Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Рейтинг франшиз Forbes: критерии оценки франчайзинговой бизнес-модели


В июне 2024 года Forbes выпустил рейтинг «30 самых выгодных франшиз в России — 2024». Наша компания — международная сеть студия балета и растяжки LEVITA — заняла первое место, набрав 66 баллов (максимальную сумму).

Всего в лонг-лист вошло лишь 30 компаний. Но отбор шел из тысяч претендентов. Так, по данным исследования franshiza.ru, на начало 2024 года в России насчитывается около 3445 франшиз. Только за год в стране появилось 320 новых франчайзинговых проектов. Таким образом, становится понятен масштаб и значимость работы аналитической службы Forbes. Эксперты собрали, систематизировали огромный массив данных и определили лучших.

Как это работает

Место в рейтинге определялось на основе суммы баллов, в которых учитывались пять главных критериев. Давайте разберемся, что какие именно метрики франчайзингового бизнеса Forbes считает главными и почему на эти показатели стоит ориентироваться любому бизнесу.

Итак, успешность бизнес-модели по мнению Forbes зависит от:

  • средней годовой выручки одной точки;
  • коэффициента доходности или убыточности бизнеса;
  • срока окупаемости;
  • рентабельности;
  • количественного прироста партнерской сети с мая 2023-го по май 2024-го в России.

Кроме того, в рейтинг попали компании, которые существуют не менее трех лет, а значит уже доказали свою выживаемость. Для любого бизнеса рубеж в три года — это билет в долгую и возможно счастливую жизнь. Далее франшизы были сгруппированы по объему инвестиций на открытие одной точки — это также важнейший показатель — сумма, с которой можно начать бизнес.

Теперь о каждом финансовом показателе франшиз (и не только их) подробнее.

Рейтинг “30 самых выгодных франшиз в России – 2024”
Рейтинг “30 самых выгодных франшиз в России – 2024”

Скриншот рейтинга франшиз на сайте FORBES

Скриншот рейтинга франшиз на сайте FORBES

Средняя годовая выручка одной точки

Это первое, что необходимо знать будущему предпринимателю при входе во франшизу и, конечно, первое, что необходимо считать франчайзеру. Сколько собственно будет зарабатывать предприниматель, запустив бизнес. В сети LEVITA средняя выручка на одну студию составляет 1 млн рублей в месяц. Но у партнера может быть несколько студий, поэтому средняя выручка уже другая цифра — 2,2 млн рублей в месяц ежемесячно. Однако, этот параметр не учитывался рейтингом.

Чтобы получить годовую выручку, тот показатель, что оценивал FORBES, мы умножим средний результат точки на 12 месяцев. Получается, что средняя годовая выручка с одной студии — 12 млн рублей. Важно, что FORBES учитывал только студии, которые проработали полный календарный год, иначе цифра может быть неточной, не учитывающей сезонность спроса.

Средняя годовая выручка с одной студии — 12 млн рублей

Важно отметить, что речь идет о выручке, а не о прибыли. То есть о сумме дохода до вычета налогов и других расходов бизнеса.

Студия растяжки и балета LEVITA
Студия растяжки и балета LEVITA

Интерьер франчайзинговой студии в сети LEVITA

Интерьер франчайзинговой студии в сети LEVITA

Коэффициента доходности или убыточности бизнеса — ROI

Это один из многих показателей рентабельности бизнеса. В случае в франчайзинговым бизнесом, пожалуй, один из наилучших. ROI — это отношение чистой прибыли к вложенным деньгам. По сути, это доходность инвестиций. Под инвестициями мы понимаем сумму стартовых вложений в точку, включая паушальный взнос, стоимость оборудования, ремонта и другие затраты, необходимые для открытия бизнеса.

Формула расчета ROI выглядит так:

ROI = П/И × 100% (где: П — прибыль; И — инвестиции)

Рассчитывать ROI правильней на три года, поскольку на такой срок заключается договор франчайзинга в нашей сети, а также результат будет более объективным. Рассчитаем ROI на примере сети LEVITA. Для этого выясняем прибыль с точки за три года.

300 тыс. рублей — средняя чистая прибыль студии LEVITA в месяц. В среднем на такой результат точка выходит через три месяца после открытия. Поэтому 300 тыс. рублей мы умножим на 33 месяца (не берем в расчет те самые три месяца с открытия) и получим 9,9 млн рублей.

Теперь есть все данные, чтобы подставить в формулу ROI. Прибыль одной студии за три года мы поделим на сумму средних стартовых вложений в точку.

ROI: 9 900 000/2 500 000 × 100% = 396%

Таким образом, получаем почти 400% ROI за три года. То есть вложив в бизнес 2,5 млн рублей ты получишь в четыре раза больше через три года. Это очень хороший показатель для инвестиций.

Конечно, нужно учитывать, что оценивать ROI без сравнения невозможно. Подобные коэффициенты можно анализировать только в сравнении с такими же показателями другой компании. Причем желательно выбрать компанию подобного профиля или хотя бы со схожим объемом инвестиций.

Рентабельность

Этот показатель позволяет оценить операционную эффективность бизнеса. То есть с какой рентабельностью работает точка ежемесячно.

В данном случае речь о конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса. Например, чтобы получить 10 рублей прибыли в студии балета и растяжки LEVITA, надо потратить 5 рублей на аренду, зарплату сотрудников и рекламу. То есть бизнес уже открыт и несет ежемесячные расходы. Соотношение прибыли к выручке и будет рентабельностью.

Считаем среднюю рентабельность на одну точку: 300 тыс. руб./1 млн руб. × 100% = 30%.

Рентабельность: 300 000/1 000 000 × 100% = 30%

Получаем сравнительно высокий показатель рентабельности бизнеса.

Срок окупаемости

Данный показатель позволяет понять срок, когда вложенные во франчайзинговую точку деньги начнут приносить прибыль. То есть через какой промежуток предприниматель получит отдачу от бизнеса.

Окупаемость можно рассчитывать по разным формулам: простым и сложным. В сложных формулах учитывается масса экономических факторов, которые влияют на бизнес. Например, в расчеты закладывается инфляция. Кроме того, прибыль от месяца к месяца может отличаться.

Однако, если использовать простую упрощенную формулу, то показатель можно сравнить с другими компаниями. Попробуем рассчитать окупаемость на примере данных компании LEVITA.

Простая формула: срок окупаемости = размер вложений / планируемая прибыль за год.

К примеру, предприниматель вложит в проект студии LEVITA 2 500 000 рублей. Планируемая прибыль в месяц — 300 тыс. рублей, на которую бизнес выйдет с третьего месяца работы. Следовательно, годовая прибыль новой точки — 3 000 000 рублей (не учитываем первые 2 месяца).

Срок окупаемости = 2 500 000 / 3 000 000 = 0,8 года или около 10 месяцев.

Окупаемость: 2 500 000 / 3 000 000 = 0,8 года

В реальности, если расчёт вести по сложной формуле, а также взглянуть на реальные результаты по сети, окупаемость франчайзинговой точки LEVITA в среднем составляет около 12 месяцев. Погрешность простой и сложной формулы, в целом, небольшая — окупается точка примерно за год.

Количественный прирост сети за год

Кажется, что здесь все просто — сколько новых точек компания открыла за прошедший год. Однако показатель крайне важен для оценки любой франшизы, а также для оценки любой другой розничной сети. Он позволяет оценить сразу множество факторов: доверие предпринимателей, насыщенность рынка, силу бренда и успешность управляющей компании в масштабировании бизнеса. Он показывает с каким темпом сеть росла, а, значит, насколько франчайзер сфокусирован на росте и развитии своей компании.

На примере LEVITA — за прошедший 2023 год сеть практически удвоилась. За отчетный период, который учитывался при составлении рейтинга FORBES, компания запустила 178 новых студий в России. Помимо этого открылись новые точки еще в 16 странах, но они не учитывались в рейтинге.

За 2023 год открылось 178 новых студий в России

Что это значит? Значит, что сотни предпринимателей выбрали именно нашу франшизу. Что мы, как управляющая компания, заинтересованы в развитии, постоянном совершенствовании бизнес-модели и активном росте. Что емкость рынка студий растяжки и балета далека от насыщения, есть масса городов, где есть возможность расти.

Подводим итоги

На мой взгляд, именно по этим пяти параметрам необходимо оценивать любую франшизу перед покупкой. А после того, как выбор сделан, важно продолжать анализировать свои успехи в бизнесе по большей части данных метрик. Например, необходимо следить за коэффициентом доходности каждого вложенного рубля. Мы, например, непрерывно оцениваем инвестиции от вложений в маркетинг. Кроме того, можно увеличивать свою прибыль, открывая новые точки или увеличивая эффективность действующих.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Артур Гуфранов
Артур Гуфранов

А какие еще экономические показатели, на ваш взгляд, нужно учесть при выборе франшизы? Поделитесь историями своего выбора франшизы в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации