Я устроилась в СКБ Техно в 2022 году. Сразу же обратила внимание, что многие сотрудники носят и любят именно мерч компании. Мне это откликнулось и, поскольку у меня уже имелся небольшой опыт в разработке и создании брендированной продукции, я начала предлагать идеи и брать разные задачи по созданию мерча на себя.
За два года наша команда воплотила в жизнь много всего: от визиток до настольных игр, от ручек до индивидуальных толстовок. Естественно, мерч, который был сначала, отличается от того, что есть сейчас. Изменились и задумки, и масштабы. Можно сказать, что мы заметно выросли в этом направлении.
Зачем нам мерч
Сначала мы заказывали мерч для фотосессий сотрудников. Это было что-то простое, например, однотонные футболки с лого. Потом, когда встал вопрос о том, чтобы сделать что-то сотрудникам в подарок, директор по развитию Владимир Анатольевич сам разработал дизайн для толстовок по мотивам нашего логотипа и заказал в типографии нанесение на одежду. Затем мы начали придумывать подарки для клиентов и партнеров.
Сейчас можно выделить несколько направлений брендированной продукции:
- Поощрение сотрудников.
- Офисный мерч.
- Подарки.
- Мерч для корпоративных мероприятий.
- Промопродукция на профессиональные мероприятия.
У нас нет и не было цели монетизировать мерч. Возможно, в будущем это изменится, так как наш мерч развивается вместе с компанией, а мы растем быстро.
Поощрение сотрудников
Мы стараемся отмечать достижения сотрудников. Мерч для этого отлично подходит, главное — делать его не для галочки, а для конкретного человека. Так, весной и летом мы забрендировали компьютеры и вручили разработчикам.
На прошлый Новый год дарили сотрудникам теплые толстовки с вышитыми надписями и логотипом. Надписи у всех были разные, они подчеркивали изюминку человека, для которого сделана толстовка.
Индивидуальный мерч помогает подчеркнуть вклад конкретного человека, мотивирует его и способствует созданию прочной связи с брендом компании.
Офисный мерч
Фирменная канцелярия и кружки делают рабочую обстановку более уютной и привлекательной. Также мы делаем брелоки, значки и наклейки.
Мерч выдаем сотрудникам: как стареньким, так и только пришедшим. И, если для тех, кто давно работает, это уже привычное дело, то новым ребятам приятно.
У нас в офисе есть сокровищница, за которой я слежу. Там хранится экземпляры всего мерча, который мы когда-либо делали. Что-то останется на память, а что-то пользуется особым спросом и всегда подойдет, если нужно сделать кому-нибудь маленький незапланированный подарок.
Подарки
С самого начала СКБ Техно выстраивает с клиентами долгосрочные доверительные отношения. Для этого, в том числе, делаем подарки. Но это не просто стандартные конфеты или шампанское, а брендированные вещи, которые прямо или косвенно связаны с деятельностью наших клиентов и будут им полезны. Скажем, на День строителя в 2023 году мы сделали дженгу с профессиональными фразами, а в 2024 подарили дождевики. Наши клиенты часто в разъездах, независимо от погодных условий, поэтому подарок пришелся кстати.
Оригинальный мерч помогает укрепить связи с клиентами и демонстрирует наше внимание к их потребностям и образу жизни. Благодаря этому клиенты становятся лояльнее, у них выстраивается эмоциональная связь с нашим брендом.
Мерч для корпоративных мероприятий
Периодически мы устраиваем фотосессии всех сотрудников, для каждой делаем новый дизайн футболок или кофт. И фотографии получаются интереснее, и люди потом пользуются одеждой, которую мы сделали. Также иногда мы проводим развлекательные мероприятия — для них тоже стараемся что-нибудь придумывать. К примеру, для летнего корпоратива сделали кепки.
Мерч создает позитивную атмосферу в коллективе и подчеркивает, что мы делаем общее дело. А когда сотрудники носят брендированную одежду на корпоративных мероприятиях или в повседневной жизни, они становятся амбассадорами компании. Это чувствуется.
Промопродукция на профессиональные мероприятия
Коллеги участвуют в разных мероприятиях отрасли. Чтобы заявить о себе и запомниться, используем визитки, бейджи, ленточки, значки, шоперы.
У нас есть даже флаг компании. Илья, генеральный директор, везде возит его с собой. Флаг позволяет визуально выделиться среди конкурентов и сформировать ассоциацию с брендом, даже если ассоциация в духе «Эти ребята всегда со своим флагом». Кроме того, яркое представление компании на мероприятиях способствует установлению новых деловых контактов.
Как создаем мерч
Мерч разрабатываем к праздникам — всеобщим или профессиональным.
Сначала обсуждаем идеи с руководителями отделов, которые непосредственно общаются с клиентами и знают их потребности: прикидываем, что было бы интересно, чем клиенты уже пользуются, что дарили им другие компании.
Затем я выбираю позиции у подрядчиков по цене и качеству, вместе с дизайнером Кириллом разрабатываем макеты. Иногда этот процесс становится достаточно трудоемким: необходимо учесть все технические характеристики изделия, требования производства, определиться с общей идеей и стилем. Но, безусловно, это моя любимая часть в разработке любого мерча, так как эта творческая работа вдохновляет и заряжает, особенно когда предвкушаешь результат. Всегда волнуюсь, чтобы коллегам, партнерам или клиентам понравилось то, что мы им дарим.
Я слежу за трендами в брендированной продукции. Интересно, что делают другие, как представляют свой бренд, какой посыл и идеи несут через мерч.
Для меня важно, чтобы дизайн нашего мерча был узнаваем. Стараемся работать над этим.
Как работаю с подрядчиками
Сначала определяюсь, какие изделия брендируем и в каком количестве. Кроме того, важно понять, какую технологию нанесения будем использовать, например, уф-печать, шелкографию, гравировку или вышивку.
Затем обращаюсь к подрядчикам. У меня уже есть своя база, я понимаю, кто в каких техниках работает, кто хорошо сделает футболки, а кто — канцелярию. Но бывает и такое, что приходится экстренно искать компанию по отзывам в интернете и сайту. А иногда, чтобы подобрать лучший по качеству материал, который будет на 100% нам подходить, ищу и закупаю исходники у поставщиков сама и уже передаю подрядчику для нанесения лого.
У подрядчиков узнаю стоимость нанесения и сроки, за которые они сделают то, что нам нужно. После этого подключаю дизайнера. Когда макет готов и согласован, отдаю подрядчикам.
На что обратить внимание при выборе подрядчиков
Отзывы все еще работают. Это необязательно только отзывы в Интернете, которые может написать кто угодно, это могут быть отзывы от других наших подрядчиков или, скажем, партнеров. Рынок меньше, чем кажется.
Также важна работа с клиентами. Удобно, когда менеджеры типографий быстро отвечают, готовы предоставить всю информацию подробно, идут навстречу.
Еще рекомендую запрашивать пробники. Если подрядчик готов их прислать, это уже говорит о том, что с ним можно работать. Кроме того, на пробниках вы вживую увидите, подойдет вам будущий мерч или нет.
А вы делаете мерч? Почему да, почему нет?