Традиционно в компаниях канун длительных выходных, например, в преддверии «гендерных», майских праздников или Нового года, считается одним из самых напряженных и насыщенных задачами. Корпоративная жизнь в это время становится активнее, близятся не только отчеты, но и поздравление партнеров, сотрудников, коллег и подрядчиков.
С каждым годом найти оригинальное решение для презентов становится все сложнее. Кроме того, важно учитывать и потенциал подарка как инструмента — для выстраивания лояльности, развития вовлеченности или же решения имиджевых задач.
Что такое социально ответственный подарок
Сегодня люди хотят быть сопричастными добрым инициативам и чаще делают выбор в пользу подарков со смыслом, которые могут принести радость тем, кто их получит, и помощь тем, кто их произвел.
На протяжении нескольких последних лет и по настоящий момент все мы продолжаем переживать не самые простые времена, у многих людей происходит трансформация мировоззрения, приоритетом становится стабильность, появляется потребность в опоре на новые смыслы.
Социальная повестка получает распространение в обществе, и сегодня все больше людей хотят быть сопричастными добрым и полезным инициативам. Тенденцию поддерживает и бизнес, так как не может не реагировать на подобный запрос потребителей. Так, можно отметить, что все чаще проводятся благотворительные маркеты и фестивали, особенно это заметно накануне новогодних праздников.
За последние пару лет мы в агентстве подарков от социальных предприятий BuySocial также наблюдаем рост спроса на продукцию от социальных мастерских.
Если объяснять простыми словами, то социально ответственные сувениры отличаются от классических тем, что помогают совершать добрые дела, делая и дарителя подарка, и его получателя сопричастными. Это подарки, выполненные:
- людьми из уязвимых групп населения;
- мастерами, состоящими в некоммерческих организациях;
- сотрудниками социальных предприятий.
Так, мы в BuySocial работаем с социальными мастерскими — это небольшие производства в разных уголках России. В них трудятся в том числе воспитанники детских домов, люди старшего возраста и с ограниченными возможностями здоровья — незрячие, с ментальной или другой инвалидностью. Это те люди, которым сложнее устроиться на работу, так как далеко не все работодатели готовы обеспечить им необходимый особый подход.
Результатом кропотливой работы этих мастерских являются крафтовые сувениры высокого качества — сладости, керамика, свечи, предметы интерьера, текстиль и другие. Чаще всего они выполнены вручную и с заботой о природе.
Также среди наших подарков:
- актуальные декоративные изделия, чай и сладости — часть прибыли от их реализации мы направляем на благотворительную помощь людям;
- креативная экопродукция из переработанного сырья;
- сувениры, которые помогают возрождать исчезающие виды искусства и ремесла.
Какие задачи может решить социально ответственный подарок
Подарки со смыслом помогают решить компании как минимум три задачи.
Сделать полезный презент. Он может быть трогательным и неординарным, запомнится и вызовет эмоции.
Рассказать о социальной миссии компании. О том, как она делает мир лучше и добрее, поддерживая важные социальные, культурные, экологические инициативы и проекты. Это повышает ее имидж и вызывает большую лояльность у партнеров или сотрудников, которые получат такие подарки.
Внести осязаемый вклад в развитие общества. Это может выражаться для бизнеса не только в чувстве удовлетворенности сотрудников, которые занимаются закупками и дарят такие подарки, но и отражаться в отчетах о социальной ответственности бизнеса. Поддержка социальных проектов действительно повышает качество жизни:
- мастера из незащищенных групп населения могут почувствовать себя востребованными и нужными;
- создаются рабочие места в глубинке по всей стране;
- поддерживаются народные промыслы и локальная культура.
Мифы на тему корпоративных подарков
В компаниях заботиться о корпоративных подарках начинают заранее. Критерии выбора схожи как у менеджеров, ответственных за крупные корпоративные заказы, так и у отдельных сотрудников, готовящихся поздравлять своих коллег. Помимо желания удивить обычно стремятся:
- сделать презент полезным для его получателя;
- решить с его помощью определенные задачи;
- уложиться в запланированный бюджет.
На деле же оказывается, что все эти факторы не всегда удается учесть, и выбор делается в пользу пути наименьшего сопротивления и привычных, проверенных вариантов. И конечно, далеко не все знают или успевают узнать, что кастомный презент, к тому же несущий социальную миссию, намного доступнее, чем кажется.
Как агентство подарков от социальных предприятий мы рассмотрим часто встречающиеся заблуждения из реальной практики на тему сувениров, чтобы вы могли подумать, возможно, над более свежими идеями для поздравления партнеров и коллег.
Миф 1. Социальные мастерские не смогут оказать услугу «пакетом 3 в 1» — готовый подарок с открыткой и упаковкой. Мы в BuySocial занимаемся корпоративными подарками и также ведем проекты полностью под ключ: это сувенир с открыткой, коробкой, подарочным оформлением, брендированием, пакетом, доставкой, контролем качества, а на более ранних этапах — с подбором подарков по критериям клиента. Кроме того, при наличии достаточного количества времени можем начинать с разработки креативной концепции подарка с нуля под задачи клиента, исходя из возможностей наших мастерских.
Так, например, в нашем каталоге есть популярная позиция «Пряничный домик». В рамках заказа наша социальная мастерская делает пряничный дом в виде здания, которое построила компания-клиент, воспроизводит его архитектуру.
Другой пример: в данный момент мы разрабатываем для одного из клиентов из области урбанистики бетонные подставки для книг в виде знаменитых зданий Москвы.
Таким образом, под задачи клиента можно создать что-то новое и уникальное, в фирменном стиле и отражающее его концепцию. Ресурс социальных мастерских довольно большой, есть квалифицированные мастера, работающие с различными материалами — деревом, стеклом, бетоном, керамикой.
Миф 2. Социальные мастерские не справятся с большой партией заказа. Если говорить про нас, то максимальное количество одинаковых подарочных наборов под заказ, которое мы производили на данный момент, — 4150 штук. Регулярно реализуем заказы по 800, 500 штук. Если сложить количество единиц, например, елочных игрушек, которое мы создаем за год, то это десятки тысяч.
Даже если в компании стоит задача сделать еще больший объем продукции, то способы воплотить это в жизнь существуют. Есть минимум два варианта.
- Компания-заказчик обращается с запросом заранее. В этом случае и разработать что-то новое, и произвести многотысячный тираж становится возможным, так как на это остается не 1—2 месяца до Нового года, как обычно, а, например, более полугода. К тому же для мастерских это огромная поддержка во внесезонный период. В ноябре и декабре мастерам приходится работать без выходных. При этом летом заканчиваются деньги, заработанные за прошедший предновогодний период, а мастера скучают без работы. Заказы в это время дают ощущение собственной нужности.
- Можно взять за основу готовый фабричный тираж продукции и кастомизировать. Социальные мастерские помогут реализовать нужный дизайн. К примеру, мы сотрудничаем с благотворительным фондом «Антон тут рядом», который наносит на различную продукцию остроумные цитаты своих подопечных — людей с нестандартным мышлением. Также мы работаем с особыми художниками — они много раз создавали под заказ наших клиентов принты для мерча — и фондами, помогающими детям, которые талантливо рисуют.
Даже если у менеджеров компании есть идея нанесения принтов на какие-то особенные кружки, бутылки для воды, термосы или худи, мы, конечно же, способны это воплотить. Помимо продукции только ручной работы от социальных и экологических мастерских мы, как и обычное агентство, сотрудничаем с крупными производителями. У них можно найти что-то интересное или нанести на их продукт цитаты или детские рисунки подопечных фондов-партнеров, графические рисунки авторства художников, которые работают в наших мастерских. К примеру, есть авторские мастерские «Сундук», «Простые вещи» и многие другие.
Еще один пример такой продукции: мы сотрудничаем с проектом «По рукам», который поддерживает глухих — добавляет символы жестового языка в изображения на предметах одежды, то есть визуализирует слова в виде жестов. Выглядит небанально и интересно, а производство актуальных и стильных футболок, худи и футболок с этими принтами — локальное.
Таким образом, можно обычному мерчу или подарку придать изюминку, выделиться и привлечь внимание с помощью дизайна от социальных инклюзивных проектов, некоммерческих организаций. Это реально воплотить даже в количестве десятков тысяч экземпляров.
Миф 3. VIP-клиенты не оценят подарки от социальных проектов. Как ни странно, даже коллеги, которые кажутся особенно брутальными или взыскательными, например руководители, топ-менеджеры, ИТ-специалисты или инвесторы, — это в первую очередь люди. Они вполне готовы оценить особенную, добрую историю социального подарка, ручную работу и необычный дизайн таких вещей.
Мягкий и теплый шарф, связанный вручную бабушкой из деревни в глубинке, или елочная игрушка в виде трогательного сказочного персонажа найдет больший отклик и скорее вызовет улыбку, чем стандартный и повторяющийся из года в год от многих дарителей сувенир, подобный тем, что доступны в магазинах массмаркета, но с логотипом компании.
Мы сами видели именно такие примеры и точно знаем, что это работает! На наших встречах руководители-мужчины приходили в восторг от образцов игрушек на елку в виде гномиков, керамических кружек ручной работы с «мятым» дизайном или вмятиной от пальца мастера, который их изготовил.
Часто это лишь предубеждения, что VIP-клиентам нужен только костяной фарфор или дорогой алкоголь. На деле удивить такую искушенную категорию получателей, у которых все есть, довольно сложно. На фоне привычных материальных подарков презент с социальной миссией и сторителлингом выгодно отличается. Он представляет особую ценность, поэтому может стать оптимальным выбором. Здесь есть и уникальность, и индивидуальный подход — ощущение, что подарок изготовлен вручную конкретным мастером специально для вас.
Так создается понимание, что это инвестиция в развитие небольших российских предпринимательских и благотворительных инициатив, воплощающих важную социальную миссию — вклад в более инклюзивную, гуманную и зеленую экономику.
Какие нескучные подарки вам дарили? Расскажите в комментариях.