Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Рассказать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как правильно выбрать франшизу для бизнеса среди тысячи предложений?


Слово «франшиза» стало очень популярным в последнее время. Наверняка вы замечали одинаковые вывески — кофейни, магазины одежды, туристические агентства, рестораны. Это либо одна сеть владельца, либо это франчайзи — партнер бренда.

Франшиза представляет собой уникальное право осуществлять коммерческую деятельность под чужим брендом и использовать его технологии. Простыми словами это устоявшаяся компания предоставляет предпринимателю возможность вести бизнес под ее флагом.

Давайте разберемся, как отличить успешную франшизу от неудачной.

Основы франшизы

Франшиза дает возможность вести коммерческую деятельность «под крылом» и именем узнаваемого бренда, используя стиль, производственные процессы, корпоративные нормы, а также исключительные права на патенты и инновации.

Это отличный способ начать бизнес быстро и эффективно, используя опыт и готовую модель, которая проверена временем и известна потенциальным потребителям. Но этот инструмент требует грамотного подхода для достижения желаемых результатов. По сути, это инвестиция в потенциал успеха, который зависит от умения эффективно управлять бизнесом.

Часто начинающие бизнесмены исходят из ошибочного предположения, считая, что франшиза гарантирует мгновенный успех: массовые очереди клиентов, обвал прибыли и рекордные выручки с самого начала. Выбор этой модели бизнеса похож на сложную головоломку: успешное взаимодействие между вами и франшизой, соответствие вашим ожиданиям от партнерства и привлекательность для целевой аудитории.

Как выбрать франшизу и на что обращать внимание?

Известность франшизы не всегда свидетельствует о ее успехе. Даже когда бренд широко известен, это не гарантирует финансовой прибыльности компании или высокого качества ее продукции и услуг.

Особенности успешной франшизы:

  1. В ней присутствуют четкие стандарты качества. Это означает, что независимо от того, где вы находитесь, вас обслужат на высоком уровне, а продукция не подведет.
  2. Развиваются собственные точки. Вы не заметите разницы между собственным заведением компании и франшизой: первое устанавливает стандарты качества.
  3. Компания существует не менее двух лет. Для налаживания эффективной деятельности по модели франчайзинга необходимо время.

Критерии успешной франшизы удобно разделить на три группы: оценка продукта, оценка бизнеса и оценка франчайзера.

Что нужно сделать начинающему франчайзи? На этом этапе уделите внимание трём моментам.

Изучите емкость рынка и его динамика. Важно провести анализ о расходах россиян, чтобы понять, на что люди тратят деньги.

Оцените уникальность продукта и его преимущества, чтобы понять его конкурентоспособность среди аналогичных товаров на рынке в вашем городе.

Следите за развитием продукта, сервиса и взаимодействием с клиентами, так как важно постоянно совершенствовать продукт и приспосабливаться к требованиям рынка. Здесь можно пройти путь тайного покупателя и изучить бизнес изнутри.

Затем следует оценка бизнеса, где также есть три ключевых аспекта.

Изучите маржинальность, рентабельность и срок окупаемости бизнеса, чтобы понять его доходность.

Обратите внимание на ценность и репутацию бренда, изучая социальные сети, отзывы о компании в интернете и рейтинги на различных платформах.

Оцените финансовый успех сети, чтобы понять перспективность франшизы.

Оценка франчайзера. Здесь есть четыре критерия:

  • оцените предложение франчайзера и преимущества, которые вы получите от приобретения именно этой франшизы;
  • изучите команду и их профессионализм, общаясь с ними и с другими франчайзи, чтобы понять уровень сервиса;
  • исследуйте систему коммуникации франчайзи, чтобы понять, как организовано управление франшизой;
  • проведите анализ социальных подтверждений, включая отзывы реальных франчайзи и кейсы, чтобы получить полную картину о франшизе.

Сколько нужно времени на открытие бизнеса по франшизе?

Если отвечу на этот вопрос четкой цифрой, то это будет некорректно, ведь для каждой франшизы будут свои сроки. Расскажу на примере франшизы нашего визового центра EasyVisa.

От подписания договора до открытия офиса и приема первых клиентов мы закладываем четыре недели:

  • 1 неделя — организационные моменты, изучение обучающих материалов по продукту и бренду, подключение к информационным каналам и чатам партнеров;
  • 2 неделя — подбор помещения, регистрация юридического лица, расчетного счета кассы, заказ мебели и рекламных материалов;
  • 3 неделя — обустройство офиса, набор сотрудников, подключение CRM-системы и обучение работе в ней;
  • 4 неделя — обучение и аттестация сотрудников, создание сайта, подключение основных источников трафика.

На пятой неделе наши партнеры обычно уже открывают офис и начинают прием клиентов.

Сколько стоит открыть бизнес по франшизе?

Чем известнее торговая марка, тем выше стоимость приобретения франшизы. Размер первоначального взноса может варьироваться от 30 000 до 50 000 ₽ и достигать нескольких миллионов, особенно при планировании открытия известного ресторана или спортивного зала.

Кроме обязательных платежей (первоначальный взнос и роялти), список обязательных платежей может включать в себя:

  • расходы на обучение персонала;
  • рекламный бюджет;
  • оплата за продление контракта или возобновление франшизы.

Например, мы идем на встречу нашим франчайзи-партнерам и роялти начисляются только с третьего месяца работы офиса.

Перед покупкой франшизы стоит провести сравнительный анализ стоимости конкретных брендов в вашей сфере. Подсчитайте общие инвестиции и оцените приблизительный срок окупаемости для каждого варианта. Однако, не стоит спешить с принятием решения: критически важно учитывать не только цену франшизы, но и ее модель.

Когда ждать первую прибыль?

Срок окупаемости зависит от многих факторов, начиная от новостной повестки заканчивая емкостью рынка вашего региона. Существует формула, которая поможет рассчитать время окупаемости.

PP = IC/CF

РР (Payback Period) — срок окупаемости.

Это период, за который начальные инвестиции начнут приносить доход, и является ключевым показателем при предварительной оценке бизнеса. Обычно выражается в годах, иногда в месяцах.

IC (Invest Capital) — общая сумма инвестиций, включая все вложения на старте.

Важно учесть все затраты на год вперед. Франчайзерам известна эта сумма, так как бизнес-модель уже опробована.

CF (Cash Flow) — прогнозируемая годовая прибыль.

Для упрощения расчетов предполагается, что прибыль примерно одинакова каждый год.

Подготовка к запуску франчайзингового бизнеса требует серьезного анализа. Для того чтобы узнать степень его доходности и провести прогноз окупаемости, необходимо внимательно изучить факторы, влияющие на успешность проекта. Когда к нам обращаются потенциальные партнеры, мы помогаем с детальным анализом в том числе потому что сами заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве и развитии партнерской франчайзинговой сети.

Например, на окупаемость франшизы визового центра EasyVisa мы даем два-три месяца. Это среднее значение, хотя среди наших партнеров есть кейсы, когда покупка франшизы начинала приносить прибыль на втором месяце работы

Вместо выводов

Франчайзинговый рынок в России находится в стадии активного развития и обладает большим потенциалом. Открытие предприятия по франшизе при поддержке управляющей компании — это более привлекательный вариантом, чем старт с нуля. Для предпринимателей доступна не только помощь на местном уровне, но и поддержка на федеральном уровне.

Илья Блажиевский
Илья Блажиевский

Что для вас является основным показателем успешной франшизы? Какие трудности у вас возникают при подборе франшизы?


Больше по теме

Новости