комментариях к этому тексту.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации