Зарубежные исследования показывают, что 75% работников считают командный дух основой успеха любого проекта. Однако многие менеджеры по-прежнему думают, что активности, направленные на его укрепление — пустая трата времени. В ITECH внедрили формат, который поможет сделать их не только увлекательными, но и полезными для компании. Выездные офисы позволяют членам коллектива зарядиться энергией от совместной поездки, параллельно работая над общими проектами. О том, как совместить коворкинг с экскурсиями и барами, и почему это эффективно, в нашей статье.
Внутри формата: как проходят выездные офисы
Выездной офис — временная рабочая локация в городе, в котором у компании нет постоянного филиала — пространство, в котором все желающие могут жить и работать вместе. Формат появился у нас совершенно спонтанно в 2021 году. Тогда один из департаментов загорелся идеей познакомить в реальной жизни членов команды, которые до этого виделись лишь в Zoom-конференциях и чатах, и организовать для них совместные рабочие активности.
Большинство онлайн-сотрудников жили в Краснодаре — именно туда отдел и отправился. Опыт оказался настолько удачным, что мы внедрили его в корпоративную практику и теперь стараемся проводить подобные «офисы» хотя бы раз в год. Мы уже успели побывать в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, а еще привезти часть коллектива на родину ITECH, в Ульяновск.
Обычно выездной офис длится неделю. Каждый будний день в течение стандартных 8 часов сотрудники распределяются по комнатам и работают над своими проектами в привычном режиме. Иногда, если в локации собирается целый отдел, мы организуем общие собрания и тимбилдинг-активности, рассчитанные на большее количество человек.
После окончания рабочего дня начинается самое интересное — исследование нового города. Развлекательные активности проводим самые разные: например, заранее организовываем посещение горнолыжного курорта, катание на катерах или пешие экскурсии — в Нижнем Новгороде команда так обошла весь исторический центр. Совместное приготовление шашлыков и бар-хоппинг уже стали традицией. И, конечно, мы всегда оставляем пространство для спонтанных прогулок.
Так, в Екатеринбурге половина команды в моменте собрались и посетили небоскреб Высоцкий и Ельцин-центр. Благодаря такому элементу неожиданности и авантюризму наших сотрудников каждый выездной офис получается уникальным.
Помещения для выездных офисов мы также выбираем с расчетом на полноценный отдых. Обычно мы располагаемся в коттедже, где есть караоке, сауна, бассейн и мангал.
Почему выездные офисы — лучшее решение для команды
Несомненно, совместный туризм и изучение новых мест — увлекательное занятие. Однако поговорим подробнее про рабочую составляющую формата. Выездные офисы — по-настоящему
Работникам «офисы», прежде всего, дают возможность пообщаться и поработать вживую с теми, кого до этого удавалось увидеть лишь на созвонах и аватарках в чате. Согласно зарубежной статистике, сейчас всего 37% миддл и джуниор-сотрудников регулярно появляются на месте работы. Поэтому коворкинг в поездке — отличный шанс пообщаться с командой в полном составе. А еще можно узнать давно знакомых коллег с новой стороны и укрепить уже налаженные связи. Как выразился один из участников, «не так просто ворчать на дэйли-митинге на того, кто помогал чистить картошку и жарить мясо на гриле».
Смена обстановки влияет не только на межличностные отношения, но и на продуктивность. Находясь с новыми людьми в непривычных группах, можно немного пересмотреть свое расписание и тайм-менеджмент, перенять у других интересные лайфхаки. А работа в новой географии — доказанный бустер результативности.
Все это идет на пользу менеджерам: рабочие задачи коллектива не тормозятся, команда объединяется новыми впечатлениями и воспоминаниями — а значит, растут и HR-показатели. В ITECH мы измерили уровень удовлетворенности сотрудников до и после проведения выездных офисов. Оказалось, что в том числе благодаря ним оценка корпоративной культуры и атмосферы в компании улучшилась, поднявшись на 10%. Сейчас она держится на уровне 80%. Средний показатель удовлетворенности общения в рамках проектов также пошел в гору и повысился на 7-8%.
Отправляемся в поездку: наши ошибки в организации
Чтобы выездной офис получился и принес хороший HR-результат, нужно его детально спланировать. Расскажу, что нужно учесть при подготовке выездного офиса и как избежать ошибок, которые совершили мы.
Выбирайте место тщательно. В поисках локации для выездного офиса мы руководствуемся тремя критериями:
- Место должно быть интересным с туристической точки зрения.
- В этом городе должны быть наши сотрудники, причем родившиеся или проживающие там уже долгое время.
- Расходы на поездку не должны помешать другим планам компании на будущее. Да, мы можем отправиться в дальние края — но KPI сами себя не выполнят.
После отбора начинаем планировать путь до города. Крайне важно учесть не только бюджет, но и особенности выбранного транспорта. При организации выездного офиса в Екатеринбурге мы упустили именно этот момент. Сотрудники хотели добраться туда и обратно на самолете, но на момент брони жилья было неясно, останутся ли нужные прямые рейсы «Ульяновск-Екатеринбург» в даты выездного офиса.
За пару недель до старта обратный рейс действительно был отменен! Благо, участники оказались готовы к такому повороту событий и полетели с пересадкой или доехали на поезде. Второй вариант оказался даже душевнее: наши купе были самыми веселыми в вагоне. Однако все могло бы пойти по-другому, не учти мы шанс отмены рейсов с самого начала.
Организуйте удобное рабочее пространство. «Офис» — прежде всего, деловая поездка. Поэтому участникам нужно обеспечить все условия для комфортного выполнения рутинных задач.
Убедитесь, что для каждого сотрудника найдется эргономичный рабочий уголок. Проблема его отсутствия преследовала нас в ходе всех выездных офисов. Участникам приходилось проводить встречи из спален, а некоторые даже созванивались с коллегами из сауны. Чтобы такого не было, стоит предусмотреть наличие достаточного количества рабочих пространств на этапе выбора жилья.
Не забывайте про доступ к интернету! Во время выездного офиса в Краснодаре мы столкнулись как раз с этой сложностью. Дом был в пригороде, и связи там почти не было. Работа всех участников была мгновенно парализована. Все удалось решить покупкой wifi-модема в ближайшем магазине электроники. Теперь стараемся искать локацию в черте города, чтобы интернет был доступен хотя бы с телефона.
Обязательно узнавайте как можно больше о наполнении арендуемого пространства и его прошлых жильцах. До офиса в Нижнем Новгороде мы постоянно сталкивались с помещениями, где были только двуспальные кровати — и теперь подбираем коттеджи с односпальными, чтобы никому не приходилось ночевать на диване в гостинной. А однажды мы попали в жилье, в котором незадолго до этого находилось несколько кошек — а среди участников оказались аллергики. Сейчас мы стараемся учитывать такие нюансы: если отмечено, что в коттедже можно находиться с животными, есть риск, что до нас в нем были пушистые гости.
Рассчитайте бюджет поездки и количество участников. Правильное распределение бюджета — половина успеха выездного офиса. Компания полностью берет на себя оплату жилья. Обычный потолок бюджета офиса с учетом его стоимости — 150-200 тыс. рублей. Но итоговый объем расходов зависит от города и количества участников. Поэтому последнее также важно рассчитать. Чтобы пространство не было забито «под завязку», мы стараемся развести потоки участников. Для этого мы отправляем участникам Google-форму, где есть возможность выбрать даты нахождения в выездном офисе. Для многих сотрудников это гораздо удобнее, чем приезжать на всю неделю: все-таки у каждого свое расписание, планы и дела.
Мы учли опыт прошлых ошибок и сейчас рассчитываем каждую деталь в организации выездных офисов. В последней поездке в Нижний Новгород все было продумано настолько, что, еще будучи в дороге, мы решили, что будем есть по прибытии, и заказали в коттедж доставку со всем необходимым.
Конечно, на достигнутом мы не планируем останавливаться. Прислушиваемся к фидбеку от сотрудников, который собираем после каждого путешествия, и внедряем нововведения. Так, например, мы выяснили, что в офисе обязательно стоит участвовать одному из организаторов или его доверенному активисту. Они не только смогут оперативно решить возникающие в моменте проблемы, но и не дадут команде заскучать. А еще мы поняли, что среди наших работников невероятно много любителей настольных игр: теперь обязательно будем брать их с собой.
И, разумеется, от этой практики мы точно не откажемся. Ее эффективность доказывают не только HR-показатели, но и искренние, теплые впечатления участников.
«Выездной офис — новый крутой опыт! Интересно «развиртуализироваться» с коллегами, которых знаешь уже давно, но ни разу не видел, и оказаться с привычными людьми в нетривиальной обстановке — не в офисе, а в пижамах или у плиты. Когда ещё проведешь совещание в сауне или поговоришь с коллегами до двух часов ночи, чтобы встретиться за завтраком в 7 утра?»
Кристина
Ведущий бизнес-аналитик
«Я успел поучаствовать в двух выездных офисах. Было круто, хочу еще! Мы душевно пели песни, покатались на горнолыжке — ну и, конечно, отлично поработали. А еще устроили “ночь баров” в последний день выездного офиса и гуляли до самого утра».
Денис
Руководитель направления менеджмента
Такие впечатления команды, вдохновленные отзывы и воспоминания дорогого стоят.
Какой формат летнего тимбилдинга посоветуете вы?