Компания, которая быстро растет, сталкивается с постоянными вызовами, требующими изменений и оптимизации процессов. По мере увеличения масштаба компании, помимо продукта, возникают бизнес-процессы, которые нуждаются в поддержке и настройке. Работать «как вчера» становится неактуальным. Возникает необходимость «переучиваться» и заново выстраивать процессы. В результате формируется потребность во внедрении изменений и адаптации к новым условиям. Как их запускать правильно и какие ошибки чаще всего совершают компании? Разбираемся вместе с Алексеем Фединым, исполнительным директором digital-агентства Magnetto.pro.
Когда компаниям нужно меняться
Изменения в компании могут происходить глобально в двух случаях:
- рынок требует новых продуктов или услуг, появились прорывные технологии;
- руководство осознает, что имеет большое количество легаси-кода, плохие процессы и слабую команду.
Изменилось соотношение сил на рынке. Компании может потребоваться резкий поворот, когда она сталкивается с внешними препятствиями. Эти причины не зависят от компании и во многом определяются состоянием рынка, на котором она работает. Это может быть конкуренция, изменившийся спрос на продукцию, экономические условия и реформы законодательства. Полностью избавиться от внешнего влияния рынка нельзя, но можно использовать его как подъёмную силу. Этот поворот может быть трудным, и для него нужна убедительная мотивация, ресурсы и возможности для быстрого реагирования.
Для этого необходимо уметь видеть изменения, принимать и управлять ими. Есть три стадии работы с внешними изменениями, которые необходимо пройти.
Стадия 1: видеть. Все, что воспринимается как досадная помеха или временные затруднения, может сигнализировать о наступлении подходящего момента для старта перемен. Перестать буксовать поможет понимание своих возможностей. Часто компании переоценивают свой потенциал и считают себя более успешными, чем они есть на самом деле.
Стадия 2: принять. На этом этапе необходимо постараться понять, в чём именно, помимо конкретных трудностей, выражается сбой системы. Если компания начинает замечать, что ее конкуренты предлагают более качественные продукты или услуги, процессы в компании становятся слишком медленными или неэффективными, клиенты начинают жаловаться на качество — все это признаки поломок, в которых нужно разобраться и постараться выяснить настоящие причины.
Стадия 3: управлять. Все проблемы, которые вы определили на этапах выше — норма для жизненного цикла компании. Вам всего лишь нужно не давать им развиваться и изменяться бесконтрольно. Рано или поздно любая компания оказывается перед стратегическим выбором. И если вы вовремя увидели и приняли поломку системы, сбои в работе, то оценить устойчивость бизнеса и определить точки роста будет намного проще.
Не справляется внутренняя инфраструктура. Одной из распространенных ошибок является неправильное понимание компанией своего места на рынке и своих возможностей. Часто компании переоценивают собственный потенциал и начинают стремиться к целям, которых не могут достичь из-за недостатка опыта или ресурсов. Если положение компании относительно рынка оценено неверно, это может привести к завышенным ожиданиям, разочарованию и стремлению все изменить.
В этой ситуации руководители склонны принимать быстрые решения с целью получения мгновенной выгоды. Такие действия могут включать увольнение сотрудников, перезапуск процессов и т.д. Однако такой подход не всегда является оптимальным. Он не учитывает возможных последствий, рисков и трудностей.
Если говорить о Magnetto.pro, то мы за три года расширили команду с 10 до 120 человек. Мы понимали свою позицию на рынке в каждый промежуток времени и у нас были различные требования к кадрам. Это позволило нам планомерно развиваться без завышенных ожиданий.
В начале мы искали в первую очередь энтузиастов, которым было бы интересно изучить новый инструмент, которые были бы готовы к трудностям и умели анализировать ситуацию, выявляя причины неудач. Такие кандидаты были с мультипрофильными и это позволяло справляться с разнообразными задачами. Последний год к нам присоединяются сильные специалисты, профессионалов в конкретных областях, у которых есть желание развивать проект. Их опыт и компетенции усиливают компанию и дают возможность более быстрого развития.
Как относиться к внутренним изменениям в компании
Миссия лидера — формировать стратегические цели, чтобы принимать обоснованные решения и эффективно управлять рисками. Он должен брать на себя ответственность за результаты команды и видеть перспективы развития за пределами текущих задач. Главное — не отставать от скорости трансформации рынка и держать изменения под контролем.
Я рекомендую обращать внимание на три главных момента.
Помнить, что изменения — это часть жизни. Внутренние трансформации в компании могут быть сложными и вызывать стресс у сотрудников. Когда процессы не работают, а сотрудники не справляются со своими задачами, это создает чувство разочарования и неуверенности в конечном результате.
Относиться к изменениям как к возможностям для роста. Это может потребовать от сотрудников адаптации к новым условиям и обучения новым навыкам. Важно поддерживать открытую атмосферу в команде, чтобы каждый мог делиться своими опасениями и предложениями.
Обучать и развивать сотрудников. Это может включать в себя тренинги, семинары, конференции. Более компетентные и эффективные сотрудники помогут улучшить процессы компании, что в конечном итоге приведет к успеху и достижению поставленных целей.
Гибкость — это необходимое условие для успешного развития
В эпоху цифровых преобразований и меняющегося поведения потребителей индустрия маркетинга находится на переднем крае инноваций, особенно в сфере интернет-рекламы, и постоянно меняет рынок — условно, каждый месяц или полгода. Появляются новые тенденции и инструменты. В условиях большой конкуренции, чтобы просто держаться на месте и не отставать, нужно каждый год работать вдвое интенсивнее. Если компания хочет расти, нужно бежать еще быстрее.
Оперативно следить за новинками рынка, за тенденциями и предпочтениями рекламодателей, так как они тоже зависят от конъюнктуры и особенностей продуктов.
Быстро адаптироваться к изменениям — уметь менять процессы и не бояться этого. Процессы не должны быть статичными, они должны помогать команде и упрощать работу.
Стремиться к определенной последовательности действий, но при этом не слишком жестко закреплять их как регламент или инструкцию на долгие годы. Так теряется возможность быстро реагировать и удобно изменять этот порядок в соответствии с требованиями рынка и текущей ситуации.
Для примера, Telegram Ads — новая рекламная площадка, которая постоянно внедряет какие-то изменения. Для того, чтобы работать с ней, нам в Magnetto.pro также приходится постоянно подстраиваться, а где-то и опережать события. Именно в такой гонке были созданы аналитическая система Adstat.pro и плагин Gravity Ads, в которые мы и сейчас вносим улучшения в ответ на изменения Telegram Ads или внешние факторы. Когда вышел закон об иноагентах, мы оперативно внедрили в свою систему аналитики настройку, исключающую автоматическое размещение рекламы в каналах иноагентов для всех кампаний уже в день принятия закона.
Построение «Core vision»
Должна быть основная концепция или единая стратегия, определяющая начальный (точка А) и конечный (точка Б) пункты нашего пути. Мы должны понимать эти направляющие, по которым движемся. Но, следуя к точке Б, мы должны иметь возможность перейти с этих направляющих на второстепенную дорогу, если потребуется объехать какое-либо препятствие или аварию и затем быстро вернуться. Другими словами, гибкость должна проявляться в выборе направления.
Скорость важна там, где появляются новшества — в области стратегического планирования и маркетинговых изменений. Там, где необходимо их использовать и проверять максимально быстро, поскольку новые тенденции требуют стремительной реакции и адаптации.
Длительное исследование может привести к потере конкурентоспособности, так как компания тратит много времени на проверку одной идеи, а конкуренты уже внедряют новые.
Быстрое тестирование позволяет опробовать несколько идей и выбрать наиболее эффективную, вместо того чтобы тратить время и ресурсы на анализ только одной гипотезы.
Лучше проводить небольшие тесты и быстро оценивать результаты, чем долго работать с одной гипотезой, теряя при этом потенциальные возможности для роста. Важно определить эффективность каждого теста и выяснить, какие действия принесут наибольшую пользу для компании на рынке, где конкуренты не стоят на месте.
Magnetto.pro была первой компанией, которая начала работать с Telegram Ads. Для того чтобы быстро наработать экспертизу и разобраться в инструменте, мы использовали метод «слепых тестов», обучаясь запускать кампании в Telegram. Это давало возможность быстро понять, из каких тематик приходят качественные подписчики, а какие дают высокий процент нецелевого трафика. Мы успели поработать с разными нишами и у нас сформировался эксклюзивный опыт работы с конкретными тематиками. Такая быстрая отработка гипотез позволила нам стать командой с уникальным опытом в запуске Telegram Ads.
Правила эффективной работы с изменениями
Отказаться от непродуктивных усилий намного сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Сегодняшний предприниматель или менеджер завален делами до предела и постоянно отвлекается. Время выхода продукта на рынок сокращается, ожидания клиентов и руководства растут. Фокус внимания менеджера размывается: у него не остается времени на то, чтобы тщательно обдумать свои решения, определить приоритеты и избавиться от ненужных целей.
Можно найти множество советов на тему «что делать», но часто ли мы задумываемся над тем, чего делать не надо? В процессе работы с изменениями мы собрали свой список того, что необходимо и, главное, что делать нельзя.
Правильно определите место компании на рынке. Изменения строятся на основе понимания своего текущего положения на рынке и определения потенциальных точек роста на основе анализа возможностей для принятия стратегических решений. Не занижайте и не завышайте свой потенциал. Это может привести к застою и отсутствию прогресса.
Подумайте о людях. Оцените квалификацию специалистов, их опыт, компетенции, источники навыков: выросли ли они внутри компании или были набраны из лучших на рынке. Если их квалификация недостаточна, важно понять, почему. Возможно, у них не было опыта работы с чем-то более масштабным, и они смотрят на вещи слишком линейно.
Не игнорируйте этап подготовки. Проанализируйте, сколько времени и ресурсов понадобится для постепенного повышения квалификации и качества сотрудников. Этот вопрос затрагивает как внутреннее переобучение и пересмотр требований, так и усиление команды квалифицированными специалистами извне.
Оставляйте возможности для маневров. Не стоит полагаться только на один план действий. Лучше предусмотреть несколько возможных сценариев и иметь запасной вариант на случай, если что-то пойдет не по плану. Такой подход позволит избежать непредвиденных ситуаций и поможет быстрее адаптироваться к изменениям.
Уважайте конкурентов. Некорректная игра на рынке является распространенной ошибкой. Компании, которые считают, что они могут «порвать» своих конкурентов, часто начинают демпинговать и навязывать жесткие условия. Это может привести к снижению прибыли для всех участников рынка. Напротив, обмен опытом и сотрудничество с другими компаниями помогут улучшить эффективность работы.
Откажитесь от идеи «пожарных решений». Такой подход может привести к принятию решений, которые в дальнейшем создадут еще больше проблем. Вместо этого уделите время анализу ситуации, определению причин проблемы и поиску наиболее оптимального решения. Это потребует больше времени и усилий, но в долгосрочной перспективе будет более эффективным.
Алгоритм внедрения изменений:
- остановка и понимание необходимости перемен;
- анализ ситуации внутри компании и реалистичная оценка ситуации на рынке;
- обсуждение плана действий, подготовка команды к изменениям;
- выбор решения, с готовностью корректировать его при необходимости;
- начало реализации.
Готовность к изменениям как ключевой фактор успеха
Ни один бренд не имеет ценности сам по себе, без учёта трендов, которые постоянно меняются, и технологий, которые развиваются с невероятной скоростью. Ничто не вечно: сегодня ты бренд, а завтра — часть истории. Таких примеров много, достаточно сравнить списки крупнейших компаний мира сейчас и 20 лет назад. В любой момент компания или даже отрасль может стать ненужной. Поэтому: либо вы готовы к изменениям и движетесь впереди потока, либо рискуете застрять без возможности объехать препятствие или выбраться.
Внедрение изменений, гибкость и скорость адаптации — это не просто вопрос престижа или выполнения пожеланий руководства. Это вопрос выживания в условиях быстро меняющегося цифрового ландшафта. Великие компании становятся и остаются великими именно потому, что постоянно «переизобретают» себя, работая на опережение и используя новые тренды и технологии как инструмент для развития, а не как костыль.
Как ваша компания реагирует на изменения? Получается ли оставаться гибкими?