Представьте, что вы получили типовое коммерческое предложение, которое никак не учитывает специфику вашего бизнеса. Доверили бы вы такому подрядчику свой маркетинговый бюджет? Вряд ли. Разбираем на примере сотрудничества с производителем изделий из камня Q-Style, как всего за три шага погрузиться в особенности бизнеса клиента, предложить сервис, от которого он не сможет отказаться, и выстроить базу для долговременного сотрудничества.
Почему компании меняют агентства по продвижению
Клиент уходит, когда его ожидания не совпадают с результатом. Заказчику нужна уверенность, что исполнитель контролирует ситуацию. Компании хотят работать с партнерами, которые возьмут на себя ответственность за результат и обеспечат полную прозрачность работы. При этом не будут требовать погружения в детали.
Вопрос смены подрядчика по услугам продвижения встал перед компанией Q-style в конце 2023 года, когда владелец устал от микроменеджмента и постоянного контроля ситуации.
Первая проблема, с которой столкнулся Q-style, — поиск подрядчика. Чтобы найти новое агентство по продвижению, ушло около трех месяцев. Компания пересмотрела более 30 кандидатов. Почему процесс так затянулся?
- шаблонные коммерческие предложения. Потенциальные подрядчики присылали однотипные КП, не вникая в специфику. Это вызывало сомнения в индивидуальном подходе и компетентности;
- поверхностные аудиты. Клиенту предлагали типовые аудиты сайта, которые можно сделать самостоятельно через специализированные онлайн-сервисы;
- недостаточная глубина в общении. Подрядчики не интересовались деталями, которые помогли бы понять бизнес и потребности клиента;
Наш подход включает три шага, которые позволяют погрузиться в бизнес клиента, завоевать его доверие и перейти к заключению договора.
Шаг 1. Знакомство и заполнение брифа
Мы спрашиваем о позиционировании бренда, об отстройке от конкурентов. Чтобы оценить рентабельность запуска рекламных кампаний, запрашиваем ключевые метрики: средний чек, маржинальность, конверсии на разных этапах воронки. Всю информацию от клиента заносим в бриф (опросник).
По нашим вопросам и заинтересованности клиент сделал вывод, что мы действуем не по шаблону, а стараемся вникнуть в специфику дела и предложить решения, адаптированные под его нужды. Таким образом, мы привлекли его внимание и перешли на следующий шаг сотрудничества.
Делюсь с вами брифом, который применяет наша компания.
Шаг 2. Анализ рынка и расчет юнит-экономики
Мы откажем клиенту, если юнит-экономика не сходится и деньги, вложенные в продвижение, не окупятся.
Чтобы оценить рынок, смотрим среднюю цену клика: сколько прямо сейчас конкуренты платят за каждый клик по рекламному объявлению. Предполагая, что бизнес-процессы у конкурентов выстроены примерно так же, как у нашего потенциального клиента, высчитываем, сколько сейчас платит конкурент за каждого лида.
Лид — это человек, который проявил интерес к товару или услуге, например, оставил свои контактные данные или запросил подробную информацию. Лиды бывают «неквалифицированными», если они просто оставили контакты, и «квалифицированными», когда они уже близки к покупке. Конечно, не все обратившиеся в итоге совершают покупку. Поэтому важно понимать, сколько в среднем стоит привлечение одного клиента с учетом конверсии лидов в продажи. Максимальную стоимость лида для клиента вычисляем на основании данных из брифа о среднем чеке, марже, конверсиях.
Оцениваем потенциал продвижения по SEO и контекстной рекламе — двум основным каналам привлечения, с которыми работаем. Если видим, что лучше сработает другой канал продвижения, обязательно сообщаем клиенту.
Когда видим низкую конверсию в продажу, задаем уточняющие вопросы по бизнес-процессам компании. Проблемы видны по данным аналитики.
Мы против траты денег клиента впустую. Прежде чем «сливать» маркетинговый бюджет, проверим, что все этапы воронки работают эффективно и способны обработать повышенный объем заказов.
Шаг 3. Согласование стратегии развития и заключение договора
Заказчику важно, чтобы у подрядчика была система, по которой он работает. Мы предлагаем понятный план по достижению KPI. Наш KPI — стоимость лида. Мы закрепляем его в договоре. После подписания договора проводим встречу с клиентом, чтобы определить основные этапы работ и порядок взаимодействия. Берем во внимание пожелания клиента и учитываем предыдущий опыт работы с другим агентством.
Для руководитель Леонида Гренадерова было важным, что в договоре закреплена ответственность за достижение KPI продвижения.
В кейсе Q-style для привлечения клиентов из интернета рассматривали два источника:
- платный трафик (контекстная реклама);
- органическое продвижение (SEO).
Продвижение через платный трафик (контекстная реклама). Контекстная реклама позволяет быстро привлечь целевую аудиторию на сайт. Мы предложили запустить рекламные кампании на разные категории продуктов в Яндекс.Директ.
Основные преимущества контекстной рекламы:
- быстрый старт и получение первых лидов;
- возможность гибко управлять бюджетом. Регулируем вложения и получаем пропорциональный результат;
- таргетинг на целевую аудиторию.
Для разработки стратегии мы:
- проанализировали конкурентов, их объявления и ключевые слова;
- рассчитали бюджет на основе целевых показателей;
- подобрали релевантные ключевые фразы для кампаний;
- предложили варианты текстов объявлений с учетом продуктовой линейки клиента;
- планировали распределение бюджета по кампаниям и ключевым словам.
Органическое продвижение (SEO). SEO-продвижение — это долгосрочная стратегия, которая помогает привлекать органический трафик из поисковых систем. Для SEO рассчитываем три варианта развития на три года. Ориентируемся на объем вложений в продвижение.
Основные преимущества SEO:
- более низкая стоимость привлечения клиента в долгосрочной перспективе;
- высокий уровень доверия пользователей к органической выдаче;
- длительный эффект даже после окончания активного продвижения.
SEO не дает быстрых результатов. Это работа на перспективу. В среднем по рынку точка безубыточности по SEO наступает через полтора года, после чего начинает приносить результат и не требует значительных вложений.
Мы предложили комплексный подход к SEO, который включал:
- технический аудит сайта и его оптимизацию;
- сбор и кластеризацию семантического ядра;
- создание и оптимизацию контента под целевые запросы;
- наращивание ссылочной массы сайта;
- регулярный мониторинг позиций и трафика.
Как решали ключевые проблемы клиента
Проблема 1. Отсутствие ясной стратегии продвижения.
Решение: Разработали детальные планы работ по SEO, показали бизнес-результаты. Работа по направлению контекстной рекламы очень динамичная, поэтому для нее показываем результаты работ.
Проводили непрерывный анализ результатов, вносили изменения в стратегию. Результаты SEO-продвижения мониторили при помощи инструмента Пиксель Тулс, который позволяет получить отчеты по позициям, трафику, видимости сайта. На основе этих данных дорабатывали стратегию продвижения.
Через 6 месяцев работы пришли к следующим результатам: +7200 ключевых запросов, из них 4900 в ТОП-3.
Проблема 2. Непрозрачность использования маркетингового бюджета.
Решение: Добавили в отчеты информацию о затратах и результатах.
На графике можно заметить рост стоимости привлечения клиента (CPL), но это значение обманчиво. Данные за 2023 год учитывали среднюю цену привлечения любой заявки, а мы перешли на оценку квалифицированных лидов и их стоимости, не брали в учет всех привлеченных, в том числе неквалифицированных лидов. Это стало еще одним шагом в сторону клиента.
Проблема 3. Необходимость погружаться в детали процессов.
Решение: Определили ключевые метрики для отчетов, сделали их визуально понятными, договорились о регулярных встречах для обсуждения статуса работ. Также предоставляли еженедельные отчеты в Google-таблицах, включающие план-факт и ключевые показатели. Ежемесячно готовили сводные отчеты с графиками роста трафика, лидов и выполненными работами.
Чтобы работать прозрачно и реагировать на изменения оперативно, предложили клиенту еженедельные 15-минутные созвоны. На них обсуждали приоритеты, результаты и планы.
Чтобы быть на связи с командой клиента, создали чат, в котором информировали о важных событиях, быстро реагировали на запросы, помогали в решении проблем, даже необычных.
Все перечисленные инструменты обеспечивают прозрачность работ, спокойствие клиента и уверенность в эффективном использовании бюджета.
Рекомендации для агентств по продвижению
Совет по работе с клиентом, который работал до вас с похожим подрядчиком:
- узнайте, как клиент привык работать, что ему нравилось и не нравилось в предыдущем опыте;
- оцените, насколько клиент ориентируется в отчетах и легко находит нужные данные;
- постарайтесь адаптировать привычный для клиента формат работы, сделав его более удобным;
- если у вас есть свои стандарты (дашборды, отчеты), обеспечьте клиенту максимально комфортный переход на них, без усложнения процессов.
По результатам наших работ у клиента выросла в несколько раз потенциальная выручка в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Доля заявок, которые конвертировались в продажи, выросла с 30 % до 70 %. Мы продолжаем сотрудничество с Q-style, и клиент передает нам продвижение двух других компаний холдинга.
А что вас может заставить поменять партнера, который будет помогать вам с маркетингом и как вы будете выбирать нового партнера?
Анна, вам интересно именно LTV или срок сотрудничества средний?
Антон, интересен средний срок сотрудничества и сколько клиентов по сарафану приводит такой клиент. На примере выше — клиент привел ещё двух минимум ;)
Анна, скажем так, мы начали срок сотрудничества измерять годами) при этом агентство работает 4 года. Срок работы самой компании указываю так как это тоже влияет на средняя время сотрудничества. Например у нас не может быть средний срок сотрудничества сейчас 5 лет, но непременно будем стремиться к этой цифре.
Антон — красавчик!)
Иван, спасибо!!!
Все случаи, когда сотрудничество не получалось, объединяет один фактор: подрядчик не хотел вникать в наш бизнес.
Константин, важный фактор, очень. Константин, а были ло ли ещё что-то общее, какие факторы еще можете выделить?
Возможно вы меня направите на ещё одну статью или на изменение процессов внутри)
Отличный подход к работе с клиентами. Можно перенять опыт т применять в любой нише, так как это приводит к результату и долгосрочному сотрудничеству. Спасибо за дельные советы.
smirnovav63, рад, что вам понравилось, будет круто, если примените на практике.
Очень нужные советы и главное отличный результат👍Важно вникать в проблемы клиента и работать не только ради оплаты. Люди это сразу чувствуют и возникает доверие. А это ключ к успеху.
oksanadvurechenskaya.text, действительно мы в первую очередь за пользу, отчасти это тормозит наш рост, но мы верим, что наш подход в итоге победит)
Я только по рекомендациям партнеров раньше подбирал. После прочтения этой статьи понял, что есть ещё способы. Очень понятно всё и прозрачно на примере кейса. Было полезно, благодарю.
Павел, рады быть полезными)
Понимание в деталях, как предложенная маркетинговая стратегия принесет мне результат. Партнера буду выбирать по его кейсам, по тому, насколько конкретно его предложение и что он будет делать, если его замысел не сработает.
Очень важный вопрос. Часто ко мне приходят клиенты от других подрядчиков. Потому что не устроило. В этот момент важно понять причину, чтобы исключить повторение. А самым главным в работе с клиентом считаю принцип «Делать как для себя». Тогда он будет с тобой долгие годы. А какой LTV в вашей компании?