Зарегистрируйте ИП в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее

Как открыть компанию в ОАЭ?


Нужно определиться с масштабами бизнеса, получить одобрение торгового наименования, бизнес-лицензию, визу и открыть счет в банке


Екатерина Новикова

Екатерина Новикова

Налоговый юрист, директор юридической компании MAPLEX

Поделитесь статьей

Нужно определиться с масштабами бизнеса, получить одобрение торгового наименования, бизнес-лицензию, визу и открыть счет в банке


Екатерина Новикова

Екатерина Новикова

Налоговый юрист, директор юридической компании MAPLEX

Поделитесь статьей

Читательница Татьяна спрашивает: «Хотим переехать всей семьей в Дубай. Думаю о том, чтобы открыть небольшой магазин и продавать одежду. Что нужно сделать, чтобы открыть бизнес в Дубае, и во сколько примерно обойдется оформление документов?»

Сначала надо определиться с типом компании

Есть два основных типа юрисдикции, с которыми можно вести бизнес на территории Объединенных Арабских Эмиратов:

  1. Местная компания, mainland, или мэйнлэнд. Регистрация местной компании позволяет предпринимателям вести бизнес на территории всех Эмиратов.
  2. Свободная экономическая зона, free zone, или фризона. Регистрация компании во фризоне позволяет вести бизнес только на ее территории, в других фризонах нельзя.

Фризоны — это обособленные области в Объединенных Арабских Эмиратах, на их территории установлены местные законы, которые позволяют определенному виду бизнеса пользоваться налоговыми и другими преференциями. В ОАЭ более 50 фризон, на территории одного Дубая их более 20.

Фризоной может быть район или деловой центр на территории эмирата. Например, Дубайский аэропорт — это тоже фризона, на ее территории расположены авиационные, логистические компании. Бизнес, зарегистрированный во фризоне, освобожден от каких-либо налогов — это большой плюс.

Для полной информации добавим, что, помимо мэйнлэнда и фризоны, предприниматели могут открыть в Эмиратах офшорную компанию, но она не позволяет вести никакую деятельность на территории страны, только за рубежом.

Большинство предпринимателей регистрирует мэйнлэнд. Скорее всего, автору вопроса тоже подойдет этот вид юрисдикции, чтобы, например, доставлять товары за пределы одного района или в другие эмираты. Дальше рассмотрим подробно именно этот тип оформления бизнеса.

Особенности бизнеса в мэйнлэнде

С точки зрения организации открытие бизнеса в ОАЭ процесс несложный. Эмираты привлекают иностранных предпринимателей практически отсутствием налогов и страховых взносов.

Налоговая нагрузка. В мэйнлэнде нужно платить только один налог — НДС по ставке 5%.

Ограничения. Ограничений по направлениям бизнеса, доходу и количеству сотрудников у мэйнлэнда практически нет.

В 2021 году вступили в силу изменения в дубайский закон о некоммерческих компаниях. Это позволило иностранным предпринимателям владеть 100% доли собственной компании. Ранее в состав учредителей должен был входить арабский гражданин, причем ему обязательно принадлежал 51%.

Но изменения в законе коснулись не всех сфер бизнеса. Если компания с иностранным учредителем хочет заниматься банковскими или страховыми услугами, без привлечения местного гражданина не обойтись.

Условия ведения бизнеса. Есть три важных нюанса, которые нужно учитывать, когда планируете открытие компании в ОАЭ:

  1. Лицензия. Особенность бизнеса в Дубае — под каждое направление нужна своя лицензия, она выдается на год. Например, предприниматель хочет продавать одежду и дополнительно преподавать русский язык, потому что у него педагогическое образование. Он должен получить две лицензии, и за каждую придется заплатить. С этим в Эмиратах все строго, не будет двух лицензий — оштрафуют или вовсе запретят вести бизнес.
  2. Виза. Получить визу налогового резидента несложно, она выдается на 3 года и дает право снимать жилье, арендовать помещения и работать на территории страны.
  3. Аренда помещения. Офис надо арендовать на год, то есть на срок действия лицензии. Минимальная площадь зависит от количества людей, сферы деятельности, свободной зоны — от 4 до 12 кв. м на человека.

Некоторые свободные зоны позволяют предпринимателям арендовать виртуальный офис, или flexi desk, — это бюджетная аренда стола и стула в бизнес-центре фризоны с возможность пользоваться телефонной связью, получать корреспонденцию. Но с офисом в мэйнлэнде все строго — он необходим и для онлайн-бизнеса.

Сколько стоит открытие бизнеса

В открытие бизнеса придется вложиться. Окончательная стоимость зависит от лицензии, которую выберет предприниматель. Разные лицензии стоят по-разному. За регистрацию бизнеса с торговой лицензией придется заплатить около 25 000 $, это 1 580 000 ₽ на декабрь 2022 года. За основу взяли средний курс, актуальный в декабре: 1 $ = 63 ₽.

В эту сумму входят:

  • торговая лицензия — 3600 $, или 227 000 ₽;
  • резидентская виза — 1700 $, или 107 000 ₽;
  • регистрация торгового наименования — 140 $, или 8800 ₽;
  • сборы за англоязычное торговое наименование — 545 $, или 34 500 ₽;
  • плата за подписание меморандума об ассоциации — 82 $, или 5200 ₽;
  • предварительное согласование наименования — initial approval — 96 $, или 6000 ₽;
  • печать компании — 82 $, или 5200 ₽;
  • юридические услуги по открытию локальной компании под ключ — 18 000 $, или 1 140 000 ₽.

К этим расходам нужно прибавить годовую аренду офиса. Цена зависит от размеров помещения и целей бизнеса. Например, для производства еды может понадобиться специальная вентиляция или большая мощность электричества.

Проще всего, если учредителем компании выступает физическое лицо, процесс проходит быстрее и стоит дешевле. Но бывает, что компания открывает в Эмиратах филиал и для нее принципиально важно, чтобы учредителем было юридическое лицо. Такой вариант возможен, но на все документы нужно проставлять апостиль: это дороже и увеличивает срок регистрации бизнеса.

Какие затраты на сотрудников

Само собой, сотрудникам нужно платить зарплату. Но если бизнес планирует релоцировать сотрудников из России, это дополнительные затраты:

  • виза — бизнес должен зарегистрировать всех сотрудников в отделе миграции и в департаменте по трудовой политике. Это обязательное условие, так Эмираты контролируют количество работающих людей;
  • медицинская страховка;
  • билет на обратную дорогу домой — если сотрудник решит уволиться и вернуться на родину, компания обязана купить ему билет на самолет.

В Дубае вся забота о сотрудниках ложится на плечи руководителей компании. Правительство строго следит, чтобы все требования людей соблюдались.

Шаги по открытию компании в мэйнлэнде

Основных шагов несколько, рекомендуем закладывать на весь процесс до двух месяцев. Если местный банк затянет с открытием счета, может быть и дольше.

Получить одобрение торгового наименования. Сначала нужно проверить, свободно ли торговое наименование, которое вы хотите использовать для своего бизнеса. Это можно сделать на сайте Департамента экономического развития эмирата, например Дубая.

Если торговое наименование свободно, бизнес может подавать заявку на торговую лицензию.

Получить бизнес-лицензию. Чтобы получить, к примеру, лицензию на торговлю, также нужно обратиться в Департамент экономического развития. Этот шаг тоже можно проделать удаленно. Бизнес-лицензия выдается на 1 год. Через год ее обязательно нужно либо продлить, либо закрыть. Просто перестать платить за лицензию и ничего не сообщать о своих планах нельзя — это влечет ответственность по закону.

Получить резидентскую визу. Учредитель компании должен получить резидентскую визу, до ее получения он может находиться в стране по туристической визе. Она дает право легально работать и проживать на территории страны, заключать договор аренды на долгий срок. Визу выдают на три года, учредители могут запросить визы на членов семьи.

Помимо визы, для жизни и работы нужен Emirates ID — это национальное удостоверение личности, аналог российского паспорта.

Все, кто собирается жить и работать в Эмиратах, могут податься на золотую визу. Ее дают за инвестиции: нужно купить недвижимость за 2 млн дирхам, или за почти 34 млн рублей. Золотая виза действует 10 лет.

Открыть банковский счет. Это самая сложная часть открытия бизнеса в Дубае. Сейчас банки на территории Эмиратов с осторожностью относятся к российским гражданам, многие отказывают в счете, а причину не озвучивают. Рекомендуем подавать заявление сразу в несколько банков. На момент написания статьи самый лояльный банк в ОАЭ — египетский Миср.

Сотрудники банка проводят собеседование с учредителем бизнеса, поэтому он должен лично присутствовать при открытии банковского счета. Банк смотрит на мотивацию предпринимателей и их общую осознанность и адекватность.

Перед тем как обращаться в банк, предприниматель должен арендовать офис, чтобы у бизнеса был юридический адрес. Для сотрудников банка это важный момент.

Если учредитель компании физическое лицо, банк запрашивает несколько документов:

  • лицензия на бизнес;
  • учредительные документы компании;
  • документы, подтверждающие доходы учредителя за последние полгода.

Если учредитель — юридическое лицо, банк дополнительно запрашивает еще документы, подтверждающие деятельность компании, чтобы проверить, что она реально существует и работает. Это, например, инвойсы и контракты с контрагентами.

Обычно банк открывает счет в течение 10 дней, но он может запросить другие документы, тогда сроки затянутся.

Если банк одобрит документы и откроет счет, предприниматель может приступать к работе: закупать необходимые расходные материалы и привлекать первых клиентов.


Спросите у эксперта

В разделе «Вопрос-ответ» эксперты Тинькофф разбирают популярные вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Вы можете отправить свой вопрос на почту secrets@tinkoff.ru.



Больше по теме