Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как изучить клиента и увеличить конверсию в два раза


В 2022 году объем российского рынка доставки суши и роллов вырос более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом, достигнув почти 150 млрд рублей. Основные игроки также росли, например, франчайзинговая сеть ресторанов MYBOX показала рост на 10%, расширив свою сеть до 300 заведений с более 6 млн клиентов в 111 городах России. Как компании MYBOX укрепить свои лидирующие позиции на рынке за счет исследования поведения потребителей и увеличения конверсии?

Найти и понять

MYBOX — сеть ресторанов японской и паназиатской кухни — осуществляет доставку через сайт, мобильное приложение и франшизы, владеет собственной «Фабрикой кухни» и 13 складскими хабами, оставаясь неизменным лидером в индустрии. Однако и у лидеров могут возникнуть сложности, в частности, компания MYBOX столкнулась с проблемой падения конверсии на своем веб-сайте после редизайна. Компания обратилась в UXSSR, чтобы выяснить, почему конверсия на сайте снизилась, а процент отказов остается высоким.

Наша команда сделала исследование. Мы провели 24 глубинных интервью с применением методологии cегментации покупателей по методу ABCDX, с разработкой CJM as is и CJM to be. Затем предоставили рекомендации по доработке продукта MYBOX на основе более ста инсайтов.

Расскажем подробнее, что сделали, в чем была причина падения конверсии и роста отказов.

ШАГ 0. Определить тренды

В начале любого исследования и проверки гипотез важно выявить актуальные тенденции на рынке и в индустрии, определить объективные факторы, которые влияют на ситуацию или проблему, с которой столкнулся бизнес. В данном случае речь идет о снижении конверсии на веб-сайте MYBOX.

На рынке доставки японской кухни наблюдаются некоторые тенденции. С одной стороны, наличие конкурентов — кто-то из игроков уходит, кто-то объединяется, с другой, рост стоимости сырья и цен на готовую продукцию при прежнем уровне зарплат потребителей. Помимо этого, компании, как MYBOX, все чаще выбираю самостоятельную доставку, следуя стратегии оптимизации расходов и увеличения выручки. Этому способствуют и данные экспертов: например, 87% опрошенных потребителей не имеют предпочтений, кто доставит им заказ, — курьер компании или агрегатор.

ШАГ 1. Сбор данных и предварительный анализ

На этом этапе необходимо получить количественные данные, такие как информация о транзакциях и их распределение по различным каналам. Например, в случае с MYBOX эксперты получили данные о покупках клиентов за последние 5 месяцев, включая частоту заказов и средний чек, собранные из BigQuery, разбитые по каналам (веб, мобильное приложение и агрегаторы). После этого эксперты провели предварительный анализ данных, чтобы вычислить общее количество сделок, суммарную выручку, средний чек и среднее количество заказов на одного клиента в общей выборке.

ШАГ 2. Разделение на сегменты

Сегментация — стратегический метод анализа разнообразной аудитории для лучшей адаптации продукта и маркетинговых коммуникаций. ABCDX-сегментация помогает выявить наиболее заинтересованных клиентов, эффективна при наличии 10 000 платных клиентов в B2C и 100 в B2B. В рамках этого метода эксперты должны выбрать 4 сегмента по степени ценности, которую продукт приносит потребителям.

Сегмент A — продукт очень нужен, его покупают много и с удовольствием, цикл сделки маленький, при этом клиенты практически не напоминают о себе, просто платят.

Сегмент B — продукт нужен, но у клиентов появляются возражения, чего-то не хватает, поэтому и платят они плюс-минус регулярно, при этом цикл сделки относительно небольшой, а чек выше среднего.

Сегмент С — потребность в продукте есть, но ваш продукт им особо не помогает. Цикл сделки огромный, а средний чек маленький, при этом именно эти клиенты часто мучают сотрудников из клиентской поддержки.

Сегмент D — потребители часто высказывают возражения, при этом не покупают продукт.

Сегмент X — потенциально это сегмент A, но ваш продукт в текущем виде им не подходит, он требует видоизменений.

ШАГ 3. Анализ и характеристики сегментов

На данном этапе требуется провести количественный анализ для каждого сегмента, включая общее число клиентов, общее количество транзакций, средний чек и общую выручку. Например, для MYBOX это включило определение числа клиентов, общего объема сделок, средней стоимости заказа и общей выручки для каждого сегмента. Также эксперты изучили причины, по которым клиенты находятся в каждом сегменте, включая их поведение на сайте, повторные покупки.

Анализ сегментов аудитории
Анализ сегментов аудитории

Анализ сегментов. Исследование UXSSR

Анализ сегментов. Исследование UXSSR

Помимо количественного анализа данных продуктовых метрик MYBOX за январь — май 2023 года, был использован метод качественных исследований, включая интервью с реальными пользователями. Эксперты UXSSR разработали CJM as is (схема текущего пользовательского опыта) и CJM to be (схема желаемого пользовательского опыта). Это позволило выявить и проанализировать их потребности, предпочтения и поведение при выборе продукта, составить профиль и рекомендации для каждого сегмента.

Шаг 4. Сегментная стратегия

Для каждого сегмента необходимо разработать детальные профили пользователей, учитывая их основные потребности и предпочтения. Эта информация помогает компании лучше адаптировать свой продукт и маркетинговые стратегии для каждой из этих групп. В результате исследования для MYBOX были выделены три основных сегмента пользователей, приносящих доход компании.

Сегмент А — «Семейные люди»: включает в себя семьи, которые часто заказывают доставку для всей семьи, с высокой лояльностью к MYBOX, ценят удобство и экономию времени, активно ищут выгодные предложения и предпочитают проверенные сервисы.

Сегмент В — «Занятые родители»: включает родителей, заказывающих доставку для своей семьи, при этом учитывая предпочтения детей, ценят соотношение цены и качества, а также возможность быстро приготовить еду и провести время с детьми.

Сегмент С — «Студенты и молодежь»: включает молодых людей, заказывающих доставку для себя и друзей. Они ценят быструю доставку, качество блюд и вежливость курьеров, ориентированы на акции и скидки.

Исследование, помимо выявления очевидных и скрытых инсайтов по сегментам, может предоставить информацию с ответами на дополнительные вопросы, которые команда ранее не выделяла.

Например, команда MYBOX узнала, что пользователи всех сегментов приоритетно ориентируются на акции и часто начинают процесс создания заказа с поиска промокодов не только на веб-сайтах и в поисковых системах, но и внутри приложений доставки, а также в мобильных банковских приложениях, где доступна информация о кэшбэке. Помимо этого, эксперты выяснили, что для всех сегментов клиентов компании важны общие факторы, такие как быстрая доставка, отсутствие повреждений товаров и вежливое обслуживание со стороны курьеров.

Оценка результатов

Результаты исследования должны содержать детальные описания профилей сегментов, включая барьеры, мотивы и ключевые сообщения для формирования эффективной коммуникации с каждым сегментом. Кроме того, в отчете должен быть представлен список проблем, связанных с пользовательским опытом (UX), и рекомендации от экспертов по их устранению.

Например, по результатам исследования эксперты компании UXSSR помогли выявить UX-проблемы пользовательского опыта на сайте и создать сегменты пользователей с детальными описаниями драйверов, барьеров и коммуникаций.

Эксперты выявили несколько сложностей, которые мешали клиентам:

  • путаница в навигации и меню;
  • недостаточное знание функционала — вроде «Избранного» и бонусной программы;
  • затруднения с начислением бонусов при использовании промокодов;
  • ограничения в увеличении изображений;
  • неясность в процессе добавления товаров в корзину, особенно на странице товара.

Для другой группы клиентов были важны такие факторы, как привлекательные промокоды, крупные порции блюд, легкость изучения состава блюд, возможность настройки заказов, оперативная поддержка, гибкие условия возврата и доступ к разделу «Избранное» с рекомендациями и напоминаниями о предыдущих заказах.

Исходя из этой информации, эксперты предложили ряд рекомендаций для улучшения пользовательского опыта. Среди них:

  • внедрение сортировки по весу, цене и популярности товаров;
  • более заметное размещение промокода с возможностью его использования;
  • группировка блюд по составу;
  • возможность сохранения избранных товаров;
  • возможность изменения состава заказов;
  • отображение сроков акций непосредственно на карточках товаров.

Стоит периодически обновлять анализ сегментов, включая новые данные о рекламных кампаниях, источниках переходов и поведении пользователей на сайте, чтобы лучше адаптировать стратегии к изменяющимся потребностям аудитории. Этот анализ следует проводить как минимум ежеквартально, а также при существенных изменениях в дизайне или функциональности сайта, чтобы оценить их влияние на поведение пользователей и принимать соответствующие меры на основе результатов исследования.

В данном случае полученные данные будут использованы для разработки эффективных маркетинговых стратегий MYBOX. Ожидается, что результаты внедрения рекомендаций от компании UXSSR будут доступны в конце года, после внедрения и измерения всех запланированных изменений командой MYBOX.

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Ксения Стернина
Ксения Стернина

Как вы проводите исследования поведения потребителей? Расскажите в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации