Важность точного плана действий при построении ссылочного профиля сложно переоценить. Так, несомненно, легче добиться более устойчивых позитивных результатов. Останется лишь следовать плану и вовремя его корректировать.
В этом материале я расскажу про ссылочную стратегию и как она устроена у нас внутри SEO-агентства. Подойдет для продвижения в Google и Яндекс.
Что такое ссылочная стратегия и для чего нужна
Этот документ разрабатывается в самом начале работ, во время подготовки к ссылочным работам. Он определяет стратегию, по которой будут вестись работы в течение полугода. Это небольшое SEO-исследование тематики и конкурентов по ссылочной части. Мы в этом документе отвечаем на такие вопросы как:
- Что сейчас в ссылочном профиле у продвигаемого сайта?
- Какие есть конкуренты и как они продвигаются?
- Какие они используют ссылки и какие есть недостатки в их ссылочной массе?
- Как догнать конкурентов?
С помощью этой стратегии мы поймем, в какую сторону следует двигаться и как много ссылок понадобится добывать в месяц.
Продвигаемый сайт
Сначала мы смотрим, в каком состоянии находится ссылочный профиль продвигаемого сайта. Главный инструментарий в этом вопросе — сервис Ahrefs.com. Есть аналоги, например, Semrush.com. Доступен до сих пор через plati.market, но по личным ощущениям, базы там сильно меньше.
Итак, оцениваем ссылочный профиль продвигаемого сайта. Смотрим на ссылки, которые есть сейчас. Нет ли среди них аномалий (не спамит ли кто-нибудь). Это видно по резким скачкам и по низкому качеству ссылок. Например, ссылки со сгенерированных страниц и т.п. Далее фиксируем базовые показатели — количество доменов и ссылок.
Конкуренты
На следующем этапе находим основных конкурентов. Берём тех, кто хорошо ранжируется по нашему семантическому ядру. Также берем информацию по конкурентам из брифа, который клиенты заполняют на старте, когда приходят к нам в работу. Особенно интересны молодые конкуренты, которые быстро набирают обороты в поисковых системах Google или Яндекс.
На что именно смотрим:
- общее число доменов-доноров;
- общее число ссылок;
- количество уникальных IP-адресов;
- разнообразие типов ссылок.
Также прикидываем отставание — это по сути самое главное. Чтобы понимать, сколько по времени придется догонять ближайшего конкурента.
Нюансы
Соотношение dofollow и nofollow ссылок бывает разным. Но важно понимать, что для размешивания ссылочной массы нужно проставлять разные типы ссылок, в том числе и nofollow. Обычно этого «добра» хватает с каталогов, досок объявлений, профилей и т.п. Это и есть некая условно-естественная «подушка» на которую мы далее аккуратно будем выстраивать dofollow анкорку, чтобы снизить вероятность санкций со стороны поисковых систем в будущем.
Качество донора — это понятие растяжимое. В любом случае я считаю, что самое пробивное — это дропы в плане буста позиций и трафика на проект. Дополнительно делаем упор на близкую тематику и свежесть ссылок. Слив документов Google подтвердил более приятный учет новых ссылок.
Цели и бюджеты
Основная цель одна — обогнать ближайшего конкурента в целевом трафике. Важно воспринимать ссылочную часть работы как марафон. Не надеяться на быстрые результаты, постепенно догоняя ближайшего конкурента в простых производственных показателях (домены-доноры, количество ссылок и их качество). Чаще всего такой подход с нужной динамикой за 1-2 года даёт лучшие результаты.
Итак, ставим цель в цифрах в виде ближайшего конкурента и целимся в его обгон, отслеживая динамику ежемесячно. Одного обогнали, бежим к следующему. Точка А и точка Б есть, получается.
В бурже всё дорого, но мы можем добывать эту ссылочную массу сильно дешевле
Бюджет обычно закладывают с ориентиром на конкуренцию в тематике. В бурже всё дорого, но мы можем добывать эту ссылочную массу сильно дешевле за счет дропов, так как сами делаем всю часть работы: поиск, подъём/восстановление сайтов и их дальнейшую поддержку. Плюс можем привлекать сторонних проверенных специалистов по разным типам ссылок. Ориентир по бюджету можно получить в сервисе linkdetective.pro.
Анкор-листы
Составляем таблицу типов анкоров и фиксируем средние значения у основных конкурентов. Смотрим, как они составляют свои анкор-листы. Какие есть интересные анкоры? Какие типы ссылок?
В примере ниже видим спам у сайта, который пришел к нам в работу, а также у еще одного конкурента:
Наличие спама более рискованно для сайта при будущих апдейтах в поиске Google. А другие успешные конкуренты используют часто в анкорах бренд и точные вхождения с разбавкой, что и нам, следовательно, желательно делать.
Иногда у конкурентов находятся нестандартные типы ссылок, которые явно выделяются на общем фоне. Например, когда изучаем ссылочную массу конкурентов, то можем заметить частое появление ссылок из региональных СМИ. Или отдельные типы ссылок. Ссылки из DOC или PDF файлов, ссылки с картинок или из их описаний, есть склейка по canonical, ссылки JS и т.п. Важно использовать не только обычные покупные ссылки со статей, но и как можно больше нестандартных типов ссылок для более приятного размешивания ссылочного профиля сайта.
Дропы конкурентов
Мы посвящаем дроп-доменам небольшой блок в ссылочной стратегии: ищем PBN сетки у конкурентов. Так ли необходимо это делать? Тут палка о двух концах.
С одной стороны нам это нужно для того, чтобы примерно понимать, как много дропов у конкурентов. Тогда мы сможем закладывать больше времени и ресурсов на дропы с самого начала.
С другой стороны, сильно в этот процесс углубляться не стоит. Трудозатраты на поиски дропов у конкурентов лучше всего потратить на добычу или покупку ссылок. Когда есть понимание по количеству дропов у конкурентов, мы правильно распределяем свою нагрузку.
Дальше: покупаем / добываем
Итак, ссылочная стратегия на руках. Дальше идём работать — добывать все эти ссылки. Больше именно добывать, нежели покупать. Особенно на первых порах. Почему? Напомню, чтобы выстроить подушку, на которую мы далее будем накладывать анкорную — более агрессивную часть.
Мы делим у себя добычу и покупку на три этапа:
Первый этап: простейшие ссылки в виде ручных каталогов, досок объявлений, веб 2.0 площадок и других ссылок со своих баз.
На все типы площадок есть отдельные инструкции. База знаний для онбординга новых специалистов. В общем, система. Каждый шаг расписан.
Второй этап: целимся в страницы и запросы на 10-20 позициях, чтобы дотягивать их повыше в топ.
Третий этап: уже более агрессивно проставляемся с дропов и в покупном ссылочном. Используем обычные биржи типа Miralinks, GGL и Adsy. Активно ищем что-то новое. Fiverr, например, понравился меньше. Blackhatworld — неплохо, но сильно дороже.
Аутрич и гостевые статьи — тоже хорошая тема в SEO-продвижении, но дропы нравятся своим контролем. При необходимости можно менять анкоры или снимать/менять ссылки. Это бывает нужно после спам-апов в Google.
Если обобщить, то третий этап — это про то, чтобы было больше дропов и, соответственно, больше анкорки. Упор делаем на маржинальные направления или услуги клиента. При этом всё равно простые ссылки мы продолжаем выстраивать. Это можно сказать, бесконечный процесс.
На что в первую очередь смотрим при покупке ссылки:
- Количество уникальных IP адресов по Ahrefs. Чем их больше, тем лучше.
- В идеале стараемся отбирать только растущие проекты (видимость, трафик, количество ключей в топе). На практике, если донор не проседает резко в количестве ключевых слов в топе и трафике после очередных апдейтов в Google, то уже неплохо.
- Избегаем покупки слишком дешёвых ссылок на биржах, так как дешёвые площадки быстро становятся спамными и теряют свою ценность.
Подробнее о дропах
В целом, ищем дроп-домены схожей с продвигаемым сайтом тематики, с хорошей ссылочной массой и без спама. Затем дропы восстанавливаются через Web Archive и отлеживаются. Заключительным этапом проставляется ссылка с главной и нетиповая разбавочная ссылка.
Как ищем? Для ru-доменов часто используем сервис mydrop.io — здесь есть удобные фильтры по вхождениям в теги
В аукционах участвуем через expired.ru. Пытаемся забрать недорогие домены: делаем ставки до 3000 рублей. Свободные нам нравятся больше, так как это выгоднее по затраченному времени и, соответственно, КПД.
Еще есть сервис Spamzilla.io — это мой любимый метод поиска дроп-доменов до сих пор. Максимально быстрый, недорогой и уникальный метод. Сервис ищет дропы по входящему анкор-листу дроп-доменов.
Часто с дропами мы начинаем работать уже с первого месяца. И не только на проектах, где только ссылочные работы, но и на комплексе. Всё это делается для того, чтобы мы не упустили время, так как поиск адекватных доменов — это довольно долгий процесс.
За частью перспективных доменов мы начинаем следить, чтобы не упустить их во время дропа
Если не удается корректно восстановить дроп, то подклеиваем его. Это бывает не часто. Например, если тематика подходящая, то клеим на разделы или маржинальные для клиента услуги, при условии, что будет интересующий нас анкор-лист у донора.
Есть еще тема о дропах, но не своими руками — это сервис seo.domains. На этой площадке предлагают купить домены с неким SEO-потенциалом. Домены зарегистрированы на владельцев этого сервиса. При покупке передают права. У доменов в целом приятное и сильное ссылочное, но может быть несколько дорого. Из полезного: много национальных зон.
Сетки можно строить не только из дропов, но и из новорегов. Практически все новореги мы регистрируем с EMD, то есть с вхождением ключа в домен. Для этого отлично подходят домены в зоне .рф, среди них, как правило, много «чистых» и свободных. Разворачиваем на них Wordpress и выкладываем тематические статьи.
Все эти PBN-сетки важно поддерживать дальнейшими уровнями ссылок. Уровни строим с помощью специального ПО, называется XRummer (не безызвестный). На 3-5 уровне становится заметно, что приятнее отрабатывает не только в плане удержания индексации, но и в плане результатов. XRummer должен быть последней версии — будет эффективнее пробив. У нас недавно в этой программе была проблема с аккаунтами Gmail. Но успешно решили с помощью аккаунтов на почте Firstmail.
Сопутствующие работы
Регулярно мониторим, что происходит по нашему проекту. Отслеживаем динамику в ежемесячных отчетах по Ahrefs, Semrush и Majestic, чтобы видеть ситуацию сразу по трем разным независимым источникам.
Обновление стратегии. Обычно раз в полгода обновляем данные в ссылочной стратегии. Могут образоваться новые игроки, которые стали активизироваться в ссылочном плане. Зачем нам это? Чтобы увидеть, откуда добывают ссылочное и начать хотя бы повторять лучшие ссылки и переключиться на тот же тип ссылок.
Фильтруем всё новое. В ссылочном профиле неизбежно будут появляться и естественные ссылки, которые возникают сами по себе. Среди них может быть спам. Важно фильтровать всё новое ссылочное. Обычно такая задача проводится раз в квартал, если активно не спамят. Маркируем ссылки на хорошие и плохие по нашему мнению. Плохое отклоняем с помощью сервиса Google Disavow. Хорошее пытаемся удерживать в индексе.
Склейка битого ссылочного. Эта тема не новая, но иногда может дать хороший буст. Речь про получение бесплатного ссылочного на самом старте работ. Суть заключается в поиске страниц продвигаемого сайта, на которые есть хотя бы одна внешняя ссылка с других ресурсов. Для этого собираем отовсюду все бэклинки и пробиваем коды ответов страниц нашего проекта. Если есть 404 страницы, то склеиваем их с существующими страницами нашего сайта. Таким образом, мы «спасаем» ссылочное, которое раньше не приносило пользы, прикладывая для этого минимальные усилия. Получаем бесплатно ссылки на ровном месте.
А вы составляете ссылочную стратегию? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, чем она отличается от нашей?