РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Бизнес-туризм России: на пороге расцвета


Когда в последний раз вы действительно ощущали радость от поездки в компании коллег? В мире, где Zoom заменил офисные встречи, а виртуальные мероприятия стали нормой, MICE-индустрия напоминает нам, как важны настоящие эмоции и коммуникация здесь и сейчас. В этом материале — мой взгляд на то, как меняется рынок бизнес-туризма в России и почему компании все чаще осознают важность организации масштабных корпоративных выездов.

MICE — четыре буквы и множество смыслов

Вообще, MICE — для России направление сравнительно новое. Расшифровывается аббревиатура просто: meetings — встречи, incentive — интенсивы, conference — конференции, exhibition — выставки или events — события. То есть, если речь заходит о MICE-туризме, то тут может подразумеваться множество вариантов: от масштабной презентации нового продукта для сотрудников и клиентов до командного рафтинга.

Проще говоря, MICE входит в понятие делового туризма, но не приравнивается к нему. Это история не про рабочие командировки в другие города и страны, а про создание уникальных событий для команды, которые способны дать бизнесу новый вектор развития.

Упадок в прошлом

В пандемию MICE-отрасли, как и всем, кто был связан с туризмом и ивентами, пришлось нелегко. Зато после восстановление пошло уверенными темпами. Пожив в атмосфере тотального онлайна, мы поняли, насколько много способен дать офлайн в ситуации, когда он стал своего рода новым люксом.

Очные встречи и личное общение помогают гораздо эффективнее достигать бизнес-целей

Ведь многие так и не вышли с удаленки. Часто сотрудники компаний рассредоточены по разным городам, и виртуальные планерки стали частью повседневной рутины. Но исследования не зря говорят: очные встречи и личное общение помогают гораздо эффективнее достигать бизнес-целей. Добавьте сюда ситуацию кадрового голода, которая актуальна сегодня для многих отраслей, и станет понятно, что крепкие команды — это ценнейшей ресурс для бизнеса, в который нужно вкладываться не только адекватной зарплатой.

Поэтому сначала корпорации, а потом и менее крупные компании стали смотреть в сторону MICE и думать: а как и где можно собрать своих сотрудников так, чтобы замотивировать, поощрить, вдохновить и сплотить.

Ну а поскольку организовать эффективное корпоративное событие, да еще и с выездом, довольно сложно, компании стали обращаться в специализированные MICE-агентства, которые делают все под ключ: от разработки концепта, который поможет достигнуть целей, которые стоят перед компанией-клиентом, до бронирования номеров, логистики и — самое главное! — решения форс-мажорных ситуаций.

Но важно помнить — всегда есть выход. Только представьте: у вас мероприятие на 600 человек, все участники приезжают в разные дни и разные аэропорты Москвы, а вам нужно всех встретить и разместить в отеле. Кажется сложно, а это один из наших реальных кейсов. Чтобы каждый почувствовал себя комфортно, в этом проекте мы специально разработали логистическую схему с несколькими транспортными компаниями. Поэтому делегировать организацию корпоративных мероприятий профессионалам сегодня — это не роскошь, а необходимость. Иначе велик риск, что сотрудники запомнят не то, в какое классное место они поехали, а то, как ночевали в аэропорту из-за отмененного рейса.

Когда меня спрашивают: «Чем занимаются MICE-агентства?», — я отвечаю: «Управляют рисками во время деловых, событийных и развлекательных мероприятий». Нет ни одного проекта без непредвиденных обстоятельств. Нарушить планы может что угодно: от резкого изменения погоды до неисправности техники

Есть вызовы

Стремительное развитие MICE-индустрии не только дает новые возможности для роста, но и создает дополнительные сложности.

Одной из главных проблем и для нас тоже остается кадровый дефицит. Пандемия вынудила многих специалистов покинуть отрасль, и теперь, когда спрос на деловые мероприятия стремительно растет, найти квалифицированных сотрудников становится непросто.

Привычные методы подбора кадров уже не работают. Система «опубликовал объявление на сайте, отобрал резюме и пригласил на собеседование» — осталась в прошлом. Постоянный рекрутинг — даже без открытых вакансий — стал нормой.

Если замечаю горящие глаза и желание двигаться вперед, то сразу предлагаю встретиться и обсудить сотрудничество

Нередко приглашаю на работу тех, кого встречаю в повседневной жизни. Если я замечаю «горящие глаза» и желание двигаться вперед, то сразу предлагаю встретиться и обсудить возможное сотрудничество. А для того, чтобы быть на шаг впереди, активно взаимодействуем с университетами, колледжами и даже школами — «ловим таланты», когда они только начинают свой профессиональный путь. Это уже не просто стратегия, а необходимость, которую диктует стремительное развитие рынка.

Санкции — еще один серьезный вызов. Они усложняющие работу с международными партнерами. Есть сложности с валютными операциями, иногда мы сталкиваемся с недопониманием со стороны зарубежных коллег.

Однако даже в этой ситуации прогнозы оптимистичные — ожидается, что в ближайшие годы рост рынка не замедлится. В том числе и за счет активного освоения MICE-отраслью новых городов и туристических направлений внутри страны.

Куда поехать с командой в России

Конечно, Москва и Санкт-Петербург по-прежнему остаются флагманами бизнес-туризма, поскольку предлагают абсолютно все необходимое:

  • развитую транспортную инфраструктуру;
  • множество отелей на любой запрос;
  • качественный сервис, рестораны с гастрономической вариативностью;
  • насыщенную культурную программу.

Сегодня в активную борьбу за корпоративных туристов включились Казань, Самара, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ярославль и Сочи. Можно, не выезжая из России, найти программы даже для самых искушенных путешественников.

Можно, не выезжая из России, найти программы даже для самых искушенных путешественников

Классные варианты для мотивационных поездок, корпоративных праздников и тимбилдингов можно реализовать на Байкале, Алтае и Камчатке, а также во Владивостоке и Мурманске — все эти направления отличаются завораживающими природными ландшафтами, которые способны покорить сердце городского жителя.

Скажу больше: география настолько расширилась, что можно, не выезжая из России, найти программы даже для самых искушенных путешественников.

В свою очередь регионы, видя спрос, стали запускать программы по развитию территорий, ориентированные не только на отдельных туристов, но и на крупных MICE-клиентов — этим сейчас занимаются, в частности, Салехард, Тобольск и Сахалин.

Что сегодня в тренде в бизнес-туризме?

Итак, объем отрасли растет, география расширяется, но как обстоят дела с форматами? Чего ждут компании и что в тренде у лидеров индустрии?

Я могу выделить следующие тенденции.

Гибридные мероприятия. Да, сегодня от чистого онлайна все ушли, но вот вариант интеграции вполне допустим. Например, можно собрать команду на конференцию офлайн, но подключать крутых спикеров из других стран и городов онлайн.

Единая концепция. Качественное корпоративное мероприятие сегодня — то, которое выдержано в единой концепции. Условно, не получится позиционировать выезд как сближающий для команды и при этом поселить людей на разных этажах огромного отеля — гораздо больше тут подойдет бутик-отель.

Комбо из деловой и развлекательной программ. Все чаще тренинги и выступления топ-менеджеров компаний переносятся из конференц-залов и аудиторий на площадки с различными активностями. Например, можно организовать деловое мероприятие в поезде, самолете, музее, на крыше — вариантов масса! В Тверской области мы организовали мероприятие, где сотрудникам презентовали обновленные ценности компании, а завершающим аккордом стал иммерсивный театр во время kick-off meeting. Нужно делать мероприятия, как для себя, только еще круче.

Прошло время банальных бизнес-мероприятий. Мы ищем вау-эффект. Закат в горах? Отлично! Встреча с китами? Еще лучше!

Дизайн трэвел-эмоций. Сегодня компании хотят получить от агентства такие корпоративные мероприятия, которые участники запомнят надолго, если не на всю жизнь. Прошло время банальных бизнес-мероприятий — конференция, гала-ужин, экскурсия. Сегодня на первый план выходит эмоциональная составляющая. Поэтому мы ищем решения и продумываем детали, чтобы обеспечить вау-эффект. Закат в горах? Отлично! Встреча с китами? Еще лучше!

Тогда неповторимые эмоции прочно свяжутся у сотрудника и с компанией, и с коллективом. После такого, как показывает практика, команды способны чуть ли ни горы свернуть.

Ещё один важный тренд в бизнес-туризме — это цифровизация. Собственное мобильное приложение, чат-бот, онлайн-голосование — без таких цифровых решений большое корпоративное мероприятие сегодня будет уже «на шаг позади».
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Дмитрий Лапатин
Дмитрий Лапатин

Есть ли у вас опыт организации MICE-мероприятий для сотрудников или участия в них? Какой эффект вы наблюдали?


Больше по теме

Новости