Дайджест бухгалтера: актуальные новости и ответы на сложные вопросы

Дайджест бухгалтера: актуальные новости и ответы на сложные вопросы

Посмотреть
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Пять вариантов масштабирования бизнеса в 2024 году


Эксперт по финансам и инвестированию предлагает замещать импорт, запустить франшизу и искать новые источники денег


Эту статью написал участник сообщества

Мария Кузнецова

Мария Кузнецова

Основательница компании Frontiers, эксперт по финансам, инвестированию и масштабированию бизнеса

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Эксперт по финансам и инвестированию предлагает замещать импорт, запустить франшизу и искать новые источники денег


Эту статью написал участник сообщества

Мария Кузнецова

Мария Кузнецова

Основательница компании Frontiers, эксперт по финансам, инвестированию и масштабированию бизнеса

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Российские предприниматели сегодня строят бизнес в турбулентных условиях. Рост бизнеса ограничен внутренними и внешними экономическими факторами: инфляцией и ослаблением курса рубля, ростом ключевой ставки, ужесточением законодательства. Заниматься бизнес-планированием тоже сложно. Новые непредвиденные факторы, которые влияют на бизнес-процессы, появляются чуть ли не ежемесячно.

Тем не менее есть много бизнесов в совершенно разных нишах, которые используют возможности и масштабируются, несмотря на сложности. Расскажу, какие направления будут актуальны в 2024 году.

Импортозамещение

В 2022 году из РФ ушли сотни известных брендов: от PepsiCo и Mars до Toyota и BMW. Им на смену стали постепенно приходить другие иностранные производители. Но не остались в стороне и российские компании — многие из них заняли освободившиеся ниши и нарастили мощности.

Так, по данным Росстата, за 10 месяцев 2023 года индекс промышленного производства увеличился на 3,5%. Мебельная промышленность выросла на 45,7%; производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов — на 41%; готовых металлических изделий — на 34,5%. Активно развивается косметическая отрасль, производство одежды, продуктов питания, целлюлозно-бумажное производство.

Например, один из проектов, с которыми мы работаем, — производитель офисной бумаги «Дед Мороз», компания «НС Торг» из Омской области. В 2022 году с российского рынка ушел их крупный иностранный конкурент. Когда возник дефицит белой бумаги, НС Торг смог быстро увеличить объемы производства. В результате уже к середине года выручка выросла в 2—2,5 раза. При этом отпускные цены компания не повышала.

Еще один пример — импортер автозапчастей JP.express. Когда крупные автоконцерны заявили об уходе из РФ, на рынке возникла нехватка запасных частей для ремонта. Компания стала заниматься выкупом бывших в употреблении автомобилей из Японии и Европы и разбирать их. Бизнес быстро вырос, и сейчас ребята запускают сеть пунктов выдачи запчастей вокруг Санкт-Петербурга.

Импортозамещение — один из бизнес-трендов 2023 года, который сохранит актуальность в 2024. Сейчас на рынке по-прежнему свободно множество ниш от эконом- до лакшери-сегмента — российским компаниям предстоит их освоить. Поэтому любой бизнес в тех направлениях, которые сейчас растут, сможет вырасти вместе с ними.

Рекомендую:

  1. Оцените потенциал своего бизнеса. Найдите возможности зайти в те ниши, которые сейчас активно развиваются, или обслуживать их.
  2. Если у вас уже есть отлаженные логистические цепочки, подумайте, какие еще товары вы можете по ним поставлять.

Диверсификация с акцентом на импортозамещение позволит вашему бизнесу стать более устойчивым и увеличить обороты.

Основатель проекта «НС Торг» Николай Стародумов с пачками бумаги «Дед Мороз»
Автомобили, купленные компанией JP.express для разбора на запчасти

Франчайзинг

Франчайзинг возвращается на рынок России. Это происходит по ряду причин.

Многие технологии ушли из страны. Поэтому повысился спрос на отработанные бизнес-системы.

Франчайзинг решает вопрос с оптимизацией расходов. Все расходы франчайзи аккумулируются вокруг единого бренда. И этот бренд получает оптовые цены буквально на все: от логистики до сырья.

Существует дефицит сетевых компаний. Такие предприятия способны предоставить рынку качественные автоматизированные технологии. Бизнес зачастую готов покупать франшизы с готовыми технологичными бизнес-процессами, чтобы не выстраивать их самостоятельно.

Так, один из наших партнеров — франчайзи всемирно известного бренда пекарен Cinnabon Вячеслав Соколин. За последний год его компания увеличила товарооборот на 46%, количество чеков — на 42%.

Рекомендую:

  1. Если у вас устойчивый сильный бизнес с понятной бизнес-моделью, отлаженными процессами и узнаваемым брендом — подумайте о создании франшизы.
  2. Франчайзинг позволяет масштабироваться без привлечения большого дополнительного капитала. Но будьте готовы к отбору франчайзи для сотрудничества и последующему контролю, чтобы сохранить уровень сервиса и качество продукта.
  3. Если в вашей нише есть сильная франшиза, используйте ее возможности для развития своего бизнеса.
Пекарня Cinnabon в ТРК «ЭкоПарк Мурино». В этом году Вячеслав Соколин запустил еще две новые пекарни

Новые рынки

На государственном уровне у нашей страны сейчас складываются хорошие отношения с Киргизией, Индонезией, Объединенными Арабскими Эмиратами и другими государствами. Я знаю много крутых прецедентов, когда российские предприниматели открывают офис где-нибудь в Дубае и довольно мощно масштабируются, получают возможность поставлять оттуда сырье хорошего качества и развивать свой бренд на международной арене.

Одна из компаний, с которыми мы работаем, — крупный импортер кофе «Ритейл групп». В 2023 году она запустила хаб в Турции, а затем открыла филиал в ОАЭ. Это позволило расширить клиентскую базу, начать работать с ранее закрытыми странами, наладить эффективную логистику и выйти в новые регионы.

Рекомендую:

  1. Проанализируйте, какие свои товары и услуги вы можете выводить на новые рынки.
  2. Используйте одновременно возможности импорта и экспорта.

Новые технологии

Еще один способ для масштабирования в 2024 году — внедрить в свой бизнес новые ИТ-системы или разработать собственный ИТ-продукт.

Тренд на цифровизацию и автоматизацию сейчас характерен и для государства, и для бизнеса. CRM-системы, чат-боты для общения с клиентами, облачные хранилища и другие сервисы, которые упрощают рутину, — это удобно. Но предпринимателям важно быстро адаптироваться к изменениям, технологическое отставание может дорого обойтись.

Отдельное направление — разработка собственных ИТ-продуктов. Информационные технологии, по сути, стирают границы, и если вы нашли перспективную ключевую интеллектуальную составляющую, то можете вывести свой бизнес в любые регионы и даже страны.

Так, моя компания Frontiers разработала онлайн-платформу и мобильное приложение для работы с частным капиталом. Наши партнеры-заимодавцы могут отслеживать новости проектов, с которыми они работают, контролировать баланс займов и доход, получать консультации с брокером в одном веб-интерфейсе или приложении.

Рекомендую:

  1. Подумайте, как вы можете автоматизировать свои бизнес-процессы за счет готовых решений или собственных разработок.
  2. Если вы создадите ИТ-продукт, который будет решать задачи рынка, то сможете масштабироваться за счет него.

Новые источники финансирования

Чтобы масштабироваться, нужны дополнительные деньги. Есть несколько вариантов, где их можно взять.

Работать с фондами, которые поддерживают малый бизнес. Например, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) — предоставляет финансирование технологическим компаниям. А инновационный центр «Сколково» акцептует стартапы в разных сферах: от биомедицинских технологий до микроэлектроники.

Привлекать частный капитал и делать соинвестпроекты. Сейчас в России достаточно много компетентных инвесторов, которые понимают, что хотят инвестировать в бизнес, но не хотят заниматься этим операционно. Если компания уже имеет несколько точек, то она вполне может запускать розницу за счет денег инвесторов. Есть два варианта — продажа долей или создание акционерных обществ.

Частный капитал стимулирует рост малого и среднего бизнеса и помогает сократить сроки развития с 7—8 до 1—2 лет. В то же время инвесторы — физические лица, самозанятые и предприниматели, которые хотят диверсифицировать свои доходы, — могут на этом заработать от 20% годовых.

Один из наших партнеров — сеть коворкингов &Place в Санкт-Петербурге. В 2023 году проект получил частное финансирование на строительство новой точки, коворкинга площадью 2300 м2 в пространстве SENO на Сенной площади. В первой половине года велось активное привлечение заемщиков, а уже в ноябре состоялось техническое открытие объекта.

Рекомендую:

  1. Изучите, как привлекать частное финансирование — какие существуют возможности и риски. Не всякий бизнес может справиться с масштабированием и исполнить обязательства перед инвесторами.
  2. Оцените потенциал своей компании.
  3. Предусмотрите волатильность рынка.
  4. Привлекайте частный капитал только под проверенные бизнес-модели.
  5. Проведите автоматизацию и цифровизацию — подготовьте бизнес к масштабированию.
Коворкинг &Place. До конца года его планируют запустить официально

Заключение

По моему мнению, базовая задача каждого предпринимателя — предпринимать, то есть постоянно инициировать изменения и запускать процессы, которые помогут бизнесу вырасти. Мы работаем в непростых условиях, но все, что не убивает, делает нас сильнее. Ищите возможности и обязательно ими пользуйтесь.

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!


Больше по теме

Бренд — это больше чем логотип. Разбираем на примерах, что такое бренд, кому и зачем он нужен

Страх предпринимателя — это понимание, что вложения в бренд и продвижение продукта не приводят к ожидаемому эффекту и не находят отклика у целевой аудитории. Как это победить, рассказывает сооснователь IN-OUT.AGENCY

Новости