Желание объединяться в сообщества по интересам заложено в нас на генетическом уровне. На разных этапах истории развития человечества мы объединялись в группы для увеличения своих шансов на выживание, для развития своих умений, для поиска единомышленников. Не удивительно, что сегодня, состоять в бизнес-сообществе для предпринимателей, это даже не тренд, а норма.
Стоит ли вступать в бизнес-сообщества, быть частью бизнес-клуба или это пустая трата времени, своим мнением поделится Евгений Беляев, соучредитель и финансовый директор компании по тендерному сопровождению «Эксперт Центр», член бизнес-сообщества предпринимателей в России «Эквиум».
Нужно ли каждому предпринимателю быть частью бизнес-сообщества
Наверное, открывая бизнес, не следует сразу бежать в бизнес-сообщество. На примере одного комьюнити, в котором мы состоим, могу сказать, что и не каждый предприниматель сможет сразу вступить в бизнес-клуб. На момент подачи заявки, вы должны уже иметь какой-то определённый результат в бизнесе. Помимо всего прочего существуют этапы собеседования. Проводится определенный отбор, согласно которому ваша выручка должна быть выше некой суммы, штат сотрудников также должен быть выше какого-то минимума, а финансовые показатели должны показывать положительную динамику.
На личном опыте могу сказать, что вступать в сообщества бизнесменов нужно, когда появляется определённый запрос, решающийся в таком комьюнити коллег.
Преждевременно идти в группу по интересам, можно, наверное, некоторым категориям предпринимателей. Ведь изначально, предприниматель — это бизнесмен с определённым опытом, который понимает, что он производит или продает, ценен ли его продукт. Как правило, почти любой бизнес изначально завязывается на руководителе. Руководитель — он же бенефициар, и сотрудник два в одном. Поэтому, если на начальном уровне концентрация бизнесмена не на своем бизнесе, а на разных моделях ведения бизнеса коллег, то может начаться расфокус в твоем деле.
Я, конечно, говорю про все это сквозь призму своего бизнеса.
Несомненно, существуют такие сферы, как продажа через маркетплейс, где в целом схожая структура работы, и вступление в таком случае в бизнес-сообщество как можно скорее несет только положительные моменты. В таком бизнесе вступать в комьюнити по интересам нужно чем раньше, тем лучше, чтобы быть на волне, понимать все о новинках и трендах в этой сфере. Главная задача работы на маркетплейсе найти крутой товар и придумать как реализовывать его выгоднее и быстрее. И в таком случае «подсматривать» идеи и перенимать у коллег лучший опыт — разумное решение.
Какие модели бизнес-сообществ сегодня распространены
Для начала я бы дал такую формулировку бизнес-сообщества как объединения предпринимателей с общими интересами, помогающее членам сообщества развиваться и находить лучшие решения для их запросов и проблем, с которыми они пришли в это комьюнити.
Различают бизнес-сообщества и бизнес-клубы. Но я бы не стал делать между ними каких-то конкретных различий и использовал бы их как словами-синонимы. Потому, что не важно каким термином назвать комьюнити, важно определить доносит ли эта организация суть, заложенную в ее основу.
В нашем бизнесе наступил момент, когда мы решили вступить в бизнес-сообщество. Мы изучили три сообщества:
- бизнес-сообщество «Эквиум», созданное Игорем Рыбаковым и Оскаром Хартманом;
- бизнес-сообщество «Атланты», основатель и идейный вдохновитель Михаил Воронин;
- бизнес-клуб «Club 500», основатель Дмитрий Портнягин.
«Эквиум». Это комьюнити, в которое тебя принимает комиссия, которая руководствуется такими целями как обмен, ты не можешь войти в сообщество без рекомендаций от других членов. Находясь в «Эквиуме», ты понимаешь, насколько у вас совпадает химия между членами сообщества. Новичков приглашают на пробный совет директоров, где уже понимается готов ли этот человек впитывать новые знания, делиться. И если упомянутая химия не происходит, претендент в члены сообщества находятся на на одной волне с остальными, то, наверное, предприниматель еще не дошел до стадии, когда нужно вступать в сообщество. На упомянутой выше встрече, а она идет как правило 4-5 часов, становится понятно, подходит ли такой кандидат или нет.
В нашем бизнес-сообществе существует членский взнос, который расходуется на нужды сообщество: это организация мероприятий, поездки, встречи с авторитетными спикерами. В «Эквиум» состоят тысячи предпринимателей, их выручка 100 млн плюс. Всё это экологичные бизнесы, создающие реально полезные обществу товары и услуги. Состоя в сообществе, ты получаешь колоссальную экспертизу, если ты делаешь что-то не так, то тебе об этом скажут, помогут. Также эти комьюнити дают уникальный опыт, коллеги с большим опытом готовы делиться как избежать ошибок в бизнесе.
«Club 500». Это закрытый премиальный бизнес-клуб. Данное сообщество, я бы назвал больше «клубом про окружение». Да, там разбираются вопросы бизнеса и решаются боли предпринимателей. Однако, упор делается на тех, с кем ты проводишь свободное время и как формируешь свое окружение. Я бы сказал, что это клуб про статусность.
«Атланты». Это бизнес-сообщество с классными выступлениями, звездами. В клубе состоит большое количество людей, которые достигли определенного достатка. Однако, как мне показалось, нет фильтра именно по характеру мышления, в клубе состоят люди с разными задачами и проблемами.
Мы выбрали «Эквиум», так как он идеально подходит для нашей сферы и помогает закрывать проблемы нашей ниши. Однако есть и другие сообщества. Стоит упомянуть «большую четверку»:
- Торгово-промышленная палата;
- «Деловая Россия»;
- Российский союз промышленников и предпринимателей;
- «Опора России».
Однако, я считаю, что эти сообщества рассматриваются больше, как окно для разговора с властью. Подходит тем, у кого не хватает денег для бизнеса и нужна государственная поддержка, или какие-то другие льготы. Аудитория слишком разношерстная.
Как отличить деятельное бизнес-сообщество от «пустышки»
Стоит обратить внимание на саму компанию, чтобы они производили продукт, а это был не просто сайт с кучей информации. Я бы советовал смотреть совокупность следующих инструментов для проверки.
Финансовая отчетность компании. Как компания ведет свою деятельность, с какого года, ежемесячный оборот — стоит рассмотреть все доступные финансовые показатели. Проверка можно осуществить по системам, которые находятся в свободном доступе.
Сайт, концепция, продукт, которые делает компания. Какова концепция сообщества — она актуальна всегда или это сделано ради продажи и извлечения финансовой выгоды. Понять это можно через сотрудников — например, через отдел продаж. Даже уже через скрипты отдела продаж можно понять, есть ли «черные дыры» в этом сообществе. Многие компании предлагают историю, но мало кто может ее реализовать. Если все слишком поверхностно, нет никакой точности в модели сообщества, то я бы не советовал тратить на него время. Скорее всего перед вами компания «пустышка». Поэтому я советую еще опираться на чутье и внутренние сигналы.
Отзывы о компании. Сегодня существует следующая тенденция: отзывы в основном оставляет недовольный клиент. И в таком случае он напишет везде. А если клиент доволен, то скорее всего он поленится писать. Как говорится: «Счастье любит тишину». Не смотря на все это, я все же советую почитать отзывы об услугах. Даже через призму негативного отзыва можно понять суть компании.
Пообщайтесь с резидентами. У каждого предпринимателя есть свои внутренние ценности, свои задачи, которые несет его бизнес. При разговоре с резидентами сможете оценить, что это сообщество подходит именно вам, прочувствуете в своей ли вы тарелке или нет.
Анализируйте имеющиеся цифровые показатели, уровень заработка компании. Знаете, я вспоминаю историю про одного известного политика, Владимира Жириновского. Его называли крикуном, за его эпатажность и странные высказывания. А сейчас его цитируют, называют предсказателем и дальновидным политиком.
К чему я вспомнил эту историю. С некоторыми людьми мы находимся на разных уровнях. Встречаешь предпринимателя, и тебе кажется, что он говорит абсурд. Но смотришь на оборот его компании, и понимаешь, что он просто уже прошел твою стадию, продвинулся дальше.
Не советую прыгать выше своей головы
Выбирай сообщество, где у тебя была бы мотивация становится лучше как и в бизнесе, так и в самообразовании. Приходя в новое сообщество, оцени его исходя из того, надо ли тебе встать «на носочки», чтобы быть с ними на одном уровне.
Как говорится в поговорке, лучше быть дураком среди умных, чем умным среди дураков.
Также обратите внимание на те сообщества, где ваш опыт будет релевантным и нужным. В бизнесе все купить деньгами не получается. Обменивать опыт на опыт намного ценнее. Ничего в жизни не получишь, если за это что-то не заплатишь. В обмене есть гармония. Это основа любой торговли.
Почему резидент может разочароваться в выбранном бизнес-клубе
Предприниматель, в первую очередь, ответственен за все сам. Разочарование — это трата энергии. Говоря про резидентство в клубах, сообществах, я бы не использовал слово «разочарование». Наверное, лучше «досада». В слове «разочарование» присутствует слово «чары». Для меня создается эффект, что изначально тебе как будто что-то внушили, и ты вступал в этот клуб не по своей воле.
Но предпринимателю не очаровывается, а принимает сам свои решения.
Бизнесмен ответственен за своих сотрудников, у которых есть свои семьи. От его решений зависит бизнес, компания, другие люди. Мне кажется, он вообще не имеет право очаровываться или разочаровываться. Не стоит вступать в нетипичные для себя сообщества. Стройте свой бизнес без всяких единорогов и радуги. Принимать решения нужно взвешенно и на холодную голову.
Какой негативный отпечаток может оставить бизнес-сообщество? Не получили полезность от вступления в клуб, или изначально были слишком высокие ожидания. Но разочаровываться не стоит.
Бизнес-клуб — это всего лишь инструмент, который позволяет сделать лучше уже существующий продукт, а также улучшить гибкие навыки самого предпринимателя. Глупо же разочаровываться в отвертке? Можно быть лишь недовольным в себе или в том, как ты ее использовал.
Как вы считаете, нужно ли вступать в бизнес-сообщества?