Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Краудфандинг: что это и как его использовать в бизнесе


Краудфандинг позволяет собрать деньги на развитие бизнеса — от тех людей, которые заинтересованы в развитии проекта. Например, кофейня может рассказать в социальных сетях о трудностях и как их можно преодолеть или о новых проектах, а постоянные клиенты отправляют ей деньги — безвозмездно или в обмен на кофе.

Разбираем, что такое краудфандинг, кому он подойдет и как грамотно воспользоваться этим инструментом.

Что такое краудфандинг

Краудфандинг — это привлечение денег в проект. Еще этот процесс называют народным финансированием. Обычно краудфандинг запускают в интернете. Как и с благотворительностью, деньги возвращать не придется. Отличие в том, что при краудфандинге надо будет рассказать, на что бизнес потратил деньги, либо отправить человеку обещанный подарок.

Термин crowdfunding появился больше двадцати лет назад. Но само явление возникло чуть раньше. Так, в 1997 году рок-группа Marillion собирала деньги на гастроли. Они были первыми, кто решил таким образом привлечь финансирование. В России краудфандинг появился в 2007 году: физик Мирослав Сарбаев создал площадку для сбора денег Kroogi, на которой искали деньги на выпуск альбомов музыкальные группы.

Отдельного закона о краудфандинге нет. В 2019 году в России приняли закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ». Он регулирует общие вопросы привлечения денег при помощи краудфандинговых платформ.

Какому бизнесу подойдет краудфандинг

Краудфандинг подойдет в таких ситуациях:

  • у бизнеса уже есть раскрученный бренд, и ему нужно протестировать новый продукт или решить проблемы с существующим;
  • нет продукта и аудитории, но есть интересная идея;
  • есть стартап с трогательной историей;
  • нужно собрать небольшую сумму — до одного миллиона рублей.

А вот в этих случаях на краудфандинг рассчитывать не стоит:

  • нужны вложения от нескольких миллионов и выше;
  • нет истории, которой можно заинтересовать людей;
  • нет лояльной аудитории, которая готова помогать бизнесу.

Собрали в таблицу примеры.

Подойдет краудфандингСкорее всего, краудфандинг не сработает
У кофейни возникли проблемы с помещением: арендодатель попросил выехать, так как планирует продавать недвижимость. Переезд и ремонт стоят дорого, таких денег у кофейни нет.

Чтобы не закрывать заведение, бизнес попросил помочь своих постоянных покупателей. Скорее всего, они помогут, потому что они любят ходить в это заведение и не хотят, чтобы оно закрылось
Человек хочет открыть обычную кофейню, похожие на нее уже есть в городе. Здесь нет трогательной истории или интересной идеи, поэтому собрать деньги вряд ли получится
Предприниматель хочет выпустить настольную игру по мотивам популярной книги, фильма или мемов. Если есть заинтересованная аудитория, есть и высокая вероятность, что люди с удовольствием помогут осуществить идею.

Например, так собирали деньги создатели игры на основе мемов про Средневековье. У них уже была группа во Вконтакте, и подписчики сами просили сделать игру
У мебельной мастерской почти нет клиентов. Она захотела собрать деньги на рекламу с помощью краудфандинга.

Даже если мастерская делает уникальную мебель, люди вряд ли захотят давать деньги на рекламную кампанию. А вот если бы мастерская запускала какой-то социальный проект, шансов на народную помощь было бы больше

«Кооператив „Черный“ существует с 2013 года. Сначала мы арендовали кофейный уголок в московском книжном магазине, потом открыли свою кофейню. Несколько лет обжаривали кофе на арендованных производствах.

Когда решили открыть свой обжарочный цех, посчитали, что нам нужно будет вложить в этот проект около 10 миллионов рублей. Часть мы вложили из прибыли и взяли в долг. А один миллион рублей решили собрать с помощью краудфандинга. И у нас это получилось. Мы собрали 1 291 300 ₽, открыли свой обжарочный цех.

Мы продавали наш кофе в кофейне и онлайн-магазине, но благодаря открытию своего цеха смогли увеличить объемы и настроить стабильную работу над профилями кофе и логистику. Кстати, для читателей Бизнес-секретов у нас есть промокод „genzeb“. Он дает скидку 10% на все товары».

Румия Ахмелетдинова

Румия Ахмелетдинова

Одна из участниц проекта «Кооператив „Черный“»

Если поняли, что бизнесу не подойдет краудфандинг, можно попробовать найти инвестора. Как это сделать — рассказали в отдельной статье.

Дальше рассмотрим, как можно мотивировать людей помочь бизнес-проекту.

Как работает краудфандинг

Обычно бизнес предлагает людям вознаграждение за их помощь. Чаще всего это подарки, скидки на продукт или доступ к предпродажам. Рассказываем подробно про самые популярные виды краудфандинга.

Подарки, или лоты. Например, это могут быть сувениры, уникальные вещи с логотипом компании или экскурсия на производство.

«В 2020 году работа нашего культурного пространства прекратилась на несколько месяцев. Нам удалось договориться с арендодателем о каникулах. Но все равно перед открытием нужны были деньги на аренду, зарплату сотрудникам, покупку расходных материалов и растений. У Циферблата не хватало денег для этого. Поэтому решили попробовать краудфандинг. Другие Циферблаты уже пробовали такой инструмент, когда открывали новые пространства и переезжали.

Мы не просто просили задонатить нам, а сделали интересные лоты: фирменный мерч, необычные абонементы, консультации с экспертами. Нам удалось таким образом собрать не очень большую сумму, почти 300 000 ₽, но ее хватило на открытие и первое время работы».

Наталья Камалетдинова

Скидка на продукт: разовая либо карта покупателя.

Фермерский магазин «Лавка-лавка» собрал 692 300 ₽ на открытие первого офлайн-магазина в Москве. За 100 000 ₽ магазин предлагал карту с постоянной скидкой на товары. У них получилось продать пять таких карт.

Источник — planeta.ru

Предпродажа. Этот вариант подходит, когда у вас есть интересная идея, которая многих увлекает.

«Вместе с одним издательством мы решили выпустить книгу о кофе, которую написал эксперт из Англии. Это базовая книга, которая рассказывает об истории кофе, ботанике и странах-производителях. Но мы не понимали, будет ли отклик, а еще у нас не было свободных денег на это. Поэтому решили сделать предзаказ книги через платформу краудфандинга.

Ставили минимальную сумму 100 000 ₽, так как не ожидали, что получится собрать больше. Но нам удалось собрать 1 541 425 ₽. Книгу в предпродаже купили больше тысячи человек».

Румия Ахмелетдинова

Румия Ахмелетдинова

Одна из участниц проекта «Кооператив „Черный“»

Важно различать понятия краудфандинга и инвестирования. Если бизнес в обмен на деньги отдает не сувениры, а акции или долю в компании, это уже не краудфандинг, и тут действуют другие правила.

Какие есть площадки для краудфандинга

Организовать сбор денег можно на своем сайте или в социальной сети. Если там аудитория маленькая или не очень лояльная, лучше разместить предложение на специальной площадке.

«У нас достаточно много лояльной аудитории — людей, которые любят наше пространство. Поэтому мы решили не пользоваться специальными площадками и рассказали о краудфандинге в своих социальных сетях, а сами лоты, например абонементы, можно было купить на нашем сайте».

Наталья Камалетдинова

Важно выбрать только одну площадку, потому что обычно нельзя размещать один и тот же проект сразу на нескольких платформах. Если это сделать, его могут удалить со всех крауд-ресурсов.

В России есть несколько площадок, самые популярные — Boomstarter и Planeta.ru. Рассмотрим их подробнее.

Boomstarter. На этой площадке в основном размещают свои проекты технологические компании, хотя творческие и социальные проекты тоже там есть.

Boomstarter удерживает комиссию 3,5%, если удалось собрать всю сумму полностью. Если сбор закрыт не будет, деньги просто вернут обратно всем, кто их прислал. Никаких комиссий бизнесу и участникам платить не придется.

Кроме размещения на площадке Boomstarter предлагает услуги за дополнительную плату: консалтинг, включение в рассылки по базе площадки, посты в социальных сетях.

Чтобы разместить свой проект на Boomstarter, нужно соответствовать таким требованиям:

  1. У бизнеса должна быть четко сформулированная цель проекта. Например, выпуск книги или музыкального альбома.
  2. Бизнес должен понимать, сколько денег нужно для реализации проекта.
  3. Должен быть готов минимально жизнеспособный продукт или его прототип.
  4. Проект должен соответствовать одной из категорий: дизайн, еда, игры, издания, искусство, мероприятия, мода, музыка, общество, спорт, театр, технологии, фильмы и видео, фотография, хореография, бизнес.

Проект не разместят на площадке, если он нарушает законы России или предлагает взамен на помощь акции или долю в компании.

Planeta.ru. На этой площадке в основном размещают творческие проекты.

Площадка берет комиссию с успешных проектов, ее величина обговаривается индивидуально. Если заявленную сумму собрать не получилось, деньги просто вернут участникам сбора. Например, если компания хочет собрать 100 000 ₽, а получилось собрать только 97 000 ₽, проект будет отмечен как неуспешный и участники получат свои деньги обратно.

Не получится разместить на этой площадке проекты, которые:

  1. Не связаны с творчеством или общественно полезной целью и имеют только личные цели. Например, вы хотите открыть продуктовый магазин.
  2. Направлены только на рекламу и продвижение продукта.
  3. Связаны с религией или политикой.

На Planeta.ru популярны такие темы: издание книги, выпуск музыкального альбома или фильма, мобильные приложения и интернет-платформы.

Как разместить свой проект на краудфандинговой площадке

Если решили привлекать деньги с помощью специальной площадки, создайте там аккаунт. После этого платформа запросит документы, их список зависит от площадки. Чаще всего это паспорт предпринимателя, свидетельство ИНН, ОГРН.

После решения формальных вопросов нужно описать ваше предложение. Оно должно убеждать читателей в том, что в ваш проект действительно надо вложить деньги.

Вот что мы рекомендуем включить в предложение:

  1. Срок, в течение которого вам нужно собрать деньги. Например, три месяца.
  2. Минимальная сумма, которая вам нужна.
  3. Ваши обязательства. Например, какие бонусы или лоты вы даете в обмен на деньги.
  4. Объяснить, зачем переводить деньги нужно именно вашему проекту. Можно добавить фото, видео, мнения экспертов.

Перед тем как подать заявку на сбор денег, надо открыть расчетный счет в банке. На него придут деньги, которые получится собрать.

«Чтобы краудфандинг стал успешным для вашего проекта, надо максимально ясно и доходчиво рассказать про ваши цели и описать лоты. Важно не забывать по ходу движения проекта публиковать новости о сборе на площадке и поддерживать связь с теми, кто уже поучаствовал. На популярных площадках есть возможность публиковать новости.

Рекомендуем писать о краудфандинге в своих социальных сетях. Например, подробно рассказать о целях и лотах.

Еще для продвижения проекта можно написать блогерам, владельцам телеграм-каналов по вашей теме, СМИ. Попробуйте попросить медийную поддержку у экспертов в той теме, в которой реализуете ваш проект».

Румия Ахмелетдинова

Румия Ахмелетдинова

Одна из участниц проекта «Кооператив „Черный“»

Пример сбора средств через краудфандинговую платформу
Пример сбора средств через краудфандинговую платформу

Кроме текста в описание можно добавить видео с рассказом о вашем проекте. Обычно это помогает убедительнее рассказать об идее

Кроме текста в описание можно добавить видео с рассказом о вашем проекте. Обычно это помогает убедительнее рассказать об идее

Какие налоги надо платить с суммы, которую собрали

Сумма, которую удалось собрать при помощи краудфандинга, считается вашим доходом. Поэтому с нее придется уплатить налог в зависимости от системы налогообложения, на которой работает ваш бизнес.

Например, если вы работаете на общей системе налогообложения, придется исчислить и уплатить НДС и налог на прибыль. Если на упрощенке — налог на УСН.

Главное в статье

  1. Crowdfunding, или краудфандинг, — это возможность собрать деньги на открытие или развитие бизнеса.
  2. В обмен на деньги бизнес может предложить подарки, скидки или предпродажу товара.
  3. Собирать деньги можно на своем сайте, в социальных сетях или на специальных площадках. В России сейчас есть две основные краудфандинговые компании для этих целей — Boomstarter и Planeta.ru.
  4. С денег, которые собрали с помощью краудфандинга, придется уплатить налог. Его расчет и налоговая ставка зависит от системы налогообложения.
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Юлия Маркевич
Юлия Маркевич

А вы использовали краудфандинг? Если еще нет, то хотели бы в будущем?

marixa.ku

Здравствуйте, да хотела бы воспользоваться, но не являюсь бизнес владельцем, я педагог по керамике. Наша студия переезжает в другое здание, а там необходим ремонт. Студия находится в детско-юношеском центре занятия проходят бесплатно. Хочу написать проект по созданию комфортных условий для полноценных занятий в студии.

user66835Валентина Степанова

Меня просят мои читатели переиздать первые мои две книги. Но я на пенсии, и это не мои деньги

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

user66835Валентина, как раз с помощью краудфандинга ваши читатели могут помочь вам с переизданием книг.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации