Дайджест бухгалтера: актуальные новости и ответы на сложные вопросы

Дайджест бухгалтера: актуальные новости и ответы на сложные вопросы

Посмотреть
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

«В российских корпорациях много гэпов в коммуникации, люди друг друга не понимают»


Как зарабатывать на продуктах для развития корпоративных команд


Как зарабатывать на продуктах для развития корпоративных команд


Алексей Баранов — CEO компании по развитию команд CrewMakers, сертифицированный коуч в методологии Gallup StrengthsFinder, автор программ и ведущий. Особенность его бизнеса — в том, что CrewMakers работает с корпоративными командами системно, закрывая основные проблемные зоны, которые характерны для большинства российских компаний.

Алексей рассказал, как перенести знания из найма в стартап.

С пятнадцати лет я был одержим идеей работать на себя

Я с детства мечтал о своем бизнесе. Предпринимал попытки еще до EventLab — открыл баскетбольный магазин в качестве генерального директора и привлек для него инвестиции. Мы с командой сделали самый большой в то время магазин в России, вот только совладельцем я там не был.

Потом я на время отложил мечту, работал в корпорациях. И в Swatch Group понял, что момент настал — ментально я был готов к собственному проекту. Плюс, я осознал, что не реализуюсь в корпоративной карьере. Мне было банально скучно. Хотелось какого-то движа. Так что я принял решение уходить, несмотря на хорошую зарплату.

Сначала появилась EventLab, которую я делал вместе с партнером. Мы сложили наши навыки в одну корзинку и создали классный продукт. Я взял на себя административные и операционные задачи: построение системы продаж, клиентские отношения, поиск персонала и подрядчиков и другие. Мой партнер закрывала продуктовую часть: организовывала мероприятия и проводила их.

Рынок изучали уже в процессе: анализировали конкурентов, мониторили мероприятия. Мы обозначили топ-10 российских ивент-компаний и написали стратегию: в каких форматах хотим лидировать, какая наша корневая экспертиза, как отстраиваемся от прямых конкурентов. Это дало свои плоды: за 2,5 года мы вошли в топ-20 АКМР.

Для развития команды тимбилдинга недостаточно

В 2013 году, делая в EventLab большое количество корпоративных проектов, я понял, что в России нет программ с качественной рефлексией команды — когда сотрудники что-то делают вместе, а потом заземляют это на свои внутренние процессы, обсуждают конфликты и сложности. На рынке командообразования тогда господствовал формат «бега в мешках». Тимбилдинг был ради фана. Гибридного формата — весело и про бизнес — не существовало. И я решил его создать.

За год я придумал проект Тимбилдинг-конструктор. Его суть заключается в построении цепной реакции в команде: люди делают осязаемый объект, а в процессе проявляются как лидеры, демонстрируют стратегию, устраивают конфликты за ресурсы. Все это напрямую связано с их ежедневной работой в компании. Я начал разговаривать с лидерами, подсвечивать им корпоративные паттерны и клиенты увидели в этом много пользы.

Так мы одними из первых в России научились строить внутри команды конструктивный, максимально сфокусированной на проблеме диалог. Сейчас конструктор прошло уже более 1000 бизнес-команд. У меня есть франчайзи-партнеры, поэтому мы покрываем проектами всю страну, от Питера до Владивостока.

В какой-то момент я вышел из бизнеса в EventLab и остался наедине с конструктором. В то время программу вели профессиональные бизнес-тренеры, а я организовывал процесс как управляющий. Я понимал, что только на этом денег не заработаю. Однако у меня была лояльная клиентская база: заказчики активно меня рекомендовали и приходили с вопросом «понравился конструктор, а у тебя есть что-то еще?».

Я начал думать в эту сторону. Мне было интересно наблюдать и делать выводы о командах, искать сбои в коммуникации. Поэтому я пошел учиться: закончил MBA РАНХиГС «Предпринимательство и управление компанией», несколько коучинговых программ, и параллельно запустил CrewMakers.

Я видел, что на российском рынке развиваются несколько похожих бизнесов. Кто-то делал оценку личности, кто-то — тимбилдинговые программы или стратегические сессии. Я подумал, что цикл работы не строится только вокруг одного из этих инструментов. А вот если взять все и сделать из них траекторию, которую проходит каждая бизнес-команда, может получиться что-то действительно крутое. Сейчас клиенты подтверждают, что комплексный подход работает.

Прошлый корпоративный опыт сильно помог: в найме я увидел корневые проблемы российского бизнеса. Команды работают неэффективно, есть много гэпов в коммуникации и кросс-функциональном взаимодействии. Проблему никто толком не решал, а если чего-то на рынке не существует, это стоит изобрести. И действительно  — когда я это сделал, пошел поток клиентов.

Алексей Баранов — CEO компании по развитию команд CrewMakers, сертифицированный коуч в методологии Gallup StrengthsFinder

Я помогаю командам по-человечески понять друг друга

Наши основные клиенты  — корпорации: Avito, VK, «Яндекс». В год мы делаем около 170 проектов. Проблемы, которые решает CrewMakers и я лично, присущи огромному количеству российских компаний. Люди плохо знают и не понимают друг друга, даже если работают в одном офисе, а уж на удаленке особенно. Часто в бизнесе каждый человек видит только свой кусочек, а не общую картину. Из-за этого возникают конфликты. Я помогаю сотрудникам синхронизироваться.

Я также занимаюсь командным и индивидуальным коучингом на базе Gallup StrengthsFinder. Когда-то я сам сильно выгорел, и именно этот инструмент позволил мне выстроить деятельность, где все мои сильные стороны работают на 100%. В России он очень недооценен. Я поехал в Gallup, научился фасилитировать сессии. Только в прошлом году провел, наверное, 80, а всего их было больше 400.

С помощью Gallup StrengthsFinder можно увидеть, какие сильные стороны у человека или команды, как найти им применение, как развивать их и интегрировать в каждый рабочий день, чтобы приходить к классным результатам без сопротивления. А еще — какие теневые стороны есть у талантов, как сотрудник может мешать самому себе или коллегам. Можно даже найти ответы на неочевидные вопросы: почему человек принимает странные решения? Почему он так яростно рубится за результат? Почему он медленный и в чем он глубокий?

Еще я помогаю создавать и каскадировать корпоративные миссии и ценности так, чтобы на уровне каждого сотрудника даже в больших компаниях люди понимали, чем вообще занимается бизнес и как. Также один из продуктов — про управление энергией. За последние 3-4 года появилось огромное количество выгоревших людей. Я помогаю донести до них, как получать позитивные эмоции от работы, чувствовать себя востребованным и не выгорать.

В CrewMakers есть полностью описанный цикл по работе с командой, в которой входят все эти темы. Раньше в компании были только мы с женой, но сейчас у меня появляются коучи-партнеры. К клиентам мы, как правило, заходим с одним продуктом. Когда они понимают, что мы работаем профессионально — сами спрашивают про другие. В итоге мы делаем 3-4, а иногда и 6-7 проектов для бизнеса, иногда для разных департаментов.

Плюс, мы продолжаем готовить новые решения, чтобы дополнить и усилить цикл. Обычно я запускаю один продукт за год-полтора. На первоначальную проработку нужно около двух месяцев. Я улетаю куда-нибудь на Шри-Ланку, не веду сессии, отключаюсь от своей ежедневной реальности и изучаю потребности. Провожу интервью и собираю результаты, смотрю на то, какая проблематика есть сейчас или в ближайшем будущем станет востребована. И создаю продукт.

Потом обязательно даю «пощупать» его постоянным клиентам: приглашаю их на демо-сессии или делаю укороченные форматы, показываю пользу. Заказчики дают очень ценный фидбек. Доводить продукты до совершенства — это особый эстетический кайф.

Для ценообразования я постоянно мониторю рынок, в том числе зарубежный. Мои конкуренты — все командные коучи. Только в Москве их около 3000, правда, с 90% из них мы работаем в разных ценовых категориях. Среди самых известных — Тимур Соколов, Максим Белухин, Филипп Гузенюк, Светлана Хамаганова. Также есть ряд компаний, которые занимаются глубокой работой с командами, такие как Support Partners. Изучение конкурентов очень мотивирует развиваться и экспериментировать, например, подключать искусственный интеллект.

Моя персональная стратегия и стратегия CrewMakers — не делать самый дешевый продукт на рынке, а вложить много ресурсов, чтобы разработать лучший. Для этого я сам постоянно учусь, в год прохожу 2-3 полноценных образовательных программы. Сейчас, например, иду на психфак.

Всегда есть те, кому продукт не зайдет

Конечно, бывают неудачные сессии: клиент ждет вау-эффекта, а на мероприятии обнаруживаются сложности внутри команды, сотрудники уходят грустными. Это хороший результат, но заказчик хочет другого. Иногда на старте работы мы проводим очень глубокий разговор с первым лицом компании, и человек понимает — в проблемах работников виноват он. Чтобы команда об этом не узнала, он выбирает не продолжать сотрудничество. Порой тяжело переживать такие моменты. Но — это право заказчика.

Я стараюсь очень подробно брифовать клиентов и выявлять подводные камни на уровне предварительного общения. Например, я не иду в проект, если не понимаю, зачем он нужен клиенту и как он собирается считать его эффективность. В целом, чем дольше я в профессии, тем критичнее к этому отношусь, тем меньше факапов происходит.

Еще я не всегда прохожу на проекты по бюджету. Только недавно научился отпускать такие мероприятия, и для меня это было важным решением.

Наша задача — не потерять в доходе и не задолбаться

В прошлом году мы сделали рекордную для себя выручку. Хотя я умею зарабатывать большие деньги, хочется делать это не только за счет увеличения рабочего времени. У меня есть бенчмарк: мой учитель по executive-коучингу. У него индивидуальная сессия стоит несколько сотен тысяч рублей, командная — несколько миллионов. Я стремлюсь прийти на этот уровень и задаю себе вопрос, какие проблемы я должен научиться для этого решать, какими инструментами феерически круто владеть?

Следующая большая цель для CrewMakers — заработать 100 млн рублей за год. Я хочу создать структурированную компанию, в которой есть несколько направлений: R&D, маркетинг, продукт, методология и другие. Сейчас мы как раз закладываем фундамент под это. Я готов играть вдолгую.

Алексей Баранов
Алексей Баранов

Расскажите, знакомы ли вы с методологией Gallup StrengthsFinder?


Больше по теме

Новости