Кофе — неотъемлемая часть жизни миллионов россиян. Мы пьем его дома, берем картонные стаканчики с собой, ходим в кофейни, чтобы поработать, встретиться с коллегами и друзьями. И нередко кафе, как и любое другое производство, хотят расширяться, чтобы радовать своими напитками еще больше людей.
Как бизнесу привлекать средства с помощью краудфандинга? Что надо учесть, чтобы преуспеть в краудфандинге? Об этом расскажет Наталия Андреева, руководитель отдела крауд-продюсирования проектов Planeta.ru, эксперт по краудфандингу, успешно запустивший более 800 проектов, которые собрали более 400 миллионов рублей.
Опыт «Кооператива „Чёрный“»
Наталия работала со многими компаниями-авторами краудфандинговых проектов, в том числе и с «Кооперативом „Чёрный“». Кафе существует в столице с 2013 года. Сначала это был кофейный уголок в московском книжном магазине, но с течением времени удалось открыть полноценную кофейню в центре города.
На протяжении нескольких лет команда кафе обжаривала кофе на арендованных производствах, но их мощностей не хватало. Создатели кофейни хотели обжаривать в 4 раза больше килограмм зерен, чтобы продавать кофе в собственном онлайн-магазине и на маркетплейсах. Так возникла необходимость в том, чтобы открыть собственный цех.
Новое помещение было не приспособлено к работе. В нем не было ни пола, ни окон, требовалась очистка и обработка стен, нужно было заменить коммуникации, провести газ и воду, установить дымоход, вентиляцию и многое другое. На все это было затрачено порядка 7 миллионов рублей. Но требовались еще средства, чтобы закончить ремонтные работы и купить недостающее оборудование.
Команда «Кооператива „Чёрный“» решила обратиться к народному финансированию и запустить на Planeta.ru краудфандинговый проект.
За полтора месяца авторам проекта удалось собрать почти 1,3 миллиона рублей, на треть больше изначально заявленной суммы. Цех кафе работает до сих пор, а кофе в нем обжаривается еженедельно и отправляется любителям этого напитка по всей России. В чем же секрет успеха?
Целесообразность краудфандинга
У краудфандинга как способа привлечения финансирования много плюсов: он позволяет не только собрать средства на реализацию задумки, но и рассказать про проект широкой аудитории, а также проверить его актуальность. Однако краудфандинг в то же самое время имеет ряд особенностей и не является универсальным механизмом. В связи с этим перед запуском крауд-проекта стоит убедиться, что этот способ финансирования действительно подойдет.
При всех преимуществах и сильных сторонах краудфандинга от него стоит отказаться, если:
- задумка не будет интересна людям;
- не ясна целевая аудитория проекта;
- нет понимания, сколько будет стоить реализация задумки.
Стоит помнить и о лотах — подборка интересных вариантов вознаграждений для участников проекта будет дополнительно мотивировать людей к поддержке инициативы. Кроме того, инициатива не должна быть растянута во времени — проект, который будет запущен спустя длительное время, вряд ли привлечет необходимую сумму.
Прозрачность
Финансовая цель проекта складывается из нескольких составляющих: бюджета на реализацию задумки, затрат на производство, упаковку и доставку вознаграждений для участников проекта, комиссии краудфандинговой платформы и налогов.
Однако чем подробнее вы опишите, на что планируете потратить собранные средства, тем будет лучше. Укажите, сколько будет стоить каждая из позиций расходов, на что конкретно будут потрачены деньги. Это не только продемонстрирует серьезность ваших намерений, но и повысит прозрачность вашего проекта, что влияет на доверие к нему со стороны аудитории.
Проект «Кооператива „Чёрный“» — прекрасный пример того, что прозрачность и открытость привлекают людей и вызывают доверие. Авторы проекта показали, что уже сделали и за сколько, на что конкретно им требуются деньги и сколько будет стоить каждая из позиций. Также они сделали разбивку на тот случай, если сбор превысит их ожидания. Таким образом, участники крауд-проекта имели чёткое представление, на что конкретно будет потрачен каждый рубль.
Интересные лоты
Краудфандинг подразумевает награждение участников проекта различными лотами. Это может быть мерч компании, сувениры, возможность первыми получить какой-то товар или услугу. Таким образом, выбор интересных и привлекательных лотов влияет на желание людей участвовать в проекте, поддерживать его финансово и информационно.
Команда «Кооператива „Чёрный“» выбрала в качестве вознаграждений открытки и шоперы со светоотражающими надписями на амхарском языке, пачки кофе, мастер-классы по завариванию и обжариванию кофе и корпоративные лекции. Но самым популярным лотом стали футболки: с надписью «Скорей бы утро и снова на завод» приобрели 198 человек, а футболки с репродукцией картины «Чёрный» российского художника Валерия Чтака — 17 человек.
Самыми популярными лотами стали футболки с надписью «Скорей бы утро и снова на завод» и репродукцией картины «Чёрный» художника Валерия Чтака
Последние несколько лет мерч действительно пользуется популярностью, в том числе и в крауд-кампаниях. Людям нравится не только ощущать свою причастность к проекту, но и иметь материальное подтверждение этому — носить на себе, использовать в быту и понимать, что такая же вещь есть у ограниченного числа других людей, которые также поддержали инициативу.
Кроме того, лоты должны быть как-то связаны с самой идеей проекта. Кофейням уместно предлагать в качестве вознаграждений дрип-пакеты и кружки, театрам — абонементы на спектакли, музыкантам — альбомы на разных носителях, лоты с автографами и приглашения на концерты. Но мерч является хорошим дополнением для разнообразия вариантов вознаграждений.
Тем не менее основные лоты «Кооператива „Чёрный“» были связаны с кофейной культурой — не только пачки кофе, мастер-классы и лекции, но и экскурсии по цеху, сертификаты на покупки в кофейне и кружки. Важно, чтобы лоты проекта соответствовали инициативе и раскрывали ее с разных сторон.
Краудфандинг действительно может стать одним из способов привлечения средств, в том числе и для бизнес-инициатив. Благодаря народному финансированию компании могут расширять свое производство и выводить на рынок новые продукты. Причем краудфандинг может быть единственным или дополнительным источником финансирования наряду с кредитом или инвестициями. Так, благодаря краудфандингу, который выступал дополнительной финансовой поддержкой, «Кооперативу „Чёрный“» удалось собрать необходимые средства и открыть собственный цех для обжарки кофе.
Как вы считаете, стоит ли бизнесу прибегать к народному финансированию? Поделитесь в комментариях.