В работе социального бизнеса есть этапы, когда человеку или прибыли приходится уделять больше внимания. В статье разбираемся, какой выбор на каждом этапе работы проекта может быть наиболее эффективным для предпринимателя.
Прибыль и люди не противоречат друг другу
Человекоцентричность — тренд во всех отраслях, следствие того, что мы живем в эпоху экономики услуг, где дорого ценится то уникальное, что организация может делать для человека. В социальном бизнесе, где работа направлена на улучшение жизни людей, выбор «деньги или люди» чаще всего не стоит, потому что забота о людях — как о сотрудниках, так и о клиентах — прямо приводит к увеличению его прибыли.
В любом бизнесе деньги — это кровеносная система компании, без которой она не будет функционировать. О цифрах мы говорим с инвесторами и партнерами, когда принимаем решение о сотрудничестве. Стремимся найти показатель, который отражает качество лечения, оцифровываем медицинские результаты наших пациентов.
Но в социальном и в медицинском бизнесе очень важны люди –– те, кто работает и те, кто лечится. Наш успех напрямую зависит от того, насколько эффективно мы делаем жизнь конкретного пациента лучше, учитываем его потребности, желания, тревоги и мечты. Это невозможно без внимания к специалистам, их условиям работы.
На удовлетворенность команды в своих профессиональных амбициях, на качество лечения, которое получают наши клиенты, продолжает влиять прибыль. Ее можно сравнить со счетом в футбольном матче. Во время игры ты полностью погружаешься в происходящее, думаешь о стратегии, обдумываешь свои действия. И счёт на табло –– лишь отражение твоей стратегии. Конечно, все хотят победить, но если ты будешь постоянно думать только о счёте, ты проиграешь.
Этап 1. Формирование финансовой модели
Чтобы медицинский бизнес работал эффективно и продолжал приносить прибыль, мы учитываем потребности человека и закладываем социальные тренды в финансовую модель. Они определяют потенциальный спрос на медицинские услуги, прогнозируют изменения в поведении пациентов.
Например, сейчас стало реальным выходить младенца весом 600 грамм. Поскольку таких детей всё больше, будет расти спрос на реабилитацию для них, чтобы помочь избежать когнитивных и двигательных нарушений в будущем.
Население стареет. Продолжительность жизни будет расти, а значит, будет расти количество людей, страдающих болезнями пожилого возраста –– Альцгеймером, инсультом, деменцией, и им нужна будет помощь.
Мы понимаем, какая услуга будет им необходима. Выясняем, что исследовано сейчас в медицине с точки зрения методов, как восстановить или улучшить функции, которые нарушены. Поэтому в центре финансовой модели стоит человек. Но в то же время это разговор не о благотворительности.
Этап 2. Поиск специалиста в команду
У всех социальных бизнесов есть своя специфика, и нанять даже одного нужного человека может быть очень сложно и дорого. В то же время интерес к реабилитации растет, а трудовых ресурсов, обученных специалистов, по-прежнему мало.
Самые редкие специалисты в реабилитации — это логопеды, специалисты по гортани. С чем у нас ассоциируется логопед? Помогает, когда ребенок не выговаривает «р». А вот людей, которые умеют грамотно заниматься глотанием, разжевыванием, дыханием, –– тех, кого мы постоянно ищем для работы в реабилитации, их очень мало, единицы.
Чтобы привлечь редких и ценных специалистов в клинику, мы предлагаем высокие зарплаты, сбалансированную нагрузку, оплату обучения.
Этап 3. Удержание команды
Социальный бизнес больше других подвержен рискам эмоционального выгорания сотрудников. Особенно в реабилитации — это тяжелая работа, которая часто связана с физическим трудом и постоянным поиском решения, как улучшить жизнь конкретного человека. Нам важно удержать хорошую команду и не потерять качество реабилитации, для этого мы соблюдаем несколько принципов:
Высокие зарплаты специалистов. В реабилитации работают люди с высокой эмпатией, узким профилем специализации, которые умеют хорошо коммуницировать с пациентом и его семьей –– это очень ценные сотрудники на рынке. В «Трёх сёстрах» зарплаты — это 40% расходов клиники.
Сбалансированная нагрузка. Важно следить, чтобы нагрузка специалиста не приводила к усталости, выгораниям и, как следствие, ошибкам. У нас есть конкуренты с более низкой ценой на реабилитацию, которые считают, что могут обеспечить тот же уровень ее результатов. Но к нам на собеседования приходят специалисты из таких проектов, которые рассказывают, что одновременно ведут по 18 пациентов в день, могут уделять им 10 минут. У нас нагрузка на специалиста –– это 5-7 пациентов.
Место, в котором они работают. Условия для работы должны быть приятными –– вкусная еда, красивая форма, возможность заниматься спортом. Для всех желающих у нас есть абонемент в фитнес-клуб, своя футбольная команда, мы оплачиваем форму, взносы в игры. Комфортная среда в команде, корпоративные мероприятия и конференции влияют на удовлетворенность специалистов.
Постоянное обучение команды и повышение их знаний. Это могут быть курсы медицинского английского, изучение медицинской коммуникации, развитие профессиональных и личностных навыков для специалистов. Клиника оплачивает либо полную стоимость такого обучения, либо половину.
Этап 4. Работа над качеством сервиса
Социальный бизнес чаще всего работает с «болями» людей, и это может провоцировать непростые, конфликтные ситуации. Чтобы минимизировать убытки от возможных конфликтов, мы выстраиваем человекоцентричную культуру общения и работы в клинике и стремимся улучшать качество реабилитации.
Выбираем рост затрат, а не снижение качества. Например, физический терапевт в нашей клинике не будет вести групповые занятия. Понятно, что для экономической модели это выгодно, но с точки зрения эффективности реабилитации — это индивидуальная работа.
Постоянно контролируем качество. В каждом департаменте клиники есть супервизор. Он ведет пациентов, и ведет их в минимальном количестве. Обходит, смотрит, проверяет, устраивает экзамены. Через постоянное обучение, разбор удачных и неудачных случаев мы делаем выводы и улучшаем эффективность работы.
Выстраиваем партнерскую модель работы с пациентами. Наш подход к работе с пациентом тоже основан на человекоцентричности. Иногда в медицине можно встретить две крайности в подходах к лечению. Первая — учитывать всё, что хочет пациент, делать то, что он скажет, ведь он платит за лечение. В таком случае, например, пациент может настаивать на недоказательных методах лечения, и клиника пойдет ему навстречу. Вторая крайность –– врач сам принимает решения, дает указания, он может просто информировать семью о том, что произошло.
Партнерская модель заключается в том, что клиника взвешенно следует своим принципам и методам, но прислушивается к пациенту. Врач и пациент, как две равные фигуры находят взаимопонимание и вместе принимают решение. Врач –– как эксперт в той области, в которой он работает. Пациент — как эксперт в своей жизни, в том, какие у него приоритеты, что для него счастье.
Этап 5. Масштабирование бизнеса
Один из немногих этапов, когда деньги могут быть приоритетнее, потому что этого требует стратегическое развитие компании. Сейчас есть тренд на масштабирование проектов в реабилитации, мы видим, что привлечение клиентов растет с каждым годом. Но такой сложно масштабируемый бизнес может позволить себе только крупный медицинский проект.
Строительство или реконструкция здания будущего стационара требует затрат. Медицинский бизнес основан на физическом обслуживании клиентов, чтобы построить стационарную клинику в Москве потребуется несколько миллиардов вложений.
Реабилитация только начинает набирать обороты в России. Нужно потратить несколько лет и вложиться в образование команды, обучение специалистов.
Резюмируем — идеи «заботиться о людях» и «извлекать прибыль» не противоречат друг другу, в «здоровом» социальном бизнесе прибыль и люди дополняют друг друга и помогают расти. Если вы хотите, чтобы ваш бизнес помогал людям, но не хотите заниматься только благотворительностью — с вами все в порядке.
Люди или деньги?