Когда предпринимателю может понадобиться самопрезентация, по какой формуле ее подготовить и какие ошибки чаще всего допускают управленцы. Этими знаниями делится сертифицированный тренер по технике речи и ораторскому мастерству, лектор Российского общества «Знание», член Ассоциации спикеров СНГ CISSA Гульнара Ибракова.
В каких ситуациях нужна самопрезентация
Самопрезентация должна быть всегда наготове, она может пригодиться в любой момент. Рассмотрим несколько ситуаций.
Вечернее неформальное мероприятие. Представьте: коллега по цеху подводит вас к своему знакомому и представляет, а в конце добавляет: «Расскажи сам, чем занимаешься». Диалог на стадии завязки — тянуть и мямлить нельзя, нужно как можно более конкретно и при этом интересно рассказать о своей деятельности. Ключевая задача — сделать так, чтобы речь прозвучала презентабельно и ненавязчиво. Это станет поводом продолжить общение.
Нетворкинг. «Все решают связи», — подумали вы и отправились на специальную бизнес-встречу, где можно найти новых клиентов, заказчиков, партнеров, а также завести полезные знакомства. Вокруг много разных людей, обществ и разговоров. Немало и конкурентов. Вам необходимо выделиться, запомниться, привлечь внимание и заинтересовать собой. В этом случае самопрезентация должна вас выгодно продать и показать, в чем ваша уникальность и суперсила, почему из множества необходимо выбрать вас.
Собеседование или переговоры с потенциальным инвестором, партнером, будущим работодателем. Самопрезентация должна стать не рассказом о вас, а лаконичным предложением сотрудничества. Важно четко перечислить выгоды и преимущества работы с вами.
Три вида самопрезентации
Чтобы вы всегда были уверены в себе, предлагаю подготовить три базовых самопрезентации: «лифтовую», сторителлинг и бизнес-самопрезентацию. Ключевая задача — овладеть всеми и применять их в нужных ситуациях.
«Лифтовая» презентация. Представьте, что вы едете в лифте с человеком, который с вами не знаком, но вы чрезвычайно желаете установить с ним полезный контакт. Такое часто бывает на деловых форумах, конференциях или в бизнес-центрах. У вас есть от 30 секунд до 2 минут — смотря как высоко забрались и как быстро едете. За это время, воспользовавшись моментом, вы должны рассказать человеку о себе — ненавязчиво и не заискивая.
Важно убедить собеседника в своем профессионализме и показать, что с вами выгодно иметь дело. «Лифтовая» презентация должна быть четкой, понятной, произнесенной с железобетонной уверенностью (не путать с наглостью!) и основанной только на твердых фактах.
Как это сделать:
- Представьтесь. Полное имя и фамилия.
- Опишите свою услугу в одном-двух предложениях. Здесь должно появиться ваше УТП. Сфокусируйтесь на уникальности вашей услуги и опустите все детали, избавьтесь от лишних слов. Ваша цель не только рассказать, что вы делаете, но и показать, как вы, ваши услуги и предложение избавит заказчика от его проблемы.
- Говорите числами. Ничто не может так обогатить презентацию, как конкретные числа: сколько лет опыта, сколько успешных проектов и кейсов за вашими плечами.
- Предложите вариант продолжения общения с вами: визитка, номер телефона и так далее.
Когда пригодится «лифтовая» презентация:
- при общении и знакомстве в бизнес-сообществах;
- при заполнении профиля в социальных сетях;
- при встрече с нужным человеком;
- при создании главного блока «О себе» на сайте.
Бизнес-презентация. Это максимально деловой вид самопрезентации. Он похож на «лифтовую», но чуть более развернутый и подробный в каждом пункте. Главное в такой презентации — не уходить в детали и эмоции (это не сторителлинг!), а оставаться максимально конкретным и четким. Больше чисел, больше фактов, больше ваших преимуществ.
Презентация-сторителлинг. Это творческий рассказ о себе в максимально интересной для собеседника манере. Поведайте вашу историю, путь. Это возможность выделиться среди коллег, впечатлить и заинтересовать собой.
В презентации-сторителлинге должно быть множество деталей и подробностей. Вы как бы пишете книгу о самом себе. Это может быть как короткий рассказ, так и история со множеством глав. Включите сюда все, что хотите рассказать о себе клиентам или партнерам.
В этом виде презентации вы можете рассказать:
- о своем детстве — поворотное значимое событие, как оно повлияло на вашу судьбу;
- о своих родителях, друзьях, учителях — кто был для вас примером и вдохновил на дальнейшие успехи;
- об обучении — что изменило вашу жизнь, ваши взгляды;
- об опыте работы, о профессии — где был взлет, а где падение, опыт, который вас усилил и сделал тем, кто вы есть;
- о хобби и увлечениях — это покажет вас как разностороннего и развивающегося человека;
- о планах, мечтах, целях — что вами движет, каковы ваши принципы, правила, кредо, девиз.
Сторителлинг всегда лучше подавать в формате диалога: уточняйте, интересно ли собеседнику, интересуйтесь его историей в ответ. Помните, что вы не должны утомить публику или собеседника ненужными деталями, — рассказывайте только то, что действительно важно, интересно и показывает вас как профессионала.
Когда пригодится презентация-сторителлинг:
- для контента в соцсетях;
- при неофициальной встрече с клиентами или заказчиком;
- при неформальном общении с партнерами.
Формула самопрезентации
До того как начать составлять самопрезентацию, ответьте на два вопроса:
- Кто целевая аудитория?
- Чем вы можете быть ей полезны?
Основная задача — попасть в потребности и интересы аудитории. Например, в пункте «Чем я могу быть полезен» отвечайте офферами, которые будут актуальны для конкретной ЦА. А в пункте «С какими запросами я работаю / какие задачи решаю» обозначайте именно те боли, что есть у собравшихся на этой встрече.
Грамотно и лаконично составленная самопрезентация представит вас в лучшем свете при любой коммуникации.
Обязательные элементы самопрезентации:
- Кто я?
- Что я делаю?
- Какую пользу я могу принести?
- Какой результат я даю?
Кто я? Представьтесь так, как вы бы хотели, чтобы к вам обращались. Полностью, по фамилии, имени и отчеству, либо по имени и фамилии: «Меня зовут…» или «Я…». Обязательно обозначьте вашу профессию, род деятельности, специальность. Старайтесь конкретизировать. Не просто «владелец компании» или «предприниматель», а в какой именно сфере, какие виды услуг оказываете, сколько лет на рынке и так далее.
Что я делаю? В этой части презентации используйте глаголы: помогаю, создаю, увеличиваю, разрабатываю, поставляю, обучаю. Укажите, сколько лет в этой сфере, на сколько вы увеличивали показатели, с какими клиентами уже работали, с кем сотрудничаете сейчас.
Какую пользу я могу принести? В этом пункте важно хотя бы примерно попасть в проблемы и задачи, с которыми сталкивается ваш собеседник. Это должна быть мгновенная подстройка. Как раз для этого и нужна заготовка самопрезентации на все случаи жизни. Покажите, какие проблемы людей вы решаете, с какими задачами помогаете справиться. Сфокусируйте внимание слушателя на том, что важно именно ему.
Какой результат я даю? Подтвердите свой опыт и компетенции числами и кейсами. Приведите в пример результаты вашей работы с конкретным заказчиком, рост за год или месяц, факты о проекте. Покажите, что ваш опыт — это ваше преимущество, а выбор сотрудничества с вами — это выигрышный путь.
Как определить свои сильные стороны
Самопрезентация — это процесс представления себя и своего образа в социуме. И только вы решаете, какой именно образ транслировать окружающим, что подсветить, а что оставить за кадром. Чтобы процесс прошел эффективно, необходимо с самого начала определиться, на чем сделать акцент. В этом поможет техника SWOT-анализа.
Как провести SWOT-анализ. SWOT-анализ — это техника, где обозначаются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Обычно ее используют компании для анализа проектов. Такой анализ прекрасно подходит и для «распаковки» личности.
SWOT-анализ помогает посмотреть на себя как на профессионала со стороны. При этом важно держаться именно фактов, а не домыслов в виде страхов, стеснения, обесценивания себя. С одной стороны, без ложной скромности, с другой — без фальши.
Заполните таблицу максимально вдумчиво и честно. В каждом блоке должно быть как минимум по 10 пунктов. Поэтому уделите этой практике особое внимание.
Таблица для SWOT-анализа
После того как вы заполните таблицу, внимательно изучите столбики «Сильные стороны» и «Возможности». Соедините возможности со своими достоинствами — вы можете здорово себя прокачать, развивая эти сферы. И конечно же, подчеркните их в самопрезентации.
Затем проанализируйте свои слабые стороны и угрозы. Так вы сможете предположить, на каких моментах и вопросах есть вероятность «засыпаться». Заранее подготовьте ответы и аргументы на эти доводы.
Финальные штрихи
Любую самопрезентацию необходимо написать заранее — набросать тезисный план, а потом несколько раз отрепетировать, проговаривая речь на камеру или перед зеркалом. Кроме того, важно проверить, протестировать ее на друзьях или знакомых — все ли им понятно, какие вопросы у них возникли. Так вы поймете, удалось ли вам достичь поставленных целей.
И главное: вы всегда можете заранее продумать и подготовить ответы на самые распространенные вопросы и сложные моменты, о которых вас могут спросить.
Самопрезентация позволяет создать хорошее первое впечатление о себе и своей компетентности. Если отнестись к простому рассказу о себе как к небольшому, но важному публичному выступлению, можно создать имидж, который будет работать на репутацию. О вас будут говорить в выигрышном свете и знать то, что важно и выгодно вам.
В самопрезентации важна не только речь, но и подача: как вы одеты, как стоите и двигаетесь, что делают ваши руки, куда направлен взгляд, как звучит голос и что выражает лицо. Над всеми параметрами можно работать по отдельности, чтобы в дальнейшем собрать их в единый деловой и речевой имидж.
Ошибки при самопрезентации. Я выделяю шесть основных ошибок:
- Не готовиться: «Ой, даже не знаю, что сказать» или «Мне особо нечего рассказывать».
- Шутить и говорить что придет в голову.
- Использовать речевые обороты, выдающие неуверенность: мне кажется, у меня должно получиться; у меня нет опыта; я начинающий; мы еще молодые; мы только два месяца на рынке, еще зеленые и так далее.
- Говорить долго и длинными фразами.
- Лгать и давать пустые обещания.
- Уходить в ненужные детали и отвлекаться от сути.
Когда стоит отказаться от самопрезентации
Бывают ситуации, когда активная самопрезентация не является первостепенной задачей для вас или неуместна. На мой взгляд, есть пять случаев, когда от нее стоит отказаться.
Когда вы не уверены в своих навыках общения. Если чувствуете себя некомфортно и неуверенно, лучше отложить самопрезентацию на более подходящий момент.
Когда аудитория не готова вас слушать. Если люди заняты своими делами или не проявляют к вам должного интереса, не стоит тратить время на презентацию.
Когда вам не хватает информации о вашей аудитории. Прежде чем представить себя, убедитесь, что вы знаете, с кем имеете дело.
Когда ваше самопредставление может вызвать негативную реакцию. Если вы планируете обсуждать деликатные или резонансные темы, вызывать споры, лучше подождать более подходящего момента.
Когда презентация будет мешать другим важным задачам. Если ваша самопрезентация может отвлечь людей от их работы или нарушить другие планы, лучше ее отложить.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
Какие сложности у вас возникают с самопрезентацией? Поделитесь в комментариях.