Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как открыть компанию в ОАЭ?


Нужно определиться с масштабами бизнеса, получить одобрение торгового наименования, бизнес-лицензию, визу и открыть счет в банке


Анастасия Акулич

Анастасия Акулич

Старший юрист REVERA law group

Александра Ковалева

Александра Ковалева

Юрист REVERA law group

Елена Овчинникова

Елена Овчинникова

Сооснователь Emirabiz

Нужно определиться с масштабами бизнеса, получить одобрение торгового наименования, бизнес-лицензию, визу и открыть счет в банке


Анастасия Акулич

Анастасия Акулич

Старший юрист REVERA law group

Александра Ковалева

Александра Ковалева

Юрист REVERA law group

Елена Овчинникова

Елена Овчинникова

Сооснователь Emirabiz

Читатель Иван спрашивает: «Слышал, что сейчас открывать бизнес в Дубае стало сложно, весь процесс занимает до полугода. Какие требования и во сколько примерно обойдется оформление документов, если рассматриваю вариант переезда в Эмираты и полноценного ведения бизнеса на территории страны?»

Сначала надо определиться с типом компании

Есть два основных типа юрисдикции, с которыми можно вести бизнес на территории Объединенных Арабских Эмиратов:

  1. Компания в свободной экономической зоне, free zone, или фризона.
  2. Местная компания, mainland, или мейнленд.

Для полной информации добавим, что, помимо мейнленда и фризоны, предприниматели могут открыть в Эмиратах офшорную компанию, но она не позволяет вести никакую деятельность на территории страны, только за рубежом.

«Офшор в ОАЭ стоит регистрировать, если операционная деятельность будет осуществляться в другой юрисдикции и вы совсем не планируете работать на местном рынке. Кроме того, нужно быть готовым к тому, что у офшорной компании будет не самая лучшая репутация — это ведет к повышенным требованиям со стороны банков».

Анастасия Акулич

Анастасия Акулич

Старший юрист REVERA law group

Фризоны — это обособленные области в Объединенных Арабских Эмиратах, на их территории действуют индивидуальные для каждой фризоны правила регистрации и ведения бизнеса. Это позволяет бизнесу пользоваться налоговыми и другими преференциями. Компанию в большинстве фризон можно зарегистрировать удаленно. Но есть географические ограничения по ведению бизнеса, которые могут подходить не всем.

«У торговых компаний дела обстоят так: физически бизнес должен быть привязан к той фризоне, в которой он зарегистрирован. Офис или магазин должен быть только внутри фризоны, и за пределами своей фризоны открыть магазин или офис нельзя. Но сотрудничать с компаниями из других фризон и из мейнленда можно. Торговая компания может продавать свои товары, правда, только оптом. То есть она может выступать как оптовый импортер.

И то уже появляются исключения из правил. В Дубае есть фризона Мейден. Она дает бизнесу поблажки: можно арендовать офис где угодно.

С сервисными компаниями все гораздо проще. Свой продукт интеллектуального труда ты можешь реализовывать по всей стране без ограничений. И предприниматель не должен сидеть в своем офисе во фризоне. Он может поехать встретиться с клиентом в другом офисе, в кафе, в отеле за пределами фризоны».

Елена Овчинникова

Елена Овчинникова

Сооснователь Emirabiz

В ОАЭ более 50 фризон, на территории одного только Дубая их более 20. Фризоной может быть район или деловой центр на территории эмирата. Например, Дубайский аэропорт — это тоже фризона, на ее территории расположены авиационные, логистические компании.

«Выбор конкретной фризоны зависит от ряда факторов. Первый и самый важный — вид деятельности бизнеса. В каждой фризоне есть свои перечни видов деятельности, которые можно вести на ее территории, поэтому выбирать фризону нужно, исходя из того, чем занимается компания.

Необходимо обратить внимание и на размер затрат на регистрацию и содержание компании — они разные в каждой фризоне. Отличаются также требования к минимальному размеру уставного капитала и необходимости сдавать ежегодную аудиторскую отчетность».

Александра Ковалева

Александра Ковалева

Юрист REVERA law group

У компании, зарегистрированной во фризоне, нет ограничений по работе за рубежом.

Мейнленд. Регистрация местной компании позволяет предпринимателям вести бизнес на территории всех Эмиратов без привязки к локации и за пределами страны. Местные компании могут участвовать в государственных тендерах, банки охотнее открывают для них счет, а иностранец может быть собственником с 100%-ной долей.

Дальше рассмотрим подробно именно этот тип оформления бизнеса.

Особенности бизнеса в мэйнлэнде

Эмираты привлекают низкой налоговой нагрузкой и отсутствием ограничений по видам деятельности.

Налоговая нагрузка. В мейнленде до недавнего времени нужно было платить только один налог — НДС по ставке 5%.

С 1 июня 2023 года произошли изменения: теперь предприниматели должны платить еще и налог на корпоративную прибыль — 9%. Новый закон направлен на то, чтобы иностранные компании не использовали Эмираты как возможность уйти от налогов. Новый налог платят только с дохода, который превышает 375 000 дирхам, это около 102 000 $.

«Если финансовый год компании наступает 1 июня, бизнес должен уплатить налог с доходов, полученных после 1 июня. Но у большинства предпринимателей финансовый год начинается в январе. Они будут платить новый налог уже в 2025 году, потому что в этом случае учитывают только доходы, полученные после 1 января 2024 года.

Из-за этих налоговых изменений бизнесу еще будет нужно вести бухучет и при необходимости предоставлять его в налоговую».

Елена Овчинникова

Елена Овчинникова

Сооснователь Emirabiz

Ограничения. У мейнленда практически нет ограничений по направлениям бизнеса, доходу и количеству сотрудников.

В 2021 году вступили в силу изменения в дубайский закон о коммерческих компаниях. Это позволило иностранным предпринимателям владеть 100% доли собственной компании. Ранее в состав учредителей должен был входить арабский гражданин, причем ему обязательно принадлежал 51%.

Но изменения в законе коснулись не всех сфер бизнеса. Если компания с иностранным учредителем хочет заниматься банковскими или страховыми услугами, без привлечения местного гражданина не обойтись.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Что понадобится для старта бизнеса в ОАЭ

Есть три действия, которые необходимы при открытии любой компании: понадобится получить лицензию, визу и арендовать помещение.

Лицензия. Особенность бизнеса в Дубае — под каждое направление нужна своя лицензия, она выдается на год. Например, предприниматель хочет продавать одежду и дополнительно преподавать русский язык, потому что у него педагогическое образование. Он должен получить две лицензии, и за каждую придется заплатить. С этим в Эмиратах все строго, не будет лицензий под каждое направление деятельности — оштрафуют или вовсе запретят вести бизнес.

Резидентская виза. Виза выдается на 2 года и дает право снимать жилье, арендовать помещения и работать на территории страны.

«Важно помнить, что после получения визы нужно поддерживать статус резидента. Для этого необходимо въезжать в страну минимум 1 раз в 180 дней».

Анастасия Акулич

Анастасия Акулич

Старший юрист REVERA law group

Аренда помещения. Офис надо арендовать минимум на год, чтобы аренда покрывала срок действия лицензии. Минимальная площадь зависит от количества людей, сферы деятельности, свободной зоны. Обычно это от 4 до 12 м2 на человека.

Некоторые свободные зоны позволяют предпринимателям арендовать виртуальный офис, или flexi desk, — это бюджетная аренда стола и стула в бизнес-центре фризоны с возможностью пользоваться телефонной связью, получать корреспонденцию. Но с реальным офисом в мейнленде все строго — он необходим даже для ведения онлайн-бизнеса.

Сколько стоит открыть компанию

Стоимость открытия бизнеса зависит от лицензии, которую выберет предприниматель, а также от того, какую компанию он собирается регистрировать: мейнленд или компанию во фризоне.

Например, за регистрацию мейнленд-компании с торговой лицензией придется заплатить около 12 000—20 000 $. Окончательная сумма зависит от номенклатуры товаров, разрешенных к продаже с данной лицензией, или от категории услуг, которые предоставляет компания.

Стоимость открытия компании во фризоне зависит от фризоны. Например, эмират Дубай — самый привлекательный, но и самый дорогой вариант. Регистрация компании с ИТ-лицензией в наиболее респектабельных фризонах Дубая, например Dubai Multi Commodities Center или Dubai International Financial Centre, обходится примерно в 18 000 $. Сюда включены регистрационные сборы, оформление резидентской визы, оплата стоимости услуг местных подрядчиков. К этим расходам нужно прибавить годовую аренду офиса и открытие банковского счета.

Кроме лицензии, вот что еще входит в стоимость регистрации бизнеса в мейнленде:

  • резидентская виза — 1500 $;
  • аренда офиса — от 3000 $;
  • иммиграционная карта на компанию — 200 $;
  • регистрация компании в Министерстве труда — 200 $;
  • нотариальное заверение устава — 500—1000 $ в зависимости от количества учредителей;
  • помощь консалтинговых компаний по регистрации бизнеса — от 2000 $;
  • дополнительные разрешения для определенных видов деятельности от профильных госорганов — от 500 до 3000 $;
  • открытие банковского счета компании в местном банке ОАЭ — от 3000 $. Плюс на счете должен быть немаленький депозит — об этом расскажем дальше.

Не обязательной процедурой является регистрация бренда, она стоит 4000 $. Но если предприниматель серьезно планирует развивать бренд на территории ОАЭ, зарегистрировать его все-таки рекомендуется. Если компанию с таким же названием зарегистрирует кто-то другой, название придется сменить, потому что пользоваться им будет запрещено.

Пример по открытию агентства недвижимости

В июне 2023 года предприниматель Александр открывал в Эмиратах филиал своего агентства недвижимости. Открытие такой компании обошлось ему в 20 000 $. В эту сумму вошли:

  • торговая лицензия — 4500 $;
  • RERA certificate — 1500 $. Это специальный сертификат компании, чтобы заниматься недвижимостью в ОАЭ;
  • резидентская виза учредителя — 1500 $;
  • рабочая виза для сотрудника — 1500 $;
  • Emirates ID — 550 $;
  • резерв торгового наименования — 150 $;
  • нотариальное заверение устава — 200 $;
  • иммиграционная карта компании — 200 $;
  • государственные сборы на получение рабочих квот — 760 $;
  • оплата услуг Департамента экономического развития — 2700 $;
  • гонорар консалтинговой компании за сопровождение — 6500 $.

Процесс регистрации компании вместе с открытием банковского счета занял около четырех месяцев.

Проще всего, если учредителем компании выступает физическое лицо, процесс проходит быстрее и стоит дешевле. В таком случае нужно собрать минимум документов: скан-копию паспорта и выписку с банковского счета.

Бывает, что компания открывает в Эмиратах филиал и для нее принципиально важно, чтобы учредителем было юридическое лицо.

«Такой вариант возможен, но для этого все учредительные документы должны пройти процедуру консульской легализации, это дорогой и длительный процесс. Апостиль проставить не получится: ОАЭ не присоединились к Гаагской конвенции, которая отменяет требование по легализации иностранных официальных документов и предусматривает упрощенный порядок предоставления апостиля».

Александра Ковалева

Александра Ковалева

Юрист REVERA law group

Какие затраты на сотрудников

Любым сотрудникам нужно платить зарплату. В Эмиратах есть минимальная зарплата: в договоре с сотрудником нельзя указать сумму ниже 800 дирхам, это около 220 $. В реальности зарплаты выше в несколько раз — все зависит от компании и должности специалиста.

Если бизнес планирует релоцировать сотрудников из России, это дополнительные затраты:

  • получение визы — бизнес должен зарегистрировать всех сотрудников в отделе миграции и в Департаменте по трудовой политике. Это обязательное условие, так Эмираты контролируют количество работающих людей;
  • медицинская страховка — от 200 $;
  • билет на обратную дорогу домой — не обязательная, но желательная трата. Если сотрудник решит уволиться и вернуться на родину, компания может купить ему билет на самолет, но может и не делать этого. Во фризонах, например, в большинстве случаев этот момент никем не отслеживается.

В Дубае вся забота о сотрудниках ложится на плечи руководителей компании. Виза, страховка — обязательные пункты, и правительство строго следит, чтобы все требования людей соблюдались. Но многие компании помогают сотрудникам и с другими моментами, например оплачивают жилье и даже школу для детей.

Шаги по открытию компании в мэйнлэнде

Основных шагов несколько, рекомендуем закладывать на весь процесс до четырех месяцев. Если местный банк затянет с открытием счета, может быть и дольше.

Получить одобрение торгового наименования. Сначала нужно проверить, свободно ли торговое наименование, которое вы хотите использовать для своего бизнеса. Это можно сделать на сайте Департамента экономического развития эмирата, например Дубая.

Бизнес в Дубае для русских компаний организовать несложно. Первые шаги можно сделать в онлайне. В стране почти у каждой службы есть свой сайт, на котором можно найти необходимую информацию
Если вбить в поиск «sport», можно увидеть компании, у которых это слово есть в названии
Допустим, мы хотим открыть спорт-студию Cozy sport space: поиск показывает, что это торговое наименование свободно

Выше мы писали, что в Эмиратах, как и в России, регистрировать бренд не обязательно. Но если вы планируете, например, открывать спортстудию с определенным названием, делать вывеску, создавать одноименные соцсети и вкладываться в пиар — рекомендуем зарегистрировать бренд, чтобы в будущем не остаться без названия.

Получить бизнес-лицензию. Чтобы получить, к примеру, лицензию на торговлю, также нужно обратиться в Департамент экономического развития. Этот шаг тоже можно проделать удаленно. Бизнес-лицензия выдается на 1 год. Через год ее обязательно нужно либо продлить, либо закрыть. Просто перестать платить за лицензию и ничего не сообщать о своих планах нельзя — это влечет ответственность по закону.

Получить резидентскую визу. Учредитель компании должен получить резидентскую визу, до ее получения он может находиться в стране по туристической визе. Она дает право легально работать и проживать на территории страны, заключать договор аренды на долгий срок. Визу выдают на 2 года, учредители могут запросить визы на членов семьи.

Помимо визы, для жизни и работы нужен Emirates ID — это национальное удостоверение личности. Оно выдается автоматически после получения визы.

Все, кто собирается жить и работать в Эмиратах, могут податься на золотую визу. Ее дают за инвестиции: нужно купить недвижимость за 2 млн дирхам, или почти за 545 000 $. Золотая виза действует 10 лет. Также можно открыть депозит в местном банке на ту же сумму.

Открыть банковский счет. Это самая сложная часть открытия бизнеса в ОАЭ. Сейчас банки на территории Эмиратов с осторожностью относятся к российским гражданам, многие отказывают в открытии счета, а причину не озвучивают. Рекомендуем подавать заявление сразу в несколько банков.

Сотрудники банка проводят собеседование с учредителем бизнеса, поэтому он должен лично присутствовать при открытии банковского счета. Банк смотрит на мотивацию предпринимателей и их общую осознанность и адекватность. Также банки смотрят на наличие сабстенса — реального экономического присутствия компании в ОАЭ.

Перед тем, как обращаться в банк, предприниматель должен:

  1. Получить визу резидента ОАЭ.
  2. Заключить договор аренды жилья.
  3. Арендовать офис, чтобы у бизнеса был юридический адрес.

Если учредитель компании — физическое лицо, банк запрашивает несколько документов:

  • лицензию на бизнес;
  • учредительные документы компании;
  • документы, подтверждающие доходы учредителя за последние полгода.

Если учредитель — юридическое лицо, банк дополнительно запрашивает документы, подтверждающие деятельность компании, чтобы проверить, что она реально существует и работает. Например, это могут быть контракты с контрагентами. Также банк будет обращать внимание на источник дохода учредителя, чтобы понять, на какие деньги будет организован бизнес в ОАЭ.

«Открытие банковского счета занимает минимум два месяца. Сейчас к предпринимателям из России особо пристальное внимание, им нужно проходить через множество проверок, например банк смотрит, сотрудничал ли бизнес с компаниями, которые попали под санкции.

Бизнес должен подготовить большой пакет документов. Самое сложное — это подтвердить источники дохода. У немногих россиян есть доход за пределами России, а если доход в России — нужна выписка из банка, который не находится под санкциями. Для банка критично важно знать источник дохода, чтобы оценить, насколько этот клиент интересен.

В банке есть два департамента: бизнес и комплаенс. Бизнес заинтересован в новых клиентах, а комплаенс — в том, чтобы у банка было как можно меньше рисков. И тут работает человеческий фактор.

Если менеджер бизнес-департамента видит в предпринимателе перспективного клиента, он готов всячески убеждать сотрудника из комплаенса, что открытию счета ничего не мешает. Но, разумеется, он будет делать это, если будет уверен, что получит интересную прибыль с этой сделки. Она в том числе зависит от минимального депозита, который клиент должен положить на счет.

Если предприниматель отказывается это делать или готов положить около 15 000 $ — менеджер стараться не будет и банк откажет в счете. Если предприниматель готов положить на счет от 50 000 до 150 000 $ — шансы сильно возрастают.

Мы часто сталкиваемся с тем, что клиенты из России не хотят переводить никакой начальный депозит. Мы понимаем их опасения, но объясняем, что без этого счет открыть не получится. Это правда жизни, с которой нужно смириться, если хочешь работать на территории страны».

Елена Овчинникова

Елена Овчинникова

Сооснователь Emirabiz

Если банк одобрит документы и откроет счет, предприниматель может приступать к работе: закупать необходимые расходные материалы и привлекать первых клиентов.

Главное

  1. Прежде чем приступать к регистрации бизнеса на территории ОАЭ, нужно определиться с типом компании: мейнленд или фризона.
  2. На территории фризон — выгодные налоговые льготы, но есть существенные ограничения, которые нужно учесть в работе. Например, предприниматель, который зарегистрировал компанию в одной фризоне, может продавать свои товары на территориях других фризон только в оптом.
  3. Владельцы мейнленд-компаний могут вести бизнес на территории всех ОАЭ, а банки охотнее открывают счет таким компаниям.
  4. Чтобы вести бизнес на территории Эмиратов, предприниматель должен получить лицензию на бизнес и резидентскую визу, найти помещение для офиса и открыть банковский счет.
  5. На лето 2023 года открытие банковского счета — самый сложный и долгий этап для россиян. Банки могут рассматривать документы до двух месяцев, а на положительное решение влияет депозит на счете. Примерная сумма — от 50 000 до 150 000 $.
  6. Процесс регистрации компании в среднем занимает до четырех месяцев. Может быть дольше, может — быстрее, все зависит от того, как долго сотрудники банка будут рассматривать заявку на открытие счета.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 808 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Спросите у эксперта

В разделе «Вопрос-ответ» эксперты Тинькофф разбирают популярные вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Вы можете отправить свой вопрос на почту secrets@tinkoff.ru.


Больше по теме

Новости