Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как контент на маркетплейсах влияет на поведение покупателей


Меня зовут Анна Шуст, я журналист, копирайтер, занимаюсь продающим контентом уже больше 15 лет. Также я продаю товары своих брендов на маркетплейсах, написала четыре книги о текстах и бизнесе и помогаю другим селлерам с контентом.

Недавно я провела небольшое исследование, в котором расспросила 278 человек о том, как именно они делают покупки на маркетплейсах и как на это влияют тексты, картинки, видео, отзывы. Выводы, которые вы узнаете в этом материале, помогут вам лучше понять запросы и поведенческие стратегии покупателей, а значит, эффективнее наполнять ваши карточки товаров и продавать больше.

Как проводилось исследование

У меня есть телеграм-канал про тексты и копирайтинг. В ноябре 2023 года я выложила в нем пост с анкетой и предложила моим читателям заполнить ее, чтобы поделиться опытом покупок на маркетплейсах. Большинство моих подписчиков — покупатели Wildberries и Ozon. Еще часть — селлеры маркетплейсов, которые одновременно и продают сами, и делают покупки как обычные клиенты.

Анкета состояла из 20 вопросов, ее заполнили 278 человек.

В процессе сбора данных я один раз уточняла формулировки ответов в опроснике, так как участники выразили сомнения в равнозначности вариантов выбора. Об этом расскажу дополнительно, когда буду показывать результаты ответов, включающих в себя эти корректировки.

Исследование маркетплейсов
Исследование маркетплейсов

Вот как распределилась аудитория участников исследования в моем телеграм-канале «Анна Шуст, тексты для продаж»

Вот как распределилась аудитория участников исследования в моем телеграм-канале «Анна Шуст, тексты для продаж»

Где и как часто покупают, с каких устройств выбирают

Так участники исследования отвечали на вопросы о регулярности покупок и предпочтениях по площадкам, на которых они тратят деньги. Это может быть важно, если вы в дальнейшем найдете более масштабные исследования покупателей маркетплейсов — вы сможете сравнить с ними мою выборку и увидеть, актуальны ли будут эти цифры спустя какое-то время.

Как часто покупают на маркетплейсах
Как часто покупают на маркетплейсах

Выяснилось, что большинство людей покупают товары на маркетплейсах два-три раза в месяц

Выяснилось, что большинство людей покупают товары на маркетплейсах два-три раза в месяц
Самый популярный маркетплейс
Самый популярный маркетплейс

Здесь люди могли и выбирать несколько моих вариантов, и добавлять собственные. Мои варианты заканчивались пунктом с упоминанием KazanExpress

Здесь люди могли и выбирать несколько моих вариантов, и добавлять собственные. Мои варианты заканчивались пунктом с упоминанием KazanExpress
С какого устройства покупают на маркетплейсах
С какого устройства покупают на маркетплейсах

Тут результаты отчасти связаны с тем, что опрос был среди активных подписчиков телеграм-канала — эти люди привычно и активно используют смартфоны для повседневных дел

Тут результаты отчасти связаны с тем, что опрос был среди активных подписчиков телеграм-канала — эти люди привычно и активно используют смартфоны для повседневных дел

Отличие стратегии выбора дорогих и дешевых товаров

Сколько времени люди посвящают изучению карточки товара (фото, видео, описание, характеристики) — зависит от суммы покупки.

Последние покупки на маркетплейсах
Последние покупки на маркетплейсах

Товар берут не глядя или тратят не много времени на изучение карточки недорогого товара 65,5% покупателей

Товар берут не глядя или тратят не много времени на изучение карточки недорогого товара 65,5% покупателей
Самые дорогие покупки на маркетплейсах
Самые дорогие покупки на маркетплейсах

Примерно такой же процент покупателей (68,3%) тратит на изучение информации в карточках товаров уже не меньше 10—30 минут, если покупка более дорогая

Примерно такой же процент покупателей (68,3%) тратит на изучение информации в карточках товаров уже не меньше 10—30 минут, если покупка более дорогая

Какой контент покупателям нужен и важен, чтобы принять решение о покупке

Опрос показал, что 88,1% покупателей на маркетплейсах смотрят видеоролики. Не использовать этот тип контента в карточках товаров — значит лишать себя важной точки контакта с покупателем. Результаты моего исследования в пух и прах разбивают миф о том, что описания никто не читает. Только 16,2% опрошенных — те самые, которые не читают ничего. Поэтому описания важны — они должны быть написаны простым и понятным языком, для людей, а не только для поисковых алгоритмов.

Кто смотрит видеоролики о товарах
Кто смотрит видеоролики о товарах

Только около 12% покупателей не смотрят видеоролики о товарах на маркетплейсах

Только около 12% покупателей не смотрят видеоролики о товарах на маркетплейсах
Важность фотографий на маркетплейсах
Важность фотографий на маркетплейсах

Большинство респондентов считают, что фотографии товаров должны быть сделаны профессионально

Большинство респондентов считают, что фотографии товаров должны быть сделаны профессионально
Кто изучает информацию на инфографике
Кто изучает информацию на инфографике

Тут интересно, что абсолютное большинство именно вчитывается в надписи на фото

Тут интересно, что абсолютное большинство именно вчитывается в надписи на фото
Кто читает описания товаров
Кто читает описания товаров

Да, люди действительно читают и описания!

Да, люди действительно читают и описания!
Для чего нужны описания товаров
Для чего нужны описания товаров

Большинство читателей — 87,4% — хотят лучше понять технические характеристики, размеры и особенности использования товара, когда заглядывают в описание. Это для них суперважно — чтобы не оформлять потом платный возврат, например

Большинство читателей — 87,4% — хотят лучше понять технические характеристики, размеры и особенности использования товара, когда заглядывают в описание. Это для них суперважно — чтобы не оформлять потом платный возврат, например

В этом вопросе можно было выбрать несколько вариантов ответа. Также здесь много мелких дополнений, которые писали люди из своего опыта, распишу их подробнее, так как на графике съедается часть информации. Итак:

  • 87,4% читают описания, когда хотят знать технические характеристики, размеры и особенности использования товара;
  • 57,2% — когда плохо понимают особенности товара. Например, это точно, если фото и характеристики для человека оказываются недостаточно информативны. В тексте можно описывать сценарии использования товара, чтобы расширить понимание клиента о продукте;
  • 49,3% — когда товар технически сложный;
  • 27,7% — когда товар стоит от 1000—2000 ₽ и выше;
  • 20,5% — когда хотят понять, с каким продавцом они имеют дело. То есть подробное и грамотное описание может дополнительно сработать на доверие к вам и вашему товару;
  • 19,1% — когда хотят понять, почему у товара именно такая цена (высокая или низкая);
  • 4% — когда хотят вдохновиться на покупку. Например, если остаются какие-то сомнения.

Участники опроса назвали и другие причины, по которым часто читают описание товара на маркетплейсе. Если это косметика, то читают про объем, состав и прочие важные характеристики. Если это одежда, то ищут состав ткани, размеры, можно ли носить ее зимой (какой наполнитель, не собьется ли он после стирки — очень мало кто об этом пишет). Еще покупатели иногда хотят узнать производителя и политику бренда, а также смотрят описание, если нет инфографики в карточке товара или она не информативна.

Кроме того, я спросила свою аудиторию, важны ли качества текстов описания, насколько чувствительно воспринимаются ошибки. Интересно, что глобально люди разделились на более-менее сопоставимые по размеру группы: те, кому в целом это не так важно (таких чуть меньше), и те, кому очень важно (таких больше). В контексте продаж получается, что если мы все-таки делаем наши тексты максимально грамотными, то это устроит обе группы. Поэтому такой подход предпочтительнее.

Реакция на орфографические ошибки в описании
Реакция на орфографические ошибки в описании

Большая часть клиентов — 57,2% — реагируют негативно. Пояснения к результатам этого опроса: «Реагирую спокойно, с пониманием» — это отредактированная версия ответа «Реагирую нормально, с пониманием». То есть по факту два этих варианта можно суммировать и считать одним целым

Большая часть клиентов — 57,2% — реагируют негативно. Пояснения к результатам этого опроса: «Реагирую спокойно, с пониманием» — это отредактированная версия ответа «Реагирую нормально, с пониманием». То есть по факту два этих варианта можно суммировать и считать одним целым

Про отзывы, причины их оставлять и читают ли люди ответы продавцов

На мой вопрос «Читаете ли вы отзывы о товарах на маркетплейсах?» ответили «Да» 87,1% опрошенных — подавляющее большинство. При этом иногда читают отзывы 12,9%. Людей, которые не читают отзывы, не существует!

Читаете ли вы отзывы на товар
Читаете ли вы отзывы на товар

Только 4,3% людей не прочитают ваши ответы другому покупателю! Остальные чаще всего увидят, если вы кому-то ответили недоброжелательно или агрессивно

Только 4,3% людей не прочитают ваши ответы другому покупателю! Остальные чаще всего увидят, если вы кому-то ответили недоброжелательно или агрессивно
Пишете ли вы отзывы на товары на маркетплейсах
Пишете ли вы отзывы на товары на маркетплейсах

Как видно, около 77% людей так или иначе оставляют отзывы

Как видно, около 77% людей так или иначе оставляют отзывы

«Каковы главные причины оставить отрицательный отзыв?» На этот вопрос участники исследования могли выбрать несколько вариантов ответа и дополнительно написать собственный. Вот результаты:

  • 90% — товар сильно не понравился, не оправдал ожиданий или был испорчен;
  • 6,3% — товар немного не понравился, были незначительные сложности (например, помята упаковка);
  • 6,3% — ни при каких обстоятельствах не оставляю отрицательные отзывы;
  • 2,5% — продавец просил у меня отзыв (была визитка или листовка с просьбой), а я не люблю, когда клянчат отзывы.

Также ценны комментарии участников опроса, где они описывают конкретные ситуации и обстоятельства, в которых оставляли негативные отзывы, процитирую:

  • «Было существенное несоответствие между описанием/фото и реальностью»;
  • «Единственный раз написала отрицательный отзыв, когда звезды, как говорится, сошлись: некачественный товар и хамство продавца»;
  • «В основном если именно с товаром что-то не так. Если мятая упаковка по вине продавца — некачественно упакован товар. Если вина именно доставки, то не скидываю оценку за это»;
  • «Если продавец прислал не тот размер или не тот цвет. Жалко потраченного времени»;
  • «Когда мое предупреждение о свойствах и качестве товара может быть полезно для других людей и повлиять на их выбор»;
  • «Когда приходит другой товар, но за его невыкуп с тебя все равно берут деньги»;
  • «Когда товар с браком и в возврате было отказано»;
  • «Если товар не соответствовал описанию или в описании что-то не было упомянуто, а для меня это критически важно».

«Какие есть главные причины оставить положительный отзыв?» На этот вопрос также можно было дать несколько вариантов ответа и дополнительно написать собственный. Среди таких причин:

  • 82% — товар очень понравился, произвел вау-эффект;
  • 32% — товар в целом понравился и не вызвал негативных эмоций;
  • 31% — продавец просил оставить отзыв, а мне не сложно.

Также я получила комментарии участников опроса, где они описывают конкретные ситуации и обстоятельства, в которых оставляли положительные отзывы. Цитирую:

  • «Когда маркетплейс начисляет мне баллы за отзыв»;
  • «Если о товаре и так до этого уже было много хороших отзывов»;
  • «Когда у товара много неадекватных отзывов, например призывы покупать оверсайз вещь меньшего размера»;
  • «Когда мое мнение отличается от большинства написанных другими отзывов»;
  • «Была визитка с просьбой и маленький подарочек, влажные салфетки. И написано: „А это вам за отзыв“ — тогда оставила. Просто визитки с просьбой обычно не помогали мне»;
  • «Когда вижу, что отзывы несправедливые, а товар на самом деле хороший»;
  • «Когда товар качественно упакован и есть открытка с благодарностью за покупку, но без просьбы оставить отзыв»;
  • «Пусть даже без вау-эффекта, но товар соответствует описанию и нормально упакован — всегда поблагодарю продавца».
Что влияет на решение о покупке товара
Что влияет на решение о покупке товара

Тройка лидеров для принятия решения о покупке: фото, характеристики, отзывы

Тройка лидеров для принятия решения о покупке: фото, характеристики, отзывы

Продающие приемы в текстах или инфографике, которые могут влиять на решение о покупке. Об этом я также спросила подписчиков своего ТГ-канала. Тройка лидеров из перечисленных пунктов:

  1. Бренд на рынке уже более 10—15 лет (33,8%).
  2. У товара есть эко- или международные сертификаты качества (23,7%).
  3. Товар сделан в России (22,7%).

Пятая часть всех опрошенных участников исследования купят товар, если к нему прилагается подарок. 16,2% сделают покупку, если товар производится небольшими партиями. 12,2% участников исследования сделали выбор в пользу товаров ручной работы, и только 7,2% предпочтут купить товар нового или очень молодого бренда.

Что влияет на решение о покупке товара
Что влияет на решение о покупке товара

Интересно, что когда товар сделан из переработанных материалов, то его с наибольшей вероятностью приобретут 17,6% пользователей маркетплейса. При этом, если часть денег продавец переводит на благотворительность, то купить его продукт предпочтут 9,4% опрошенных и 7,6%, если товар создан людьми с ограниченными возможностями

Интересно, что когда товар сделан из переработанных материалов, то его с наибольшей вероятностью приобретут 17,6% пользователей маркетплейса. При этом, если часть денег продавец переводит на благотворительность, то купить его продукт предпочтут 9,4% опрошенных и 7,6%, если товар создан людьми с ограниченными возможностями

Конкретные ситуации, в которых люди внимательно читают описания товаров

В последнем пункте моего исследования я попросила у людей развернутый ответ о том, что совсем недавно заставило их остановиться и внимательно прочитать описание на маркетплейсе, как и почему это произошло.

И участники дали вот такие ответы:

  • «На фото материал товара показался странным, поэтому решила прочитать описание»;
  • «Выбирала ручки для мебели, важно было понять описание покрытия»;
  • «Нужно было понять разницу в цене с похожими товарами»;
  • «Понять, для чего товар нужен и как правильно его применять»;
  • «Сегодня выбирала протеин для подарка племяннику. Так как в теме далеко не спец, было важно понять, соответствует ли информация в карточке товара тому, что я узнала о протеине в открытых источниках»;
  • «Выбирала теплый свитер. Внимательно изучала описание, чтобы понять состав и особенности модели. Потому что многие почему-то считают акрил показателем теплоты, а мне нужна была шерсть. И оверсайз тоже бывает разный — мне нужен был умеренный для моего размера»;
  • «Когда выбираешь изделие из кожи, ищешь в описании, где точно написано, что это кожа»;
  • «Была в замешательстве от отзывов покупателей. Для кого-то товар хороший, для кого-то не очень»;
  • «Выбирала новогодние наклейки на окна. Нужна была инструкция, многоразовые ли они и как крепятся, нужно ли смачивать стекло водой, как снимаются потом. То есть читала инструкцию по использованию»;
  • «Выбирала фен — были интересны технические особенности, не хотелось переплачивать при наличии более дешевых аналогов»;
  • «Сравнивала два одинаковых с виду товара».

Вместо выводов

Люди ищут в описаниях дополнительную информацию, которой им не хватило в фотографиях, характеристиках и отзывах. Значит, эти тексты будут лучше работать на продажи, если описывать в них сценарии использования товара, объяснять особенности его эксплуатации и функции, давать рекомендации по подбору размеров. Также важно подробнее рассказать о материалах изделия — плотность, растяжимость, теплосбережение и так далее.

Все это лучше делать с использованием релевантных ключевых слов, но это уже тема для следующего материала.

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Анна Шуст
Анна Шуст

Какие продающие приемы вы используете в описании карточки или в инфографике? Расскажите в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации