Основная цель любого бизнеса — увеличение продаж, среднего чека и прибыли. Без маркетинга тут не обойтись: именно он определяет, как будет выглядеть продукт, где, кому и как о нем рассказывать, как продавать и как удерживать клиентов для повторных покупок. Найти для этого крутого профессионала не так просто, да и в одиночку со всеми задачами не справиться даже ему. Поэтому больше половины компаний привлекают внешних специалистов.
Причины аутсорсинга в маркетинге
Почему компании привлекают специалистов на аутсорсе? Причины могут быть разными.
Нет штатного маркетолога. Отчет международного агентства Sagefrog говорит, что 65% компаний в различных отраслях привлекают маркетологов на аутсорсинг. Из них 16% целиком доверяют все задачи внешним специалистам. Эта статистика в среднем подтверждает наш опыт общения с российскими компаниями. Иногда поиски маркетолога в офис занимают много времени, — на это жалуются 15% компаний. А потребность в продвижении бренда «горит» и не может откладываться на неопределенный срок. Привлечение профессионалов со стороны спасает ситуацию. Иногда компания вообще решает в штат никого не брать и ограничиться внештатниками.
Высокая нагрузка и ограниченный бюджет. Например, штатный маркетолог не справляется с количеством задач, но вы ограничены бюджетом и не можете оформить дополнительных сотрудников в штат. Эта причина с отрывом побеждает во всех опросах — 26% руководителей говорят о нехватке штатных ресурсов и их времени на все. Почти половина компаний использует подход совмещения своих специалистов и внештатных. Такая командная работа позволяет закрывать весь спектр задач, с которым один человек физически не справится, даже если он суперталантлив и готов работать 24/7. Так, с одним из наших клиентов мы ведем маркетинг по направлению B2B, а штатный сотрудник — B2C. Эти специалисты работают с разными сегментами целевой аудитории, различными маркетинговыми воронками и каналами коммуникации с клиентами, но плотно взаимодействуют друг с другом.
В бизнесе появились новые направления, с которыми вы не работали раньше. Представьте, что ваша компания перепродавала товары из-за рубежа, а теперь вы решили производить их под своим брендом. Или вы успешно производите строительное оборудование и решили параллельно продавать финансовые услуги. А может быть, вы много лет продаете товары для масс-маркета и хотите ввести премиальную линейку, которая не по карману привычной вам аудитории. Прежние рекламные слоганы, внешний вид упаковки и каналы коммуникации новому сегменту клиентов точно не подойдут. Для каждого из подобных случаев нужен свежий взгляд и опыт людей, которые работали с отраслью, которые для вас пока еще новы.
Есть команда специалистов, но нет ответственного за стратегию, выполнение задач и глобальный результат. Аутсорсинг директоров по разным направлениям в России существует давно. Маркетинг — не исключение. Иногда в компании подбирается неплохая команда из маркетолога, дизайнера, SEO-специалиста, SMMщика. Но работают они как будто каждый сам по себе, отчего единого образа бренда так и не складывается. В этом случае привлекают внешнего директора по маркетингу, который формирует общее видение и план действий, настраивает команду на работу в едином направлении и связывает маркетинговые задачи с общими целями бизнеса. Он же помогает разработать KPI и систему мотивации для сотрудников отдела маркетинга и настроить процесс взаимодействия с отделом продаж.
Что можно отдать маркетологам на аутсорсинг
Чаще всего к внештатным специалистам приходят за такими задачами:
- стратегия и планирование. Это делается в обязательной тесной связке с руководством и основной штатной командой компании;
- аналитика и маркетинговые исследования;
- настройка и ведение рекламных кампаний онлайн;
- разработка дизайна, от общего образа бренда до конкретных небольших задач;
- PR и работа со СМИ;
- разработка и реализация SMM-стратегии;
- разработка и SEO-оптимизация сайта;
- консалтинг и коучинг команды;
Дальше рассмотрим плюсы и минусы маркетинга на аутсорсе.
Плюсы аутсорсинга маркетинга
Рассмотрим четыре основных преимущества.
Компетенции и экспертиза. Аутсорс-специалисты, как правило, имеют большой опыт реализации проектов в разных областях и международную экспертизу, следят за развитием актуальных трендов и маркетинговых инструментов и быстрее смогут предложить рабочее комплексное решение.
Объективность и свежий взгляд. Часто лояльность к своему бренду не дает оценить его так, как это сделал бы потенциальный клиент. К тому же ежедневная офисная рутина часто «замыливает глаз». Маркетолог на аутсорсинге всегда смотрит на продукт и компанию более широко, под другим углом, поэтому может предложить новые точки роста. Задача руководства здесь — спокойно принимать услышанное мнение и рекомендации.
Работа слаженной команды и скорость. Аутсорсинг маркетинга часто предполагает доступ к сработавшейся и грамотно управляемой команде узкопрофильных специалистов в формате одного окна. При этом вы не тратите ресурсы на выстраивание отношений с каждым из них и микроменеджмент. Кроме того, многие задачи решаются гораздо быстрее, потому что над всем параллельно работают разные специалисты.
Оптимизация расходов. Вы экономите на ФОТ, обеспечении рабочего места, и получаете непрерывность процесса, так как на случай болезни или отпуска специалиста вам предоставляется замена.
Минусы в передаче маркетинга на аутсорсинг
Любой процесс сотрудничества требует взаимодействия, контроля и обратной связи. К минусам передачи маркетинга на аутсорсинг можно отнести риски, связанные с потерей контроля над исполнителями, — как с точки зрения качества работы, так и с точки зрения сроков.
Как выстроить работу по аутсорсингу функций маркетинга
89% компаний, привлекающих аутсорс-маркетологов, говорят об эффективности этого решения. Уверены, что большинство из остальных 11% просто не смогли правильно выстроить коммуникацию с привлеченными специалистами. Что учесть в самом начале работы, чтобы этот опыт оказался позитивным?
Четко проговорите цели и задачи, которые вы хотите достичь. Например, вам нужно увеличить количество трафика, повысить конверсию квалифицированных лидов, внедрить новый инструмент для оптимизации работы отдела. Обсудите, по каким параметрам эффективности и в какие сроки вы будете оценивать результат. Постарайтесь придерживаться этого плана. Бывает, что заказчики начинают «прыгать» по задачам, отменяя старые и накидывая все новые, или резко менять представление о целевой аудитории, позиционировании и свойствах продукта. Это негативно сказывается на результатах или впечатлении от работы специалистов, так как не все инструменты можно объективно быстро развернуть на 180°.
Определите формат сотрудничества. Составьте проектный план с задачами, KPI, сроками выполнения и ответственными лицами. Это поможет не потеряться в списке дел и статусе по ним, а также снизит количество возможных вопросов и конфликтов. Создайте единое рабочее пространство с доступом к важным маркетинговым документам и материалам. Мы работаем с клиентами в разных системах: кому-то достаточно выложенных документов в Google или Яндекс-директориях, кто-то предпочитает использовать платформы вроде Битрикс24 или Monday. Определитесь, что будет удобнее вам, или уточните рекомендацию специалистов.
Организуйте коммуникацию. Мы рекомендуем регулярное общение с внешними специалистами. Оперативный чат в Telegram и еженедельные видеовстречи позволят всем держать руку на пульсе и двигаться в одном направлении. А вам как заказчику это даст полное ощущение работающей команды, с которой можно посоветоваться по любому рабочему вопросу.
Предоставьте сотруднику на аутсорсинге доступ к необходимой информации. Обычно мы запрашиваем доступы в аналитические системы (Яндекс Метрика, Google Analytics) и к рекламным кабинетам, еженедельную статистику по входящим звонкам, количеству лидов, конверсиям в сделку. Регулярный анализ помогает сверяться по целям и KPI и своевременно вносить корректировки.
Предусмотрите и нивелируйте конфликты. Этот пункт для тех руководителей, кто нанимает аутсорс-специалистов при наличии штатного маркетолога. Порой такие решения вызывают у него профессиональную ревность и саботаж, из-за чего вся работа может встать, проект провалиться, а опыт сотрудничества с внешними специалистами показаться вам негативным. Убедитесь, что ваш сотрудник понимает все преимущества такого усиления команды и готов работать в расширенном составе. Запрашивайте обратную связь, акцентируйте внимание на целях и задачах бизнеса, именно их качественное выполнение позволяет сотрудникам оставаться продуктивными и конкурентоспособным.
Какие задачи маркетинга вы без раздумий передали бы внешним специалистам?