Краудфандинг, или народное финансирование, позволяет привлекать средства большого числа людей на запуск самых разных проектов. Взамен участники таких проектов могут получить от авторов нефинансовые вознаграждения, например, это может быть непосредственно сам будущий продукт: книга, музыкальный альбом любимого исполнителя или любое другое нефинансовое вознаграждение. Средства на краудфандинговых площадках собирают также на социальные и общественные инициативы, образовательные, научные проекты, запуск стартапов и многое другое.
Механизм народного финансирования стал востребован в России еще 11 лет назад, когда появилась первая российская крауд-платформа.
Как и во всем мире, российский краудфандинг начался с музыки. Музыка до сих пор остается одной из топовых категорий крауд-платформ. Но если 11 лет назад на той же Planeta.ru было 80% музыкальных проектов, то сейчас их примерно 18% — столько же, сколько и социальных. При этом музыки в российском краудфандинге точно не стало меньше.
По данным агентства InterMedia, только в 2022 году российские музыканты и группы собрали при помощи краудфандинга около 106 млн рублей — на 17% больше, чем в 2021. Просто активно развиваются и другие категории. На Planeta.ru их уже 18.
Сегодняшние тренды
В 2023 году объем средств, привлеченный площадкой, остался примерно на том же уровне, что и в 2022, несмотря на то, что средний чек увеличился на 8%. Общее количество запущенных проектов также осталось на прежнем уровне, но успешных проектов среди них больше на 4%.
Литература и музыка. В 2023 году выровнялись показатели в сегменте «Литература», которые на 12% просели в 2022 из-за роста издержек на издание тиража. Количество запущенных книжных проектов увеличилось на 16%, а общий сбор средств в категории вырос на 74% и составил почти 40 млн рублей.
На музыкальные проекты, напротив, участники краудфандинговых кампаний собрали на 28% меньше средств, чем в 2022 году. Это во многом связано с тем, что в 2022 году на Planeta.ru состоялся рекордный сбор для музыкальных проектов, который составил более 31 млн рублей.
Музыканты уже давно используют краудфандинг. Например, объявляют, что тираж нового альбома будет выпущен строго по количеству эксклюзивного предзаказа на крауд-платформе и после окончания проекта пластинка не будет продаваться в магазинах. То есть будущий альбом становится артефактом еще до релиза.
Благотворительность и общественные инициативы. Существенный рост в ушедшем году показали категории «Благотворительность», «Общественные инициативы» и «Социальное предпринимательство». Социальные кампании за год суммарно собрали 65 млн рублей, на 20% больше, чем в прошлом году.
Основной рост был зафиксирован в категориях «Общественные инициативы» и «Социальное предпринимательство», в них также вырос «средний чек», в два и пять раз соответственно. Также выросли и финансовые цели авторов проектов, эксперты платформы связывают это в том числе с общим ростом цен. Но, несмотря на это, участники социальных крауд-кампаний продолжили активно поддерживать их рублем.
Лидером сбора в категории «Общественные инициативы» стал проект Гузель Санджаповой, которая много лет, в том числе при помощи краудфандинга, развивает родную деревню Малый Турыш в Свердловской области. Автор проекта наладила там производство крем-меда, вывоз мусора, открыла детскую площадку и планировала открытие досугового центра для односельчан. Но прямо под Новый год на производстве произошел пожар: сгорели склад с инструментами для работы и гараж с уборочной техникой и автомобилями для связи с городом.
Деньги необходимы на строительство нового гаража, покупку трактора, машин, инструментов и сушильного шкафа для ягод и трав, без которого производство встанет, а пожилые сельские жители могут остаться без работы. Уже удалось собрать более 5,5 млн рублей — 92% от заявленной финансовой цели, а проект поддержали более 4200 раз.
Дизайн и фотография. В 2023 году заметно увеличились финансовые показатели в категории «Дизайн и фотография». Так, объем собранных средств в 2,4 раза больше по сравнению с 2022 годом.
Рекорд по сбору средств в категории принадлежит крауд-проекту издательства Treemedia и российского фотографа Дмитрия Маркова по переизданию книги «Россия в квадрате». Во время сбора на печать второго тиража всего за месяц удалось привлечь в восемь раз больше средств, чем планировалось изначально. Сбор составил 5,8 млн рублей, а предзаказали книгу 1871 раз.
При этом в 2021 году издательство также выпускало первый тираж этой книги с помощью краудфандинга. Тогда сбор проекта превысил 7,7 млн рублей, а количество предзаказов было более 3600.
Гибридное финансирование. Отдельным трендом эксперты платформы считают тренд на гибридное финансирование, когда благодаря краудфандингу удается привлечь дополнительные ресурсы. По данным опроса авторов успешных проектов Planeta.ru, 17% из них после успешного завершения крауд-кампаний смогли получить гранты, субсидии или инвестиции на ту же цель.
«Мы давно говорим, что самая полезная функция краудфандинга — это даже не деньги, а проверка идеи. С помощью голосования рублем очень честно можно проверить актуальность и востребованность той или иной инициативы, поэтому крауд-проект может выступать pre-seed-стадией.
Со своей стороны, мы активно продвигаем эту идею: например, в 2023 году мы подписали соглашение о сотрудничестве с фондом „Центр гражданских и социальных инициатив Югры“, в рамках которого коллеги будут финансировать проекты активистов ХМАО, прошедших нашу школу краудфандинга. 100 000 ₽ от Фонда поддержки социальных проектов получили победители нашего другого образовательного проекта.
Это здорово, когда „народные“ деньги становятся катализатором для получения субсидий или спонсорских средств. Для грантодающих же организаций или инвестиционных фондов успешный крауд-проект служит прекрасной и наглядной презентацией идеи».
Федор Мурачковский
Сооснователь краудфандинговой платформы Planeta.ru
Расскажите, какие тренды в народном финансировании вы замечаете?