Подключите прием платежей через терминал, смартфон или по QR-коду за 0 рублей

Подключите прием платежей через терминал, смартфон или по QR-коду за 0 рублей

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как собрать команду, которой можно делегировать


Привет! Меня зовут Дмитрий Сидухин, я предприниматель и основатель самарской сети кофеен «Хюггешная» с прогнозным оборотом на 2024 год в 70 млн рублей. В 2018 году была открыта первая кофейня, а сейчас сеть насчитывает 8 точек в Самаре, которыми я управляю из Москвы.

Когда я начинал «Хюггешную», у меня уже был опыт ведения бизнеса, поэтому я точно знал, что не хочу заниматься операционной деятельностью и максимально эффективен буду именно в стратегическом управлении. Кроме того, мне не хотелось быть привязанным к одному месту. Поэтому я сразу начал делегировать персоналу рабочие процессы и задачи, чтобы вырастить лояльных, сильных и самостоятельных сотрудников, способных работать автономно.

У меня ушло несколько лет, чтобы создать команду, которой можно управлять удаленно, и я хочу рассказать о том, как к этому прийти.

Особенности управления кофейней

Согласитесь, мы легко можем представить, как удаленно управлять онлайн-бизнесом, когда все задачи занесены в таск-менеджеры, а «продукты», которые производит компания, можно открыть по ссылке. Но совсем другое дело — оффлайн-компания, которая работает с людьми.

Даже если сравнить кофейню с рестораном, то в ресторане повара не контактируют с посетителями. В кофейне же бариста в 99% случаев общаются с гостями. Соответственно, если на точке что-то неправильно организовано, есть проблемы с внешним видом персонала, например, грязная форма, или плохо сделана выкладка товара, то гости это сразу увидят. Такие моменты отражаются на ощущениях клиентов и могут вызывать негативную обратную связь.

Во-вторых, кофейня — это общепит со всем многообразием рисков, связанных с едой. Здесь крайне важно следить за качеством продуктов, их свежестью, чистотой поверхностей и посуды, соблюдением СанПинов и так далее.

Нельзя надеяться на то, что линейный сотрудник будет всегда на 100% соблюдать инструкции и правила работы. Даже идеальный бариста может прийти на работу в плохом настроении, которое повлияет на его действия.

Кроме того, персонал, оставленный без контроля, может вести себя нечестно. В этом случае возникает риск необоснованных списаний из-за халатного отношения к товару или даже кражи.

Таким образом, руководителю кофейни необходимо регулярно присутствовать на локации, чтобы лично контролировать сервис, чистоту, стандарты работы с продуктами и иные ключевые моменты. Тем не менее, несмотря на эти сложности, можно вырастить команду, которая будет работать самостоятельно.

Бариста «Хюггешной» за работой

Как собрать команду, которой можно делегировать

Важно создать сильную управляющую компанию, заинтересованную в развитии бизнеса.

Сейчас в нашей управляющей компании пять человек:

  1. Директор по закупкам, который решает все вопросы закупки необходимых продуктов и товаров, взаимодействия с действующими поставщиками и поиска новых партнеров. У него есть помощник.
  2. Управляющая кофейнями. Она полностью координирует деятельность точек, найм и работу сотрудников, взаимодействие с маркетологами по утвержденным планам. Контролирует качество сервиса, алгоритм продаж и так далее. Ей помогают два администратора.
  3. Финансовый менеджер, которая отвечает за денежное направление и является связующим звеном между финансовым директором и бухгалтером.
  4. Логист, чей рабочий функционал включает задачи в области доставки товаров.
  5. Я, совмещающий функции собственника и операционного директора, который в целом координирует работу управляющей команды.

В настоящее время мое участие в деятельности компании выглядит так: созвоны раз в две недели и решение оперативных вопросов через чат. Также раз в месяц я согласовываю бюджеты. В остальные процессы не вмешиваюсь, просто слежу за показателями — чтобы по ним мы вписывались в установленные рамки.

При найме нужно обращать внимание на ценности кандидатов. Они должны совпадать с ценностями компании. Сейчас у «Хюггешной» 8 точек, но не на каждой из них есть менеджер. То есть у нас нет правила, что в кофейне всегда присутствует кто-то из управленческого состава. Это дает большую ответственность линейным сотрудникам, поэтому мы очень тщательно подходим к вопросам подбора и интеграции в коллектив каждого нового работника.

Главное — желание работать, остальному научим

Бывает, на собеседовании понимаешь, что у человека совершенно нет мотивации к работе и построению карьеры. С таким соискателем мы вряд ли сможем построить долгосрочные отношения. Мне всегда хочется видеть у кандидата желание работать. Это главное, остальному научим.

А еще важно понять, что соискатель представляет из себя как человек, чем увлекается, какие у него интересы. Поэтому при найме линейного персонала мы, например, всегда просматриваем соцсети кандидатов. Ну и, конечно, обращаем внимание на коммуникативные навыки и внешний образ — все-таки сотруднику кофейни нужно каждый день общаться с гостями.

Необходимо постоянно обучать персонал, внедрять четкие регламенты и инструкции. У нас есть базовые инструкции для новых сотрудников — по приготовлению напитков, работе с товарами и оформлению продаж. Бариста нужно их изучить, потом в течение нескольких дней пройти стажировку и сдать экзамен. Только после этого новичок может приступать к работе. Еще одна контрольная точка по тому же сценарию — через месяц. Она позволяет убедиться, что сотрудник помнит все требования и справляется с обязанностями.

Что же касается членов управляющей компании, то поначалу мы часто созванивались, обсуждали возникающие проблемы и сложности, я направлял и обучал коллег. Сейчас же руководящий состав сформирован, все хорошо понимают, как действовать в тех или иных ситуациях, и работают практически автономно.

Растить кадры внутри — хорошая идея. Пока мы были маленькой компанией, я каждый день приходил на точки и тесно общался со всеми бариста. Когда бизнес начал расти и число задач увеличилось, я осознал, что часть из них пора делегировать.

Решил поговорить с сотрудниками, узнать, кому что интересно, кто и в каком направлении готов развиваться. Так нашелся человек, который хотел расти в задачах и зарплате. Я передал ему часть контактов с поставщиками, все объяснил, составил инструкцию по закупкам. Какое-то время он совмещал эти обязанности с работой бариста, а когда стало ясно, что все получается, я стал делегировать ему все больше дел и ответственности. В течение примерно трех месяцев сотрудник из бариста вырос в специалиста по закупкам.

Все управляющие — бывшие бариста

Похожая история получилась и с управляющей. Около двух лет она работала бариста, затем перешла на позицию шеф-бариста и, продолжая трудиться за стойкой, стала участвовать в разработке меню. Потом ушла из-за стойки, чтобы придумывать напитки, контролировать сотрудников и процессы. Увидев, что человеку интересно развиваться как руководителю, я стал давать ей задачи по найму людей, составлению графика работы и т. п., и постепенно она заняла должность управляющей.

100% управляющего персонала в «Хюггешной» сейчас — это бывшие бариста, которые отлично знают работу кофейни изнутри и любят свое дело.

Нужно создать максимально автоматизированную систему контроля, которая будет выполнять большую часть работы без вмешательства людей.

До «Хюггешной» у меня тоже была сеть кофеен, которую мы открыли вместе с партнерами. В предпринимательство я пришел после работы в банке, не имея никакого бизнес-опыта. Кроме того, оказалось, что банковские сотрудники и персонал в общепите — это два совсем разных типа работников.

Сейчас я уже понимаю, что прежде всего на точках нужно организовать обязательный контроль. Во-вторых, для этого необходимо создать систему, которая будет выполнять большую часть работы за человека, чтобы мне или управляющему не приходилось ездить и проверять все вручную. И, в-третьих, нужно тщательнее подбирать людей.

Сейчас контроль работает так. Существуют простые и понятные инструкции: как мы работаем на точках с поставщиками, как принимаем товар и т. д. Также работает четкая, частично автоматизированная система контроля и отчетности: видеокамеры, онлайн-кассы, ежемесячные ревизии, еженедельные отчеты по товару, позволяющие проверять нормы списаний, принципы системной лояльности для персонала.

Тщательный подбор и обучение персонала, регламенты работы, системы контроля — все это позволяет создать качественный продукт. На фото — наши напитки

Необходимо регулярно мотивировать людей к качественной работе и развитию. Люди редко работают за идею. Как правило, всем нужны стабильная и индексируемая зарплата в рынке, комфортные условия работы, возможности для карьерного роста, хорошие отношения в команде, признание заслуг со стороны руководителя и т. д. Задача управленца — использовать различные виды мотивации, не зацикливаясь только на деньгах. Это позволяет повысить лояльность, удовлетворенность и вовлеченность персонала и помогает снизить текучку кадров.

Обязательно нужно развивать бренд компании

Также важно развивать и популяризировать бренд компании, как для клиентов, так и для потенциальных сотрудников. В «Хюггешную» многие кандидаты сегодня приходят именно «на бренд», поскольку наслышаны, что у нас хорошо.

Не стоит наказывать персонал за ошибки, не разобравшись в их причинах. Я практически не использую штрафы, только в единичных случаях. Например, была ситуация, когда закупщик недопонял поставщика и сообщил, что мы можем получить хорошую скидку. Однако в итоге мы заплатили за практически просроченный товар, который пришлось списать. Я, конечно, не стал вычитать из зарплаты закупщика сумму сделки, мы покрыли ее самостоятельно, но бонусы, предполагавшиеся в том месяце, сотрудник не получил.

Важно понять причину ошибки и работать над ее устранением

В остальных случаях, если речь не идет о денежных потерях для компании и человек совершил ошибку в первый раз, мы вместе ее разбираем. Мне важно понять, что именно случилось. Он не знал, как правильно, его недоучили, ему не объяснили, не выдали инструкцию? Или же сотруднику хватает квалификации, а ситуация произошла из-за того, что у него было плохое настроение и он решил забыть о правилах? Важно понять причину произошедшего и работать с ней.

Если сотрудник допускает такую же ошибку во второй раз, как правило, мы тоже это обсуждаем. Если же промах повторяется три и более раз, то встает вопрос — сможем ли мы продолжать работать дальше.

Нужно доверять сотрудникам и уметь полноценно делегировать ответственность. Иногда к делегированию не готов сам собственник: ему, по разным причинам, может быть страшно отпустить контроль и передать полномочия. Однако попытка тащить все на себе мешает масштабировать бизнес, снижает мотивацию работников, которые не видят для себя перспектив роста, и, в конечном итоге, может привести к выгоранию руководителя.

Навык делегирования нужно развивать

Навык делегирования необходимо развивать, как и любые другие управленческие компетенции.

Итак, подытожим. Чтобы собрать команду, которая сможет работать автономно, важно доверять своим подчиненным и самому уметь делегировать. Нужно нанимать тех, кто заинтересован в развитии бизнеса, и растить кадры внутри, выстраивать эффективные отношения с персоналом, но не забывать о систематическом контроле.

Необходимо различными способами мотивировать людей и не применять штрафные санкции при их малейшей ошибке. Но даже выполнив все условия, следует помнить, что полностью из операционной деятельности основатель компании может выйти только после 10 и более лет ее устойчивого и успешного развития.

У нас сильный бренд, наши «Хюггешные» знают и любят
Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

Предложение от Т-Банка

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

  • Онлайн, без открытия счета в Т-Банке
  • Платежи на карты любых банков
  • Интеграция выплат в 1С или вашу систему по API
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Дмитрий Сидухин
Дмитрий Сидухин

Поделитесь, а как вы выстраиваете работу сотрудников?


Больше по теме

Новости