Бизнес практически восстановился после потрясений 2022 года, и спрос на логистические услуги продолжает расти. По словам главы АКОРТ Игоря Караваева, в 2023 году доля заказов с доставкой у крупных ритейлеров выросла на 40%: растет культура потребления, а покупатели уходят в онлайн. Многие компании сейчас активно расширяются, открывают новые точки по всей стране, и грузовая доставка становится необходимостью для эффективной работы с клиентами.
О том, как сейчас выглядит российский рынок грузоперевозок — и что ждет его в ближайшее время — рассказал Иван Ишуткин, руководитель грузового направления Яндекс Доставки.
Фрагментация рынка логистики
Сегодня рынок грузоперевозок достаточно раздробленный, а большая часть игроков — это частные компании с небольшими парками, которые, как правило, насчитывают до 10 машин.
Эти компании преимущественно работают в регионах, где грузоперевозки осуществляются на основе договорных или личных взаимоотношений. Цены от таких компаний даже на простые грузоперевозки сильно выше, что обусловлено слабыми конкурентными преимуществами локальных перевозчиков. В некоторых городах страны за одну и ту же услугу можно получить ценник, отличающийся более чем в два раза. Мало федеральных игроков, которые могут оказывать услуги по всей стране: больших транспортных компаний на этом рынке можно перечесть по пальцам одной руки, и практически нет игроков с долей хотя бы в 10%.
Часто крупным клиентам с широким присутствием, таким как федеральные ритейл-сети, приходится искать разных исполнителей для каждого типа транспорта или для разных видов грузоперевозок. При этом таких сценариев может быть достаточно много: к примеру, в одном городе компания может осуществлять логистику полностью самостоятельно; в другом — делить задачи по логистике с партнером 50/50; а где-то искать только под ad hoc запросы. Например, сезонный рос спроса перед праздниками. В случае, если нет “единого окна” управления логистикой, единой системы, к которой можно подключиться и получать разные виды услуг во всех городах присутствия, процесс управления грузоперевозками становится более трудоемким.
Конечно, есть и большие федеральные логистические партнеры, но многие из них по-прежнему работают на ручном управлении, например, в Excel или с помощью диспетчеров, которые решают задачи по телефону. Кроме того, есть и федеральные логистические агрегаторы, основное отличие которых — это работа по принципу маркетплейса, когда агрегатор может предложить конкурентные цены на логистические услуги в зависимости от баланса спроса и предложения.
Ставка на технологичность
Так как рынок в основном представлен небольшими транспортными компаниями, во многих из них до сих пор всё устроено довольно просто: диспетчеры вручную принимают и обрабатывают заказы, заполняя Excel-файлы со статусом заказа. А учитывая, что большим компаниям приходится искать разных поставщиков для разных услуг и запросов, велик риск ошибок и влияния человеческого фактора. Кроме того, отсутствие автоматизации требует дополнительного административного персонала, а также усложняет процесс документооборота, что также в итоге снижает рентабельность компании.
В условиях роста себестоимости логистики важно автоматизировать все процессы — как для компании-клиента, так и логистического партнера. Современные технологии позволяют проанализировать множество факторов — ситуацию на дороге, погодные условия, ограничения в пути — и простроить наиболее эффективные маршруты с учетом запроса компании. Это не только повысит прозрачность работы, но и позволит находить оптимальные маршруты — особенно это актуально при больших объёмах грузов или в пиковый сезонный спрос.
Технологическая оптимизация процессов может помочь существенно снизить затраты на логистику: сделать ее одновременно более качественной и более дешевой — в среднем на 15-20%. Налаженные технологические процессы позволяют поставить доставку на конвейер, не тратить время на “разбор полетов” и решение проблем, которые могут возникнуть у локальных логистических служб.
Игра в долгую: устаревание автотранспорта
Одной из главных проблем в сфере грузоперевозок является устаревание транспортных средств. Согласно исследованию, проведенному РБК, структура грузового автопарка по возрасту показывает, что значительная доля транспортных средств находится в эксплуатации более 15 лет. Устаревание автопарка требует бОльших расходов на ремонт и обслуживание автотранспорта, что в конечном итоге снижает и рентабельность транспортных компаний.
Правда, в современных условиях обновление автомобилей — трудноосуществимая задача: как из-за санкций, нестабильности валютного рынка, так и из-за роста стоимости комплектующих. По различным данным, стоимость расходов на обслуживание автомобилей выросло практически на четверть — и стабилизация уровня цен в ближайшее время точно не предвидится. Причем дорожают не только оригинальные автозапчасти, но и аналоги из Китая — в среднем на треть.
Во многом именно поэтому компании стараются продлить срок службы имеющегося транспорта и более бережно его использовать. И если раньше одним из основных требований клиентов и логистических партнеров был возраст машины, то сегодня в большей степени важна функциональность.
С другой стороны, растёт объём импорта транспортных средств. Так, уже сейчас в сегменте новой грузовой техники лидируют автомобили из Китая, и их доля на отечественном логистическом рынке будет только расти. В первую очередь это касается тоннажа от 1 тонны до 3-5 тонн — но и фуры, произведенные в Китае, также заполнят рынок грузовых перевозок в ближайшем будущем. И так же, как в сфере легкового транспорта “китайцы” активно претендуют на роль монополиста.
Инфляция стоимости рабочей силы
Рынок логистики развивается быстрее, чем увеличивается число специалистов, готовых удовлетворить растущий спрос. Так, по разным данным, дефицит исполнителей грузовой доставки может превышать 50 тысяч человек.
Чтобы обеспечить достаточное количество рабочей силы и поддержать развитие рынка, необходимо сделать эту сферу более привлекательной по сравнению с другими отраслями. Рынок конкурирует как внутри себя, так и с другими областями за исполнителей, поэтому доходы водителей увеличиваются, а компаниям становится всё дороже нанимать их. Единственный или, по крайней мере, самый большой рычаг роста на рынке с дефицитом рабочей силы — это платить больше, чем в других индустриях. На рынке транспортной логистики сейчас инфляция опережающая, просто потому что грузоперевозки в стране не могут остановиться — грузы надо возить, из-за чего приходится платить больше и повышать доход исполнителей быстрее, чем в других отраслях.
Один из вариантов привлечения большего ресурса исполнителей — это динамическое ценообразование, в рамках которого стоимость заказов формируется, исходя из баланса спроса и предложения. Если спрос на услуги доставки выше, чем количество активных исполнителей на линии, то стоимость доставки будет расти.
А с какими проблемами в области грузовой доставки сталкивались вы?