Каждый шестой рубль в 2023 году россияне тратили онлайн. Конечно, значительную часть заказов оформляют на маркетплейсах — например, во втором полугодии 2023 года на их долю пришлось 77% от всех покупок на рынке онлайн-торговли. Тем не менее, 42% селлеров развивают собственный интернет-магазин в качестве дополнительного канала продаж и инструмента продвижения. А три из четырех пользователей проверяют сайт продавца перед оплатой, чтобы убедиться в его благонадежности, даже если покупают на других площадках.
Рассказываем, на каком этапе бизнесу пора задуматься о создании сайта и какого именно.
Когда стоит задуматься о создании сайта
Один из признаков, что бизнесу необходимо выходить в онлайн или создавать сайт — отсутствие масштабирования. Например, если до этого предприниматель продвигал продукты на маркетплейсе и понял, что выручка больше не растет, несмотря на увеличение бюджета на рекламу. Или когда наружную рекламу уже видели все жители близлежащих районов, но новых клиентов необходимо привлекать.
Вот самые распространенные ситуации, по которым можно определить, что сайт для бизнеса необходим уже сейчас.
Нужно расширить географию продаж. Если ваша цель — выход на новые рынки, создание сайта станет важным шагом на пути к достижению этой цели. Сайт поможет вам представить свой бренд широкой аудитории и наладить контакты с новыми клиентами.
Например, предприниматель производит уникальные товары ручной работы и хочет продавать их не только в своем городе, но и по всей стране, а, возможно, даже выйти на зарубежный рынок. Сайт поможет донести ключевые ценности, охватить широкую аудиторию, запускать рекламу на определенные сегменты и представить продукцию широкому кругу людей, которые ранее могли не знать о ее существовании. Именно так начиналась история клиентки Рег.ру Анны — она увлеклась вязанием и открыла интернет-магазин.
Вы работаете с B2B-сегментом. В корпоративной среде долгий цикл сделки — заключение может занимать от 4 до 7 месяцев в среднем. А в принятии решения могут участвовать до 10 человек, поэтому любая деталь имеет значение. Хорошо спроектированный и информативный сайт показывает профессионализм и надежность компании.
В B2B-сегменте клиенты вряд ли станут искать поставщика в геосервисах, например, или в соцсетях. Предположим, компания занимается производством оборудования для предприятий. Если оптимизировать сайт под поисковые системы, менеджеры и сотрудники, отвечающие за поиск поставщика, смогут:
- быстро найти компанию;
- изучить портфолио;
- сравнить цены с конкурентами;
- проанализировать список услуг.
Клиенты смогут узнать больше о вашей компании, ознакомиться с отзывами и связаться с вами для обсуждения условий сотрудничества, например, через чат-бот на сайте или позвонить по указанному номеру.
Кроме того, с помощью сайта можно автоматизировать оформление заказов, выставление счетов и учет клиентов. Это сокращает временные затраты и уменьшает вероятность ошибок.
Планируете продвигать различные типы продуктов и услуг. Сайт позволяет агрегировать в одном месте описание всех видов продуктов и услуг, которые вы оказываете.
Предположим, вы собираете мебель на заказ и ищете клиентов на Авито или других онлайн-площадках. Постепенно у вас появляется команда, вы нанимаете в штат дизайнера и можете не только собирать мебель, но и проектировать, сотрудничая напрямую с заводами. В таком случае на сайте можно разместить несколько разделов, подробно описать услуги, разместить фотографии с примерами работ и добавить карточки товаров с мебелью.
Также сайт необходим, если вы решили расширить функционал офлайн-магазина. Например, один из клиентов Рег.ру — онлайн-школа KizimovTeam, изначально продавал товары для конного спорта в соцсетях и офлайн. Но 3 года назад решили запустить онлайн-курсы и объединить все услуги в рамках одного сайта. Для этого подключили биллинговые инструменты и интегрировали на сайт платформу для онлайн-обучения.
Важно экономить время и ресурсы. Автоматизация процессов с помощью сайта позволит освободить время сотрудников для выполнения других задач. Также снизятся расходы на содержание офисов и другие операционные затраты.
Например, клиенты Рег.ру, владельцы небольшого апарт-отеля ПихтаHouse, начинали продвижение семейного бизнеса в соцсетях. Там нашли первых клиентов и стали масштабировать бизнес, добавлять новые услуги — помимо размещения предлагать трансфер и горные экскурсии. Но «рук не хватало» — все клиенты записывались через сообщения в соцсетях, нужно были фиксировать каждого, отвечать, консультировать. Сайт помог автоматизировать процессы — теперь пользователи могут посмотреть фотографии, ознакомиться с условиями проживания и забронировать номер на сайте. А владельцы бизнеса могут распорядиться освободившимся временем и заняться другими процессами.
Планируете улучшить взаимодействие с клиентами. Хотите предоставить клиентам удобный способ связи с вами? Хотите собирать отзывы и предложения? Тогда сайт станет незаменимым инструментом для этого.
Например, вы управляете фитнес-центром и хотите предоставить своим клиентам больше возможностей для общения и поддержки. На сайте можно добавить блог и публиковать статьи о здоровом образе жизни, тренировках и питании. Клиенты смогут задавать вопросы и получать ответы прямо на сайте, а также делиться своими успехами и достижениями в комментариях.
Чек-лист для самопроверки: когда нужен сайт
Вопросы, которые помогут определиться, пора ли начать разработку сайта для вашего бизнеса.
Опишите задачи, которые вы возлагаете на сайт. Что должно изменится с запуском сайта? Как сайт поможет провести эти изменения?
Проанализируйте, как эти изменения отразятся на показателях бизнеса. Например, вы планируете расширить географию, привлечь новых клиентов и повысить узнаваемость бренда. За счет чего вы ожидаете прирост клиентов? Поможет ли сайт увеличить выручку? Скажется ли сайт на лояльности существующих клиентов? Упростит ли сайт процесс оформления заказа для клиентов?
Определите, какие затраты, исходя из возможной прибыли, вы готовы инвестировать в создание сайта. Есть ли у вас ресурсы на поддержание сайта в актуальном состоянии? Готовы ли вы нанять специалиста в штат или на аутсорс, чтобы он вовремя обновлял данные, устранял ошибки и обеспечил безопасность персональной информации клиентов? Или же вы планируете вкладывать немного средств и запустить сайт с помощью конструктора или готового онлайн-решения?
Проведите анализ конкурентов. Есть ли сайт у ваших прямых и косвенных конкурентов? Это лендинг или многостраничный интернет-магазин с возможностью онлайн-оплаты?
Для каких задач подходит тот или иной вид сайта
Функциональность и вид сайта определяют исходя из потребностей и масштаба бизнеса. Как правило, предприниматели выбирают один из трех вариантов сайтов:
Корпоративный сайт. Обычно содержит информацию о миссии, команде, продуктах или услугах, контактную информацию, раздел новостей или блога. Он отлично подходит для малого и среднего бизнеса, которому необходимо сформировать репутацию в интернете и информировать клиентов и партнеров о новых предложениях.
Интернет-магазин. Предназначен для продажи товаров или услуг онлайн. Он включает каталог продукции, систему корзины покупок, способы оплаты и доставки. Интересен предпринимателям, которые хотят продавать свои товары или услуги через интернет. Он особенно актуален для тех, кто хочет расширить клиентскую базу и увеличить продажи: селлеры, частные мастера.
Лендинг-пейдж. Это одностраничный сайт, который используется для продвижения конкретного продукта, услуги или мероприятия. Обычно он имеет яркий дизайн и призыв к действию (например, регистрации, подписке или покупке). Часто лендинг создают для продвижения конкретного вида товаров или акций. Также этот тип сайта полезен для тестирования рынка или продвижения нового продукта.
Где заказывать создание сайта
Бюджет на разработку будет зависеть от сложности, количества необходимых интеграций и функций, а также от того, как именно вы планируете разрабатывать сайт. Есть несколько вариантов:
Конструкторы сайтов. Можно воспользоваться готовыми сервисами для быстрого запуска сайтов. Как правило, это готовые шаблоны и интуитивные инструменты для создания сайтов. Например, в компании Рег.ру есть онлайн-сервис Рег.решения с типовыми решениями для популярных отраслей — онлайн-школ, интернет-магазинов, бьюти-индустрии и других. Сайт можно собрать как самостоятельно на конструкторе, так и воспользоваться услугой сборки специалистами сервиса — потребуется только предоставить необходимый контент для наполнения.
Фрилансеры. Можно найти независимых разработчиков или дизайнеров на платформах мастеров. Это хороший вариант для небольших и средних проектов, требующих индивидуального подхода.
Агентство полного цикла. Агентства, специализирующиеся на веб-разработке, могут предоставить полный цикл услуг: от проектирования до поддержки и продвижения сайта. Преимущество агентств — индивидуальный подход. Например, в Рег.ру мы предлагаем разработку сайтов под ключ и предоставляем персонального менеджера, который остается с клиентом на связи и информирует о ходе проекта. Этот вариант предпочтителен для крупных и сложных проектов, больших интернет-магазинов и корпоративных порталов.
На старте бизнеса в целях экономии разумно создать сайт на конструкторе. Если у вас есть хотя бы небольшой бюджет на разработку, можно запустить сайт самому или обратиться к специалисту и контролировать каждый этап лично и самостоятельно готовить часть контента.
А у вас есть сайт или только планируете разработку?