Вячеслав Колесников — потомственный пасечник. В 1990 году он перевез семейную пасеку из Киргизии на Алтай и решил доказать самому себе: можно развить бизнес без вложений, кредитов и связей. В статье герой рассказал, как привлекать клиентов только любовью — к своему делу, к жизни, к людям.
Коротко о бизнесе
Первые 5 лет жили на бензогенераторе
Пасеку основали мои бабушка с дедушкой еще до Второй мировой войны. Жили в Киргизии, продавали мед на рынке. Родители — тоже пасечники. В конце 80-х, когда во многих союзных республиках стали вспыхивать «пожары», решили перебраться с семьей на Алтай.
Родители не случайно выбрали Алтай для переезда. Мне кажется, что у алтайцев и киргизов много сходств — они одинаково ведут хозяйство, похожи на бытовом уровне, языки относятся к одной группе. Ну, и потом я всегда любил горы, так что желание основать пасеку на Горном Алтае легко объяснить.
Таких слов, как «бизнес-план» или «рекламная кампания», тогда еще почти никто не слышал. Поэтому плана особо и не было. Просто решил, что докажу себе: можно стартовать с нуля, без кредитов, используя только личные сбережения. Единственный кредит, который взял, — на землю,12 млн рублей еще в советских деньгах. Точнее, я купил землю в рассрочку, но последующие финансовые кризисы превратили рассрочку в кредит.
Тогда же, в 1990, продал кое-что из собственности в Киргизии и купил на Алтае дом. Назвать его «со всеми удобствами» было бы преувеличением. Например, первые 5 лет мы жили в горах без света, на бензогенераторе. Других источников электричества просто не было.
Дорог тоже не было. Но зато у меня был уазик с такой резиной, что мог проехать везде. Рядом с домом бродили медведи, волки… Сейчас, конечно, приятно вспомнить всю эту романтику, но тогда она называлась другим словом — выживание. Благо лес на Алтае в те годы был недорогим, так что я его покупал, сам сушил и делал ульи.
Чтобы раскрутить пасеку, потребовалось минимум 10 лет
Современные предприниматели любят фразу: «Если ваш бизнес не представлен в интернете, считайте, что у вас вообще нет бизнеса». А в те времена у нас не было не только интернета, но и компьютеров. Поэтому единственная возможность тогда заявить о себе — просто рассказывать о пасеке везде, где только можно, приглашать в гости, угощать и баловать гостей. Мы делали очень многое для того, чтобы люди приезжали, запоминали нас и хотели вернуться.
Баловали мы не только туристов, но и туроператоров, потому что последние привозят первых. В итоге получилась, как бы сейчас сказали, стратегия «выиграл — выиграл». Мы обеспечили туроператорам новый экскурсионный маршрут, они нам — автобусы туристов, многие из которых стали клиентами. И дело не только в качественном меде, медовухе и других продуктах, которые мы производим. Люди, которые к нам приезжают, видят, что мы искренне ими интересуемся, хотим их порадовать, принести пользу.
Летом у нас бывает до 1000 человек в день, это много для пасеки. Они влюбляются сначала в наше к ним отношение, а уже потом — в продукцию. Да и в продукцию невозможно не влюбиться, ведь мы вкладываем душу в каждую единицу. Даже свечи, которые мы продаем по 10 ₽, — это полностью природный материал. Делаем их из воска, который вырабатывают наши труженицы-пчелы.
Самый дорогой товар в продуктовой линейке — медовое ассорти. Набор из 3 литровых банок меда разных сортов можно купить у нас за 2600 ₽. В интернете такие цены я видел разве что у частных продавцов на Авито, где все покупки, понятно, совершаются на свой страх и риск.
Что касается мероприятий на нашей пасеке, включая экскурсии и дегустации, они всегда были и остаются бесплатными.
Насколько я знаю, мы первыми внедрили оздоровительную терапию «Сон на пчелах». Это методика, знакомая многим опытным пасечникам, а открыли они ее случайно. Иногда на сон нет времени, поэтому ложишься отдохнуть прямо на ульи. А потом вдруг замечаешь: давление не скачет, нос дышит свободно, спина не болит и общее самочувствие просто отличное.
Оказалось, что микровибрации и жужжание пчел положительно влияют на организм. При этом 40-минутный отдых на лежаках, установленных над ульями, вполне заменяет полноценный 8-часовой сон. У меня нет исследований, что это все так и работает, — просто мы в это верим. Так что наши гости порой приходят к нам, чтобы просто выспаться.
Мы довели до слез генерального секретаря Всемирной туристской организации
Постепенно слава о нашей пасеке распространялась, к нам стали заглядывать и знаменитости. На это играли общий рост популярности Алтая и открытие здесь игорной зоны. Звезды шоу-бизнеса и другие артисты приезжают выступать в местных казино, а после работы — сюда, к нашим пчелкам.
Приезжали к нам очень большие люди, которых только по телевизору и можно увидеть. Однажды мы привечали здесь Талеба Рифаи, генерального секретаря Всемирной туристской организации — возглавлял ее с 2010 по 2017 год. Сам он родился в Иордании, а его мама — из сирийского Алеппо. Представляете, какой уровень: он все знает, все видел, везде побывал.
Мы провели для Талеба Рифаи экскурсию, угостили медовухой, а потом мой отец заговорил с ним по-староарабски, на алеппском диалекте, базарном. Он там работал и помнил некоторые фразы. И тут наш гость «взорвался»: заплакал, начал с нами обниматься! И говорит, мол, я ваш навеки. Потом еще несколько раз писал и заказывал продукцию. Так что самое главное — попасть каждому в душу, в сердце. И, похоже, у нас это получается.
В 2022 году у нас на пасеке стали проводить свадебные церемонии. Приезжали 45 москвичей играть свадьбу на Алтае. Есть такое поверье: если в первые дни совместной жизни вы побывали на пасеке, покушали мед и выпили медовухи, то жизнь у вас будет сладкая. Надеюсь, эта традиция будет только развиваться.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
«Медом в Ухо» — то же самое, что «а поговорить?»
Название нашей пасеки образовано, само собой, по созвучию со словом «медовуха». Но здесь еще и глубокий смысл. Кто пьет медовуху, у того развязывается язык и его тянет на задушевные беседы. В этом суть напитка. Не бывало такого, чтобы кто-то с него напивался, хулиганил… Наоборот — все после медовухи улыбаются, радуются, легко общаются, несмотря на возможные языковые барьеры.
В нашем дегустационном зале листы ватмана наклеены прямо на стены. И любой желающий может там оставить отзыв и поделиться впечатлениями. Так вот, один француз написал, что благодаря знакомству с нами понял и постиг русскую душу. Это то, что я постоянно замечаю: все гости, даже иностранные, быстро становятся своими и начинают тоньше чувствовать и распознавать нюансы российской культуры.
Понимаю, что я сейчас, наверное, говорю не на языке бизнеса. Но бизнес делается не здесь, не на Алтае. Надо сидеть в Москве, считать обороты... Но там в погоне за деньгами ты теряешь самое главное — удовольствие от жизни.
Как увеличивать продажи и растить лояльность клиентов
Люди рано или поздно находят нас сами
Моя постоянная команда — это мы с женой, наши двое сыновей и внуки. С учетом моих родителей и бабушки с дедушкой на пасеке, получается, работает уже пятое поколение семьи.
Летом, в сезон, количество сотрудников доходит до 20: присоединяются в том числе волонтеры, в основном студенты. До пандемии приезжали работники даже из-за границы, и можно было поговорить на 10 языках за день.
Все волонтеры очень благодарны за опыт. Некоторые потом открывают собственный бизнес, в том числе в Москве и Питере, и пишут оттуда: «Благодаря вам мы теперь можем начать бизнес где угодно».
Никаких эсэмэмщиков или таргетологов у нас по-прежнему нет. Сайт и соцсети ведет мой сын с невесткой, рекламу нигде не даем. В основном нас находят по сарафанному радио или случайно натыкаются на наши ресурсы в интернете. Я знаю одно: люди всегда будут искать хорошие качественные продукты. И рано или поздно найдут нас.
Вячеслав Колесников имеет свой секрет развития компании, который отлично работает в туризме. Поделитесь, какие фишки помогают продвигать ваш бизнес.
спасибо за эту статью! работаю над студенческим проектом в рамках дисциплины SMM именно по Вашей пасеке.
Вы прекрасные люди !!