Борьба за ценных специалистов превратилась в битву зарплат — но бизнес не может поднимать планку бесконечно. Компании ищут другие способы компенсировать дефицит кадров. Один из них — активнее привлекать фрилансеров. Дмитрий Махлин, партнер и директор по развитию HRlink, рассматривает преимущества и недостатки этого варианта.
Бюджеты на сотрудников растут
Люди стали не только самым ценным, но и самым дорогим ресурсом для бизнеса. 85% компаний испытывают кадровый голод, показало недавнее исследование SuperJob.
Дефицит кадров сопровождается ростом зарплат: по данным hh.ru, в 2023 году на 73% выросло количество вакансий с предлагаемой зарплатой более 300 тыс. рублей.
Подавляющее большинство работодателей (71%) отметили, что за последние полгода у них выросли затраты на персонал. При этом соискатели не готовы снижать зарплатные ожидания — и компании мирятся с такой позицией.
В условиях кадрового голода стоимость привлечения и удержания сотрудников будет расти — это экономическая закономерность. Поэтому компаниям придется увеличивать бюджеты не только на фонд оплаты труда, но и на и развитие корпоративной культуры — тех нематериальных стимулов, которые делают работу в компании привлекательной. Либо — отдавать больше задач на аутсорсинг, закрывая потребность в кадрах с помощью фрилансеров.
Кто они — фрилансеры?
По последним данным, в России 19 млн фрилансеров — в 2020 году их было 14 млн. Это объясняется в том числе популяризацией идеи самостоятельного дохода: лет 10-15 назад появились первые агитаторы за работу «на себя, а не на дядю». При этом людям не объясняли, что такая форма деятельности подходит не каждому, а преподносили как единственно правильный и удобный способ заработка для всех без исключения. Сейчас такая пропаганда продолжается — и ее плоды пожинает бизнес, лишившийся большого числа потенциальных сотрудников.
Количество фрилансеров будет увеличиваться. Согласно одному из опросов, 42% россиян хотели бы работать на фрилансе, а 15% — уже это делают.
Далеко не все, выбравшие работу «на себя», достигают успеха и довольны своим положением. Подтверждают эту мысль данные последнего исследования «Стартап барометра»: 30% основателей российских технологических стартапов продолжают работать по найму, и для большинства из них (64%) стартап не является основным источником дохода.
На фоне дефицита кадров компании все чаще привлекают фрилансеров для разных задач. Так, по нашей статистике, каждая третья компания использует систему кадрового ЭДО HRlink в том числе для работы с самозанятыми и специалистами, привлеченными на основании договора гражданско-правового характера. При этом с фрилансерами работают как стартапы, так и крупные компании — у них число внешних специалистов может доходить до нескольких тысяч.
Чаще всего в качестве фрилансеров привлекают маркетологов, рекламщиков, менеджеров по продажам, копирайтеров, пиарщиков, ИТ-специалистов, дизайнеров, юристов, бухгалтеров, курьеров.
Преимущества работы с фрилансерами
Отметим несколько плюсов от работы с фрилансерами.
Быстрый найм. Чтобы оформить сотрудничество с самозанятым, достаточно подписать типовой договор. В дальнейшем он сам выставляет счета и оплачивает налоги — через мобильное приложение. Примерно так же организован процесс при сотрудничестве с физическими лицами по ГПХ, несколько сложнее — в случае с индивидуальными предпринимателями.
Привлечение фрилансера — это возможность быстро стартовать проект или закрыть задачу: приступить к работе «свободный художник» может в тот же день. А системы кадрового электронного документооборота позволяют оформить специалиста полностью удаленно.
Легкое увольнение. Точнее — отсутствие необходимости увольнять человека. Можно просто прекратить работу с фрилансером, когда задача выполнена или если проект не взлетел. В сравнении с процедурой увольнения штатного сотрудника расставание со сторонним специалистом намного проще.
Снижение расходов. Чаще всего привлечение фрилансера обходится компании дешевле, чем найм специалиста в штат — за счет фиксированного налога, который платит сам самозанятый или ИП. Самозанятый, в отличие от индивидуального предпринимателя, не платит страховые взносы.
Многосторонний опыт. Фрилансеры, как правило, работают с несколькими заказчиками в рамках своей узкой функции. Наблюдая за тем, как организованы процессы в разных компаниях, они могут стать источником новых идей или подсказать оптимальный способ выполнении задачи.
Доступность отзывов. Собрать сведения о фрилансере и его работе проще, чем при найме штатного сотрудника. Как правило, на специализированных площадках можно найти отзывы, а у заказчиков — попросить оценку выполненной работы. Рекомендации с прошлых мест работы наемного работника, как показывает опыт, редко бывают до конца правдивыми.
Риски работы с фрилансерами
В работе с фрилансерами есть и риски. Перечислим их.
Сложность в управлении. Фрилансеры не вовлечены в жизнь и корпоративную культуру компании. С каждым внештатным специалистом придется выстраивать взаимоотношения с нуля — и не всегда удается найти комфортный баланс для обеих сторон. «Костяк» организации на фрилансерах построить не удастся.
Непредсказуемость. В работе с фрилансером чаще что-то может пойти не так. Например, человек перестает выходить на связь, срывает сроки проекта, некачественно выполняет задачу. В случае со штатными специалистами многоступенчатая процедура найма и система контроля за выполнением задач снижает вероятность подобных сюрпризов.
Риски безопасности. Компании из b2b-сегмента часто работают в рамках NDA, еще его называют соглашением о неразглашении. Когда к выполнению проекта привлекается внештатный специалист, то риски утечки информации возрастают. Кроме этого, фрилансер может украсть базы данных или какие-то сведения, а потом с их помощью пытаться шантажировать компанию.
Внимание ФНС. Налоговые органы могут заподозрить компанию, которая активно сотрудничает с самозанятыми, в попытке снизить расходы на персонал за счет перевода трудовых отношений в гражданско-правовые. Инспекторы могут проанализировать периодичность и суммы выплат и найти «признаки зарплаты». Это грозит доначислением страховых взносов и НДФЛ.
Когда нужны фрилансеры?
Можно выделить два сценария, когда привлечение фрилансеров дает хорошие результаты. Во-первых, это идеальный вариант для запуска стартапа. Например, мы на начальном этапе привлекали внештатных маркетологов и разработчиков.
Во-вторых, фрилансеры способны компенсировать недостаток кадров во многих дефицитных отраслях, включая продажи и ИТ-сферу. При этом с самозанятыми можно работать на постоянной основе, закрывая определенные задачи, либо использовать их услуги на время поиска подходящего штатного специалиста.
Выводы
- Российский рынок труда развивается по западной модели: в отличие от азиатских стран, у нас уже не принято работать всю жизнь в одной компании.
- Более того, все больше ценится гибкий график и возможность самостоятельно планировать свою занятость. Поэтому люди меняют не только работу, но и профессию, переходят из одной компании в другую, сотрудничают сразу с несколькими заказчиками в качестве фрилансеров.
- Такая форма взаимодействия будет набирать обороты: в условиях дефицитного рынка труда компании будут вынуждены покупать время специалистов — без вовлечения во внутренние процессы и корпоративную жизнь.
А для вас в работе с фрилансерами больше плюсов или минусов?