Российские предприниматели сегодня строят бизнес в турбулентных условиях. Рост бизнеса ограничен внутренними и внешними экономическими факторами: инфляцией и ослаблением курса рубля, ростом ключевой ставки, ужесточением законодательства. Заниматься бизнес-планированием тоже сложно. Новые непредвиденные факторы, которые влияют на бизнес-процессы, появляются чуть ли не ежемесячно.
Тем не менее есть много бизнесов в совершенно разных нишах, которые используют возможности и масштабируются, несмотря на сложности. Расскажу, какие направления будут актуальны в 2024 году.
Импортозамещение
В 2022 году из РФ ушли сотни известных брендов: от PepsiCo и Mars до Toyota и BMW. Им на смену стали постепенно приходить другие иностранные производители. Но не остались в стороне и российские компании — многие из них заняли освободившиеся ниши и нарастили мощности.
Так, по данным Росстата, за 10 месяцев 2023 года индекс промышленного производства увеличился на 3,5%. Мебельная промышленность выросла на 45,7%; производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов — на 41%; готовых металлических изделий — на 34,5%. Активно развивается косметическая отрасль, производство одежды, продуктов питания, целлюлозно-бумажное производство.
Например, один из проектов, с которыми мы работаем, — производитель офисной бумаги «Дед Мороз», компания «НС Торг» из Омской области. В 2022 году с российского рынка ушел их крупный иностранный конкурент. Когда возник дефицит белой бумаги, НС Торг смог быстро увеличить объемы производства. В результате уже к середине года выручка выросла в 2—2,5 раза. При этом отпускные цены компания не повышала.
Еще один пример — импортер автозапчастей JP.express. Когда крупные автоконцерны заявили об уходе из РФ, на рынке возникла нехватка запасных частей для ремонта. Компания стала заниматься выкупом бывших в употреблении автомобилей из Японии и Европы и разбирать их. Бизнес быстро вырос, и сейчас ребята запускают сеть пунктов выдачи запчастей вокруг Санкт-Петербурга.
Импортозамещение — один из бизнес-трендов 2023 года, который сохранит актуальность в 2024. Сейчас на рынке по-прежнему свободно множество ниш от эконом- до лакшери-сегмента — российским компаниям предстоит их освоить. Поэтому любой бизнес в тех направлениях, которые сейчас растут, сможет вырасти вместе с ними.
Рекомендую:
- Оцените потенциал своего бизнеса. Найдите возможности зайти в те ниши, которые сейчас активно развиваются, или обслуживать их.
- Если у вас уже есть отлаженные логистические цепочки, подумайте, какие еще товары вы можете по ним поставлять.
Диверсификация с акцентом на импортозамещение позволит вашему бизнесу стать более устойчивым и увеличить обороты.
Франчайзинг
Франчайзинг возвращается на рынок России. Это происходит по ряду причин.
Многие технологии ушли из страны. Поэтому повысился спрос на отработанные бизнес-системы.
Франчайзинг решает вопрос с оптимизацией расходов. Все расходы франчайзи аккумулируются вокруг единого бренда. И этот бренд получает оптовые цены буквально на все: от логистики до сырья.
Существует дефицит сетевых компаний. Такие предприятия способны предоставить рынку качественные автоматизированные технологии. Бизнес зачастую готов покупать франшизы с готовыми технологичными бизнес-процессами, чтобы не выстраивать их самостоятельно.
Так, один из наших партнеров — франчайзи всемирно известного бренда пекарен Cinnabon Вячеслав Соколин. За последний год его компания увеличила товарооборот на 46%, количество чеков — на 42%.
Рекомендую:
- Если у вас устойчивый сильный бизнес с понятной бизнес-моделью, отлаженными процессами и узнаваемым брендом — подумайте о создании франшизы.
- Франчайзинг позволяет масштабироваться без привлечения большого дополнительного капитала. Но будьте готовы к отбору франчайзи для сотрудничества и последующему контролю, чтобы сохранить уровень сервиса и качество продукта.
- Если в вашей нише есть сильная франшиза, используйте ее возможности для развития своего бизнеса.
Новые рынки
На государственном уровне у нашей страны сейчас складываются хорошие отношения с Киргизией, Индонезией, Объединенными Арабскими Эмиратами и другими государствами. Я знаю много крутых прецедентов, когда российские предприниматели открывают офис где-нибудь в Дубае и довольно мощно масштабируются, получают возможность поставлять оттуда сырье хорошего качества и развивать свой бренд на международной арене.
Одна из компаний, с которыми мы работаем, — крупный импортер кофе «Ритейл групп». В 2023 году она запустила хаб в Турции, а затем открыла филиал в ОАЭ. Это позволило расширить клиентскую базу, начать работать с ранее закрытыми странами, наладить эффективную логистику и выйти в новые регионы.
Рекомендую:
- Проанализируйте, какие свои товары и услуги вы можете выводить на новые рынки.
- Используйте одновременно возможности импорта и экспорта.
Новые технологии
Еще один способ для масштабирования в 2024 году — внедрить в свой бизнес новые ИТ-системы или разработать собственный ИТ-продукт.
Тренд на цифровизацию и автоматизацию сейчас характерен и для государства, и для бизнеса. CRM-системы, чат-боты для общения с клиентами, облачные хранилища и другие сервисы, которые упрощают рутину, — это удобно. Но предпринимателям важно быстро адаптироваться к изменениям, технологическое отставание может дорого обойтись.
Отдельное направление — разработка собственных ИТ-продуктов. Информационные технологии, по сути, стирают границы, и если вы нашли перспективную ключевую интеллектуальную составляющую, то можете вывести свой бизнес в любые регионы и даже страны.
Так, моя компания Frontiers разработала онлайн-платформу и мобильное приложение для работы с частным капиталом. Наши партнеры-заимодавцы могут отслеживать новости проектов, с которыми они работают, контролировать баланс займов и доход, получать консультации с брокером в одном веб-интерфейсе или приложении.
Рекомендую:
- Подумайте, как вы можете автоматизировать свои бизнес-процессы за счет готовых решений или собственных разработок.
- Если вы создадите ИТ-продукт, который будет решать задачи рынка, то сможете масштабироваться за счет него.
Новые источники финансирования
Чтобы масштабироваться, нужны дополнительные деньги. Есть несколько вариантов, где их можно взять.
Работать с фондами, которые поддерживают малый бизнес. Например, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) — предоставляет финансирование технологическим компаниям. А инновационный центр «Сколково» акцептует стартапы в разных сферах: от биомедицинских технологий до микроэлектроники.
Привлекать частный капитал и делать соинвестпроекты. Сейчас в России достаточно много компетентных инвесторов, которые понимают, что хотят инвестировать в бизнес, но не хотят заниматься этим операционно. Если компания уже имеет несколько точек, то она вполне может запускать розницу за счет денег инвесторов. Есть два варианта — продажа долей или создание акционерных обществ.
Частный капитал стимулирует рост малого и среднего бизнеса и помогает сократить сроки развития с 7—8 до 1—2 лет. В то же время инвесторы — физические лица, самозанятые и предприниматели, которые хотят диверсифицировать свои доходы, — могут на этом заработать от 20% годовых.
Один из наших партнеров — сеть коворкингов &Place в Санкт-Петербурге. В 2023 году проект получил частное финансирование на строительство новой точки, коворкинга площадью 2300 м2 в пространстве SENO на Сенной площади. В первой половине года велось активное привлечение заемщиков, а уже в ноябре состоялось техническое открытие объекта.
Рекомендую:
- Изучите, как привлекать частное финансирование — какие существуют возможности и риски. Не всякий бизнес может справиться с масштабированием и исполнить обязательства перед инвесторами.
- Оцените потенциал своей компании.
- Предусмотрите волатильность рынка.
- Привлекайте частный капитал только под проверенные бизнес-модели.
- Проведите автоматизацию и цифровизацию — подготовьте бизнес к масштабированию.
Заключение
По моему мнению, базовая задача каждого предпринимателя — предпринимать, то есть постоянно инициировать изменения и запускать процессы, которые помогут бизнесу вырасти. Мы работаем в непростых условиях, но все, что не убивает, делает нас сильнее. Ищите возможности и обязательно ими пользуйтесь.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
Какие варианты масштабирования бизнеса вы знаете? Расскажите в комментариях.