Благотворительный фонд — это некоммерческая организация. Бюрократически его работа ничем не отличается от бизнеса: фонды тоже сдают отчетность, платят налоги, нанимают сотрудников, много ресурсов уделяют пиару. Разница в том, что цель НКО не заработок, а решение важных общественных проблем — помощь детям, животным, пожилым, малоимущим семьям, охрана природы.
Вместе с благотворительным фондом помощи детям с онкогематологическими заболеваниями «Подари жизнь» рассказываем, как открыть благотворительный фонд.
Разобраться, нужен ли вам фонд
Прежде чем регистрировать фонд, надо ответить на несколько вопросов:
- как часто вы хотите помогать другим;
- сколько времени вы готовы тратить на фонд;
- каких изменений вы хотите добиться своей работой.
Давайте разберем две ситуации.
Ситуация 1. Волонтер Маша помогает животным: в среднем раз в месяц ловит уличных кошек, относит в клинику, там их обследует на инфекции, стерилизует. Потом Маша пристраивает кошек на передержки и ищет постоянную семью.
Друзья и знакомые Маши знают, что девушка помогает животным, поэтому иногда скидывают на ее личную карту деньги для помощи.
Основная работа Маши — пиарщик в финансовой компании. А животным она помогает в свободное время, это просто ее желание иногда делать что-то хорошее.
Регистрировать НКО Маше не нужно. Она помогает не настолько регулярно, чтобы регистрировать полноценную организацию и нести за нее ответственность. Также Маше придется отчитываться за любое пожертвование, а сейчас она этого делать не обязана.
Ситуация 2. Группа волонтеров помогает пациентам онкогематологического отделения московской больницы. Вот чем они занимаются практически каждый день:
- ищут доноров крови, потому что в больнице ее не хватает — размещают SOS-посты в интернете, приглашают телевидение и артистов для огласки проблемы;
- собирают деньги на дорогостоящее оборудование, проводят благотворительные мероприятия. За один благотворительный вечер могут собрать несколько миллионов рублей;
- делают ремонт в больнице, потому что врачи попросили помочь — из-за плесени на стенах и плохой вентиляции дети подхватывают инфекции;
- собирают деньги на лекарства;
- проводят в больнице праздники для мам и детей.
Это реальные задачи, которые решали в начале 2000-х участники волонтерской группы «Доноры — детям». Позже, в 2006 году, группа превратилась в фонд «Подари жизнь».
В этой ситуации группа волонтеров ведет полноценную благотворительную деятельность. Значит, нужна регистрация благотворительного фонда.
Определиться с целью организации
Работу благотворительных фондов регулирует закон о некоммерческих организациях. Он разрешает фондам заниматься разными видами деятельности, главное, чтобы они все были прописаны в уставе фонда. Например, если в уставе будет указано только, что НКО помогает с оплатой лечения детей, — фонд не сможет оплатить реабилитацию или инвалидную коляску.
Лучше указать все возможные виды деятельности на старте. Иначе потом придется вносить изменения в устав, а это не самая простая процедура.
Разберем на примерах.
❌ Неудачный вариант
«Предмет деятельности фонда — помощь детям до 18 лет с оплатой лечения онкологических и гематологических диагнозов».
Из этого описания неясно, какое именно лечение фонд собирается оплачивать. Кроме того, короткое описание ограничивает деятельность будущего фонда. Лучше указать и другие виды деятельности — как показывает опыт, благотворительная помощь редко ограничивается только оплатой лечения.
❌ Неудачный вариант
«Предмет деятельности фонда — помощь детям до 18 лет с оплатой лечения онкологических и гематологических диагнозов, ДЦП, расстройств аутистического спектра, а также материальная помощь детям из неблагополучных семей».
Этот пример затрагивает сразу несколько диагнозов, а еще включает помощь здоровым детям. Минюст в регистрации такого фонда, скорее всего, откажет и порекомендует открывать несколько организаций под разные задачи.
✔️ Удачный вариант
«Предмет деятельности фонда:
- помощь детям и подросткам до 18 лет с оплатой медицинского лечения онкологических и гематологических диагнозов;
- покупка отечественных и зарубежных препаратов, оплата операций и трансплантаций костного мозга, эндопротезирования, лучевой и радиотерапии;
- оплата реабилитации, покупка инвалидных колясок, тренажеров;
- помощь паллиативным пациентам;
- материальная помощь семьям умерших подопечных фонда;
- покупка билетов на транспорт для подопечных и их опекунов;
- материальная помощь семьям подопечных — покупка одежды, продуктов первой необходимости;
- оплата услуг няни».
Это удачный пример по двум основным причинам. Во-первых, тут оказывается помощь детям с конкретными диагнозами. Также указаны разные виды поддержки: оплата разнообразного лечения, реабилитации, необходимых вещей и услуг.
Чтобы прописать в уставе виды деятельности, надо хорошо представлять себе будущих подопечных и их нужды. Так, если хотите помогать больным детям, могут помочь ответы на такие вопросы:
- Какой диагноз?
- Какой возраст?
- За помощью могут обратиться только дети из России или также из других стран?
- Какую помощь будете оказывать: медицинскую, социальную, помощь с реабилитацией?
- Планируете ли развивать смежные направления: волонтерскую культуру, донорство крови?
- Собираетесь ли помогать врачам с научными исследованиями?
- Будете ли помогать больницам с покупкой оборудования?
Подробно прописать, какие виды помощи вы оказываете, нужно не только в уставе, но и на сайте, в социальных сетях, на рекламных листовках. Так люди, нуждающиеся в помощи, поймут, можно ли просить ее у вас.
Провести подготовительную работу для регистрации фонда
До создания благотворительного фонда нужно проделать несколько шагов. В первую очередь учредители решают создать организацию. После этого они:
- выбирают членов органов управления — совета и попечительского совета;
- готовят устав;
- выбирают директора;
- проводят собрание, на котором учредитель или учредители инициируют создание фонда.
Учредители решают создать организацию. Учредителями фонда могут быть организация или человек, в том числе иностранец, законно находящийся в РФ. Учредитель может быть один или несколько.
С учредителя начинается официальное создание фонда. По закону именно он собирает встречу, на которой обсуждают работу фонда, устав и определяют, кто войдет в главный орган управления — совет.
Часто учредителями фондов становятся артисты, которые помогали волонтерам еще до создания фонда. Известные учредители вызывают доверие у благотворителей, помогают с пиаром, организуют благотворительные мероприятия.
При этом учредители не участвуют в деятельности организации напрямую. Если же учредитель захочет управлять делами, он может делать это только через cовет.
Выбирают членов органов управления — совета и попечительского совета. Раньше совет назывался правлением. Команды совета и попечительского совета разные, один и тот же человек не может входить в оба. Члены советов не трудоустроены в фонде и не получают деньги за работу. Но при этом оба совета вправе потребовать у директора любые объяснения и документы, в том числе финансовые.
Состав советов может меняться: его члены вправе приглашать новых людей и исключать действующих участников. Для этого необходимо провести заседания совета и голосование, все изменения нужно отражать в протоколах.
Совет — это высший орган управления фонда, он руководит организацией. Его можно сравнить с советом директоров крупной компании.
Членами совета могут быть только совершеннолетние. В момент создания в совет фонда могут входить учредители, но это не обязательно. В идеале в совет фонда должны входить не просто волонтеры, друзья и знакомые учредителей, но и другие люди, чтобы все решения были максимально независимыми. На первых порах, когда знакомств может быть немного, в совет могут входить только люди, близкие фонду. Главное, чтобы они обладали хорошими менеджерскими навыками.
«Совет нужен не для галочки. В наш совет входят юристы, экономисты, два врача-онколога. Это специалисты, которые обладают хорошими управленческими знаниями и навыками и определяют стратегию работы».
Екатерина Шергова
Директор фонда «Подари жизнь»
Совет утверждает устав, может вносить в него изменения, определяет направления работы, финансовый план, назначает директора и попечительский совет. Заседания проходят один-два раза в год, на них должны присутствовать более половины членов совета. Решения принимают путем голосования.
Попечительский совет выполняет надзорную функцию — следит за работой фонда, за принятием решений, исполнением проектов, использованием пожертвований и исполнением законодательства.
Попечительский совет собирают по мере необходимости, но не реже одного раза в год. В него не могут входить сотрудники фонда. Как правило, это давние волонтеры или известные люди, готовые включаться в работу фонда, помимо своей основной деятельности.
Готовят устав. В уставе благотворительного фонда должна быть вся основная информация о фонде — цель и предмет деятельности, права учредителей, структура органов управления, благотворительная программа. Подробнее о видах деятельности мы уже рассказали выше.
Выбирают директора. У него такие же обязанности, как и у директора любой компании. Он совершает все юридические действия от имени фонда, решает финансово-хозяйственные вопросы, утверждает штатное расписание и зарплату, издает приказы и распоряжения, нанимает и увольняет сотрудников, отвечает за целевое использование благотворительных средств.
Директор должен исполнять все решения совета. Если совет решит, что директор не справляется с работой, он может переизбрать директора.
Проводят собрание, на котором учредитель инициирует создание фонда. Какого-то обязательного шаблона протокола нет, его можно оформить в свободной форме. Оставляем ссылку на шаблон протокола собрания об учреждении ООО — можно составить протокол по аналогии, просто замените нужные данные на свои.
Вот какая информация точно должна быть в протоколе:
- Название и номер протокола — «Протокол № 1 общего собрания учредителей благотворительного фонда».
- Дата и город проведения собрания.
- Имена учредителей фонда.
- Имена других участников — членов будущего совета и попечительского совета, а также секретаря собрания.
- Повестка собрания. В ней будут такие вопросы: создать фонд и утвердить название, утвердить устав, сформировать совет и попечительский совет, определить адрес фонда и человека, ответственного за оформление документов, изготовление печати и подачу документов на регистрацию в Минюст.
- Решения заседания. Нужно прописать, что участники заседания обсудили все вопросы повестки и какие приняли по ним решения.
- Подписи присутствующих.
Этот протокол нужно вложить в пакет документов, которые будут сданы на регистрацию в Минюст.
Зарегистрировать организацию
Регистрацией благотворительных организаций занимается Министерство юстиции, понадобятся такие документы:
- Заявление о регистрации юридического лица по форме № P11001 — в частности, в нем нужно указать название фонда и его адрес.
- Устав.
- Протокол № 1 — документ, в котором описаны все события, которые произошли на первом собрании будущего фонда.
- Документ об уплате госпошлины — 4000 ₽.
Подать документы можно лично, через Минюст, или в электронном виде — через Госуслуги.
На Госуслугах подать заявление может учредитель или будущий директор фонда — через свой личный кабинет. Для этого нужно выбрать «Государственная регистрация иных некоммерческих организаций при их создании». При онлайн-подаче документы нужно отсканировать и подписать квалифицированной электронной подписью.
Подготовить документы для благотворителей
Отдельно расскажем о документах, которые не нужно относить в Минюст. При этом они должны быть у фонда, чтобы поддерживать прозрачные и доверительные взаимоотношения с благотворителями.
Благотворительная программа. Это документ, в котором подробно описаны направления работы фонда и получатели пожертвований. Например, если фонд собирается помогать пяти больницам Москвы, это нужно прописать в благотворительной программе.
По закону на финансирование благотворительных программ должно расходоваться не менее 80% ежегодных поступлений фонда. Оставшиеся 20% фонд вправе потратить на административные расходы — зарплаты сотрудников, обеспечение офиса.
Оферта. Фонд обязан официально оформить отношения с каждым благотворителем. Чтобы не заключать отдельные договоры пожертвования, фонд может использовать публичную оферту.
У оферты нет конкретного адресата, это предложение для всех. Когда человек делает пожертвование, он автоматически соглашается с офертой. В оферте нужно подробно прописать, кому и какую помощь оказывает фонд.
В оферте обязательно должна быть информация, куда фонд может направить пожертвование, если благотворитель не указал конкретное назначение платежа
Если благотворитель хочет перевести деньги на конкретного ребенка, он может указать в переводе его имя. Тогда фонд обязан потратить деньги на этого подопечного.
Если в переводе указаний нет, для фонда это возможность потратить деньги, куда ему нужно — на оплату лечения, на закупку оборудования или на административные расходы.
Оферта защищает фонды от претензий, что деньги уходят не на помощь детям.
Также любой благотворитель вправе обратиться в фонд и попросить заключить персональный договор пожертвования. Для некоторых благотворителей это важно. Фонд не имеет права отказать.
Заручиться поддержкой экспертов и артистов
Учредители, совет, попечительский совет — это обязательные условия работы фонда по закону. Но для эффективной работы фонд может привлекать и других людей — экспертов в той сфере, в которой он помогает, известных артистов.
Экспертный совет. Фонд, который помогает в сфере медицины, не может обойтись без экспертизы врачей, поэтому экспертный совет — один из признаков профессионального фонда.
В экспертный совет входят врачи или другие специалисты с определенными знаниями. Например, если фонд помогает детям, больным раком, в экспертный совет входят онкологи и гематологи. Они рассматривают обращения семей и анализируют, может ли фонд оказать помощь.
«Еще в самом начале мы решили, что фонд собирает деньги, но мы ничего не понимаем в лечении детского рака и не можем судить, действительно ли нужно ребенку лекарство, которое просят родители. С первого дня все медицинские решения принимают врачи. Это работает так: мы получаем заявку на помощь, относим нашему экспертному совету, ждем решение и возвращаемся с ответом к семье».
Екатерина Шергова
Директор фонда «Подари жизнь»
Амбассадоры. Это друзья фонда — артисты, журналисты, блогеры, которые помогают фонду. Амбассадоры поддерживают фонд в соцсетях, участвуют в благотворительных мероприятиях, говорят о роли благотворительности.
Но, в отличие от артистов, которые входят в попечительский совет или являются учредителями, амбассадоры не принимают никаких решений относительно развития и работы фонда. Они помогают, когда у них есть время и желание.
Пробовать привлекать звезд к дружбе с фондом можно, даже когда ваша организация еще совсем молодая. Опыт показывает, что артисты охотно соглашаются на это.
Выбрать режим налогообложения
Во время регистрации налоговая по умолчанию присваивает организациям общую систему налогообложения. При ней для компаний нет никаких ограничений по доходам и количеству сотрудников, но нужно платить два налога с доходов и вести сложный учет.
Для благотворительного фонда стоит рассмотреть спецрежим — упрощенную систему налогообложения, режим «Доходы». На ней работать удобнее всего.
Чтобы фонд мог работать на упрощенке, он должен соблюдать два условия:
- сумма доходов в 2024 году — максимум 265,8 млн рублей;
- среднее число сотрудников — до 130 человек, учитываются и сотрудники в штате, и те, кто работает по договорам ГПХ. Члены советов сюда не входят.
С доходами фонда есть нюанс. Пожертвования не считаются налоговым доходом, потому что предназначены для подопечных, а не членов совета и учредителей, как это происходит в бизнесе. Так, если за год фонд получит 1 млрд рублей пожертвований, он не потеряет право на УСН.
У фондов могут быть коммерческие доходы, например выручка от продажи мерча. А еще может быть внереализационный доход. Он не связан с основной деятельностью организации. Например, к такому доходу относятся проценты, полученные от временного хранения денег на депозитах. С этих заработков и нужно платить налог на упрощенке.
«Есть важный момент, про который всегда нужно помнить. Пожертвования не считаются доходом, если в назначении перевода денег человек прописывает, что это благотворительное пожертвование. Иначе мы обязаны заплатить налог с этого пожертвования.
Если фонд получает перевод без такой пометки, сотрудники бухгалтерии связываются с благотворителем и просят прислать подтверждение, что это было пожертвование».
Екатерина Шергова
Директор фонда «Подари жизнь»
Подтверждением в таком случае может считаться даже письменное согласие в обратном письме.
Собрать команду
Если фонд появился из команды волонтеров, некоторые из них, скорее всего, и станут первыми сотрудниками. Первое время надо быть готовым к тому, что работники будут вынуждены брать на себя самые разные задачи.
«На первых порах один человек мог быть и администратором офиса, и автором статей для сайта. Работы было много, все занимались всем. Сначала было несколько человек, потом задач становилось больше, ты переставал справляться, поэтому появлялись новые сотрудники, потом еще. Сейчас в нашем фонде работает около 100 человек».
Екатерина Шергова
Директор фонда «Подари жизнь»
У фонда обязательно должен быть директор. Чаще всего еще нужны такие сотрудники:
- бухгалтер — готовит финансовые отчеты для благотворителей и государства, переводит деньги контрагентам, зарплаты сотрудникам;
- фандрайзер — ищет новых благотворителей и поддерживает взаимоотношения со старыми;
- специалист по пиару — сотрудничает со СМИ, инициирует публикации о фонде;
- SMM-менеджер — продвигает фонд в соцсетях;
- координатор — обрабатывает обращения за помощью, общается с подопечными, оформляет документы;
- специалист по закупкам — общается с поставщиками и закупает лекарства или другие необходимые предметы помощи;
- юрист;
- администратор — отвечает на звонки и электронную почту, принимает курьеров и отвечает за разные организационные вопросы.
«Мы в фонде всеми силами стараемся снижать административную нагрузку, чтобы тратить как можно больше пожертвований на главную цель, ради которой мы все тут собрались, — лечение детей. Например, часть зарплат погружена внутрь проектов, которые полностью поддерживают компании.
Так, у нас есть волонтерский проект — это команда, которая развивает волонтерство и общается с волонтерами фонда, которых у нас около 2000 человек. Зарплаты координаторов волонтерского проекта мы „помещаем“ внутрь волонтерского проекта. Потом мы ищем благотворителей, которые согласились бы помогать не конкретному ребенку, больному лейкозом, а проектам фонда — то есть оплачивали бы расходы проекта.
Мы предупреждаем, что в эти расходы будут входить и зарплаты наших сотрудников. Многие благотворители, это, конечно, в первую очередь крупный бизнес, хорошо понимают всю важность профессиональных сотрудников, поэтому соглашаются».
Екатерина Шергова
Директор фонда «Подари жизнь»
К работе фонда можно привлекать волонтеров — многие не готовы расстаться с основной работой, но хотят помогать в свободное время. Это может быть и помощь в больницах, и профессиональная помощь знаниями и навыками. Например, юристы помогают с юридическими вопросами семьям, переводчики переводят медицинские документы. Кто-то просто на своем автомобиле отвозит пациентов из больницы в аэропорт.
Искать волонтеров можно через соцсети. Со временем стоит разработать правила взаимодействия с волонтерами, чтобы избегать неприятных ситуаций. В крупных фондах волонтеры проходят строгий отбор, потому что впоследствии общаются с семьями подопечных.
Найти помещение
Офис важен сразу по нескольким причинам:
- Он формирует доверие у благотворителей — многие из них хотят приносить наличные или другие предметы помощи в офис, общаться с сотрудниками и видеть, что организация действительно существует.
- Многие благотворители предпочитают помогать не деньгами, а игрушками, одеждой, памперсами, бытовой химией — они делают заказ на маркетплейсе и оформляют доставку в офис фонда.
- Офис нужен и для общения с потенциальными подопечными. Конечно, кто-то может отправить заявку на помощь по электронной почте. Но в то же время у фонда должно быть место, где сотрудники смогут подписывать документы и общаться с семьями лично.
Особых требований к помещению для фонда нет. Чтобы сэкономить, можно попробовать найти офис через благотворителей.
«У фонда было несколько помещений в безвозмездном пользовании, со всеми нам помогли благотворители. Офис, в котором мы работаем сейчас, предоставила мэрия Москвы в бесплатное пользование до 2037 года.
За два года пандемии мы научились работать на удаленке, но без офиса благотворительной организации не обойтись. Многие сотрудники должны общаться с родителями и контрагентами, в фонд ежедневно приезжают десятки курьеров. Иметь офис очень важно — это такое же лицо фонда, как и сайт, наши сотрудники».
Екатерина Шергова
Директор фонда «Подари жизнь»
Настроить способы пожертвования
Чтобы люди переводили в фонд деньги, важно предоставить благотворителям разные варианты перевода. Кто-то отправляет деньги через СМС, а кто-то — только через банковские мобильные приложения. Чем больше способов перевода вы используете, тем больше благотворителей выберут удобный вариант и переведут деньги.
Касса или кэшбокс. Наличные — популярный способ помощи. Проще и безопаснее принимать наличные в офисе фонда. Это можно делать через кассу или опломбированный кэшбокс — прозрачный ящик для сбора налички.
Ставить кэшбоксы можно в магазинах и супермаркетах, если заключить с ними договор. Однако многие боятся опускать деньги в ящики в общественных местах. Поэтому будет не лишним разместить у себя на сайте список магазинов, где стоят ящики. Практика показывает, что люди часто проверяют эту информацию перед тем, как положить деньги в ящик.
К ящикам для сбора пожертвований есть несколько требований, установленных законом. Их стоит изучить до начала установки, чтобы потом не было проблем с законом.
Сайт фонда. Чтобы принимать оплату на сайте фонда, нужно заключить договор с банком или с сервисом приема онлайн-платежей, например CloudPayments. Также понадобится помощь программиста с настройкой сайта. Деньги будут попадать на банковский счет фонда.
Сервис приема онлайн-платежей называется интернет-эквайрингом. Банк берет за эквайринг комиссию. Часто банки идут на уступки благотворительным организациям и делают процент ниже.
Онлайн-банк или приложение банка. Если договориться с банком, его клиенты смогут сделать пожертвование прямо в личном кабинете. Как правило, у банков есть отдельный раздел «Благотворительность», в котором несколько фондов.
Такой вариант удобен для благотворителей. Они не должны тратить время на ввод реквизитов карты, как это происходит на сайте фонда. В личном кабинете банка все уже настроено. Благотворителю останется лишь ввести сумму пожертвования.
СМС. Люди могут помогать, отправив СМС на короткий номер. Подключить короткий номер можно через агрегатор, например MIXPLAT. Есть два варианта:
- Фонд получает свой уникальный номер.
- Фонд подключается к общему номеру, которым пользуются несколько организаций. В этом случае у каждого фонда есть ключевое слово, по нему агрегатор понимает, кому был сделан перевод.
«Треть переводов мы получаем через банк, вторую треть — на сайте через платежную форму, остальные переводы приходятся на остальные способы.
Отмечу, что важно настроить возможность регулярных автоматических списаний. Благотворитель настраивает, чтобы с его карты раз в месяц, например 9-го числа, списывались 100 ₽. Это удобно и для человека, потому что ему больше не нужно думать об этом, и для фондов, потому что благодаря регулярным подпискам мы можем предугадать, сколько денег точно получим в следующем месяце».
Екатерина Шергова
Директор фонда «Подари жизнь»
Благотворитель может захотеть вернуть деньги, если передумал помогать или сделал перевод по ошибке. Это его право, и фонд должен вернуть запрошенную сумму.
Какую помощь можно принимать
Деньги не единственная помощь, которую можно просить у благотворителей. Кто-то не готов переводить деньги, но был бы рад купить что-то самостоятельно. А кто-то готов устраивать собственные благотворительные мероприятия и привлекать к сбору своих друзей.
Игрушки и средства гигиены. Если фонд помогает детям, можно собирать подарки на Новый год или дни рождения. Если помогает пожилым, можно просить покупать салфетки, памперсы, книги.
Услуги и мебель. Компании готовы предоставлять сотрудникам фонда скидки на свои услуги, например на сотовую связь или интернет. Или же могут и вовсе дарить свои услуги или мебель для офиса.
Акции в магазинах. Скорее всего, этот пункт не получится организовать на старте, но со временем можно выходить на продуктовые бренды и предлагать совместные акции. Например, частый пример такого сотрудничества — когда бренд отчисляет в фонд часть денег с продажи товаров.
Поддержка от банков. Банки поддерживают благотворительные организации разными способами. Например, у Т-Банк есть социальный сервис «Кэшбэк во благо» — он позволяет клиентам настроить автоматический перевод кэшбэка в пользу одного из фондов.
Все фонды — участники сервиса — проверенные организации, поэтому благотворители знают, что это безопасно. А для фондов — это еще одна возможность получить пожертвования.
Волонтерский фандрайзинг. Фандрайзинг — это поиск денег и других ресурсов, которые необходимы для работы фонда. Волонтерский фандрайзинг — это когда благотворительные мероприятия в пользу фонда устраивают сами благотворители: среди друзей, знакомых, коллег. Это могут быть распродажи, мастер-классы, концерты в школах.
Помощь волонтеров. Люди охотно помогают фондам на волонтерских началах. Приходят в больницы, чтобы пообщаться с детьми и поддержать родителей. Помогают профессиональными навыками, например волонтеры-юристы помогают родителям получить льготы.
Наладить процесс с отчетностью
Есть два вида отчетности: обязательная по закону и добровольная — перед благотворителями.
Закон обязывает фонды ежегодно проходить аудит, отчитываться перед Минюстом, налоговой инспекцией, Социальным фондом России.
Проходить аудит и отправлять отчеты в Минюст. Годовая бухгалтерская отчетность фонда подлежит обязательному аудиту. После утверждения аудиторского заключения у фонда есть 10 рабочих дней на то, чтобы загрузить его на сайт Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности — ресурс ведет налоговая служба.
В течение 15 рабочих дней аудиторское заключение нужно отправить и в Минюст — для этого есть специальная форма № ОИА004. В обоих случаях заключение и информация о нем должны оказаться в ведомствах не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Еще до 15 апреля фонды отчитываются перед Минюстом по специальной форме № OH0002. В отчете нужно расписать, сколько денег по каким направлениям фонда было потрачено.
Отправлять отчеты в налоговую. Раз в год фонды должны сдавать бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств и другие формы. Если фонд работает на УСН, он должен ежегодно сдавать декларацию по УСН. Если на ОСН — декларации и расчеты по НДС и налогу на прибыль.
Отчитываться за сотрудников тоже нужно. В налоговую ежеквартально нужно отправлять расчет по страховым взносам и расчет 6-НДФЛ, в котором фиксируется налог на доходы физических лиц. Ежемесячно в налоговую нужно сдавать персонифицированные сведения о физлицах, с которыми в отчетном месяце действовали трудовые или гражданско-правовые договоры.
Если у фонда в собственности недвижимость, нужно сдавать декларацию и по налогу на имущество организаций.
Отправлять отчеты в СФР. Фонды должны отчитываться перед Социальным фондом России — в 2023 году в него объединились фонды пенсионного и социального страхования.
Нужно отправлять отчет по форме ЕФC-1. Это единая форма, в которую входят несколько отчетов за сотрудников, но сдавать ее разделы нужно в разные сроки. Подробнее об этом рассказали в отдельной статье.
Годовой отчет перед Минюстом и аудиторское заключение фонды должны хранить в открытом доступе, например на сайте, чтобы с ними мог ознакомиться каждый благотворитель.
А вот отчетность перед каждым отдельным благотворителем не обязательна. Но именно она формирует доверие среди людей, поэтому фонды стараются вести ее максимально подробно. Такая отчетность может быть нескольких видов.
Личный отчет. Каждый благотворитель может запросить информацию, куда было потрачено его пожертвование. Фонд может предоставить финансовый отчет в свободной форме. Дополнительно можно приложить небольшой рассказ о ребенке, которому помогли.
Ежемесячный отчет о тратах. Форма такого отчета тоже свободная. Например, фонд может раз в месяц делать публикацию на сайте и прикреплять к ней эксель-документ со всеми тратами. А фонд «Подари жизнь» еще и публикует отчеты, сколько поступило денег за месяц и через какие каналы пожертвований — мобильное приложение, банк, электронные платежные системы.
Годовой отчет. Раз в год многие фонды готовят большой отчет, в котором делятся цифрами, достижениями, историями волонтеров и благотворителей, фотографиями детей, публикациями в СМИ. Как показывает практика, этот формат особенно востребован благотворителями. На основе отчета они могут принимать решения, помогать ли и дальше фонду. Поэтому стоит составлять такой отчет максимально подробно.
Подумать, как обезопасить себя от мошенников
Мошенников, которые прикрываются честными фондами, до сих пор много. Из-за них благотворители меньше доверяют надежным организациям. Лучшая рекомендация — не собирать пожертвования в транспорте и на улицах, потому что крупные фонды так не делают. Только через собственный сайт, соцсети, на официальных мероприятиях.
Были случаи, когда нечестные организации использовали названия или логотипы фондов. Чтобы защитить название от злоумышленников, после регистрации фонда можно зарегистрировать свой товарный знак. Как минимум это поможет в судебных спорах.
Главное
- Перед тем как открыть НКО, нужно четко сформулировать, кому и как вы будете помогать.
- Чаще всего фонды работают на УСН «Доходы». При этом пожертвования не считаются налоговыми доходами организации.
- В идеале фонд должен принимать пожертвования разными способами, чтобы помощь была удобной для всех благотворителей. Принимать помощь можно не только деньгами.
- Платить зарплату сотрудникам можно из пожертвованных денег. Но тратить на зарплаты и другие административные расходы, например на обслуживание офиса, можно не более 20% от поступлений за год.
- Фонд должен отчитываться раз в год перед Минюстом, несколько раз в год перед налоговой инспекцией и СФР и постоянно перед благотворителями.
- Чтобы люди доверяли фонду, не рекомендуем собирать деньги в общественных местах. Зато стоит сделать подробный и понятный сайт, делиться новостями в социальных сетях, открыто общаться с благотворителями, отвечать на критику и благодарить за помощь.
Какой вид помощи вы бы оказывали, если бы открывали благотворительный фонд?