Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Зарегистрируйте ИП в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽
ПодробнееПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Нужно определиться с масштабами бизнеса, получить одобрение торгового наименования, бизнес-лицензию, визу и открыть счет в банке
Налоговый юрист, директор юридической компании MAPLEX
Нужно определиться с масштабами бизнеса, получить одобрение торгового наименования, бизнес-лицензию, визу и открыть счет в банке
Налоговый юрист, директор юридической компании MAPLEX
Читательница Татьяна спрашивает: «Хотим переехать всей семьей в Дубай. Думаю о том, чтобы открыть небольшой магазин и продавать одежду. Что нужно сделать, чтобы открыть бизнес в Дубае, и во сколько примерно обойдется оформление документов?»
Есть два основных типа юрисдикции, с которыми можно вести бизнес на территории Объединенных Арабских Эмиратов:
Фризоны — это обособленные области в Объединенных Арабских Эмиратах, на их территории установлены местные законы, которые позволяют определенному виду бизнеса пользоваться налоговыми и другими преференциями. В ОАЭ более 50 фризон, на территории одного Дубая их более 20.
Фризоной может быть район или деловой центр на территории эмирата. Например, Дубайский аэропорт — это тоже фризона, на ее территории расположены авиационные, логистические компании. Бизнес, зарегистрированный во фризоне, освобожден от каких-либо налогов — это большой плюс.
Для полной информации добавим, что, помимо мэйнлэнда и фризоны, предприниматели могут открыть в Эмиратах офшорную компанию, но она не позволяет вести никакую деятельность на территории страны, только за рубежом.
Большинство предпринимателей регистрирует мэйнлэнд. Скорее всего, автору вопроса тоже подойдет этот вид юрисдикции, чтобы, например, доставлять товары за пределы одного района или в другие эмираты. Дальше рассмотрим подробно именно этот тип оформления бизнеса.
С точки зрения организации открытие бизнеса в ОАЭ процесс несложный. Эмираты привлекают иностранных предпринимателей практически отсутствием налогов и страховых взносов.
Налоговая нагрузка. В мэйнлэнде нужно платить только один налог — НДС по ставке 5%.
Ограничения. Ограничений по направлениям бизнеса, доходу и количеству сотрудников у мэйнлэнда практически нет.
В 2021 году вступили в силу изменения в дубайский закон о некоммерческих компаниях. Это позволило иностранным предпринимателям владеть 100% доли собственной компании. Ранее в состав учредителей должен был входить арабский гражданин, причем ему обязательно принадлежал 51%.
Но изменения в законе коснулись не всех сфер бизнеса. Если компания с иностранным учредителем хочет заниматься банковскими или страховыми услугами, без привлечения местного гражданина не обойтись.
Условия ведения бизнеса. Есть три важных нюанса, которые нужно учитывать, когда планируете открытие компании в ОАЭ:
Некоторые свободные зоны позволяют предпринимателям арендовать виртуальный офис, или flexi desk, — это бюджетная аренда стола и стула в бизнес-центре фризоны с возможность пользоваться телефонной связью, получать корреспонденцию. Но с офисом в мэйнлэнде все строго — он необходим и для онлайн-бизнеса.
В открытие бизнеса придется вложиться. Окончательная стоимость зависит от лицензии, которую выберет предприниматель. Разные лицензии стоят по-разному. За регистрацию бизнеса с торговой лицензией придется заплатить около 25 000 $, это 1 580 000 ₽ на декабрь 2022 года. За основу взяли средний курс, актуальный в декабре: 1 $ = 63 ₽.
В эту сумму входят:
К этим расходам нужно прибавить годовую аренду офиса. Цена зависит от размеров помещения и целей бизнеса. Например, для производства еды может понадобиться специальная вентиляция или большая мощность электричества.
Проще всего, если учредителем компании выступает физическое лицо, процесс проходит быстрее и стоит дешевле. Но бывает, что компания открывает в Эмиратах филиал и для нее принципиально важно, чтобы учредителем было юридическое лицо. Такой вариант возможен, но на все документы нужно проставлять апостиль: это дороже и увеличивает срок регистрации бизнеса.
Само собой, сотрудникам нужно платить зарплату. Но если бизнес планирует релоцировать сотрудников из России, это дополнительные затраты:
В Дубае вся забота о сотрудниках ложится на плечи руководителей компании. Правительство строго следит, чтобы все требования людей соблюдались.
Основных шагов несколько, рекомендуем закладывать на весь процесс до двух месяцев. Если местный банк затянет с открытием счета, может быть и дольше.
Получить одобрение торгового наименования. Сначала нужно проверить, свободно ли торговое наименование, которое вы хотите использовать для своего бизнеса. Это можно сделать на сайте Департамента экономического развития эмирата, например Дубая.
Если торговое наименование свободно, бизнес может подавать заявку на торговую лицензию.
Получить бизнес-лицензию. Чтобы получить, к примеру, лицензию на торговлю, также нужно обратиться в Департамент экономического развития. Этот шаг тоже можно проделать удаленно. Бизнес-лицензия выдается на 1 год. Через год ее обязательно нужно либо продлить, либо закрыть. Просто перестать платить за лицензию и ничего не сообщать о своих планах нельзя — это влечет ответственность по закону.
Получить резидентскую визу. Учредитель компании должен получить резидентскую визу, до ее получения он может находиться в стране по туристической визе. Она дает право легально работать и проживать на территории страны, заключать договор аренды на долгий срок. Визу выдают на три года, учредители могут запросить визы на членов семьи.
Помимо визы, для жизни и работы нужен Emirates ID — это национальное удостоверение личности, аналог российского паспорта.
Все, кто собирается жить и работать в Эмиратах, могут податься на золотую визу. Ее дают за инвестиции: нужно купить недвижимость за 2 млн дирхам, или за почти 34 млн рублей. Золотая виза действует 10 лет.
Открыть банковский счет. Это самая сложная часть открытия бизнеса в Дубае. Сейчас банки на территории Эмиратов с осторожностью относятся к российским гражданам, многие отказывают в счете, а причину не озвучивают. Рекомендуем подавать заявление сразу в несколько банков. На момент написания статьи самый лояльный банк в ОАЭ — египетский Миср.
Сотрудники банка проводят собеседование с учредителем бизнеса, поэтому он должен лично присутствовать при открытии банковского счета. Банк смотрит на мотивацию предпринимателей и их общую осознанность и адекватность.
Перед тем как обращаться в банк, предприниматель должен арендовать офис, чтобы у бизнеса был юридический адрес. Для сотрудников банка это важный момент.
Если учредитель компании физическое лицо, банк запрашивает несколько документов:
Если учредитель — юридическое лицо, банк дополнительно запрашивает еще документы, подтверждающие деятельность компании, чтобы проверить, что она реально существует и работает. Это, например, инвойсы и контракты с контрагентами.
Обычно банк открывает счет в течение 10 дней, но он может запросить другие документы, тогда сроки затянутся.
Если банк одобрит документы и откроет счет, предприниматель может приступать к работе: закупать необходимые расходные материалы и привлекать первых клиентов.
В разделе «Вопрос-ответ» эксперты Тинькофф разбирают популярные вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Вы можете отправить свой вопрос на почту secrets@tinkoff.ru.
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности