Лет десять назад обязательные школьные предметы можно было пересчитать по пальцам. Среди них математика и русский язык, история, физическая культура и литература. Но времена меняются, а психологи с таинственной улыбкой говорят, что современные дети сильно отличаются от прежнего поколения.
«Новые» дети нуждаются в новых знаниях и навыках, чтобы чувствовать себя комфортнее и увереннее в неустанно меняющемся мире. К примеру, многие частные школы уже давно включили в перечень дисциплин финансовое образование.
О том, какие знания приобретет школьник, освоивший финансовую грамотность, рассказал учредитель АНОО школы «Вектор» Денис Бикбаев.
Новый школьный предмет
Начиная с 1 сентября 2022 года список обязательных предметов для учащихся старшей школы пополнился. По решению Минпросвещения преподавать финансовую грамотность полагается во всех школах, в том числе государственных. Однако для частного образования эта практика не нова — уже несколько лет частные образовательные учреждения успешно преподают основы бизнеса и воспитывают в детях предпринимательское мышление.
Будем честными, никто не учил нас быть финансово благополучными. Современные родители имеют в запасе рассказы от бабушек про «ушедшие времена», когда каждый молодой человек осваивал профессию, получал место по распределению и всю жизнь работал на любимом заводе. Полагаться на такой план в современных реалиях невозможно. Мир меняется слишком быстро, чтобы рассчитывать на стабильность завтрашнего дня, и если человек не умеет правильно распоряжаться средствами и живет «от зарплаты до зарплаты», то велик шанс оказаться в кризисном положении.
Просто заработать деньги — это пережиток прошлого. Современных детей учат грамотно распоряжаться средствами, делать это осмысленно и ориентироваться на значимые цели, а не на сиюминутную выгоду.
По уровню финансовой грамотности россияне не добираются даже до средних показателей. Кто-то слышал про правило 10%, но и его придерживаются немногие. Очевидно, что настало время исправлять ситуацию, и делать это нужно со школьной скамьи.
Зачем финансовая грамотность детям
Говорить о том, зачем финансовые знания взрослому человеку, необходимости нет. Но многие родители удивляются — зачем воспитывать из детей бизнесменов? Критика спровоцирована неверным пониманием того, какие знания получают дети на уроках предпринимательства.
Финансовая грамотность — это искусство грамотного обращения с личными финансами, освоив которое, человек избавляется от тревоги и снижает вероятность угодить в кризисную ситуацию. Сюда включены навыки планирования и контроля расходов, умение принимать финансовые решения, оценивать риски и находить пути для развития бизнес-идей. Помимо этого, финансово грамотный человек воспринимает деньги как средство обмена и инструмент, который можно использовать во благо. В дальнейшем эти знания позволят повзрослевшим детям правильно обращаться с собственными деньгами и рационально их вкладывать.
50% опрошенных россиян считают, что бизнес является возможностью заработать больше денег. Мало кто задумывается, какие возможности и перспективы, в том числе общественно полезные, открываются в таком случае.
Пример из практики
Поделюсь наглядным примером, который раскрывает простую истину: финансовое образование — это инвестиция в будущее ребенка.
Главная задача образовательного процесса — воспитать полноценную личность, которая сможет реализоваться во взрослом возрасте. Глядя на школьное образование под таким углом, становится понятно: чем больше возможностей для развития мы дадим ребенку в его школьные годы, тем счастливее он сможет стать в дальнейшем.
Не каждый ребенок рожден быть поэтом, но это не отменяет важность изучения литературы. Так и не каждому школьнику в будущем хочется управлять собственным бизнесом, но базовые навыки предпринимателя помогут ему стать более самостоятельным и независимым, понимать как устроен маркетинг и развить критическое мышление.
В нашей школе мы вводим уроки основ предпринимательства начиная с 10 класса. Подростков учат не только теории, но и практике. На уроках часто бывают специалисты: например, сотрудники банков рассказывают о банковской деятельности. Ученики посещают налоговую, где специалисты рассказывают о своей сфере изнутри. Такие способы знакомства со сложными темами интересны и увлекательны для подростков.
Учащиеся старшей школы реализуют усвоенные знания, выполняя проектную деятельность. Одна из учениц с детства мечтала о собственной конюшне, так как увлекалась конным спортом. Неожиданно школьный предмет помог ей реализовать свою идею. Совместно с педагогами она разработала проект строительства конюшни, и в конечном итоге бизнес-план взял несколько премий на конкурсах.Проект по строительству конюшни, созданный ученицей 10 класса, был передан в Мининвест для дальнейшей оценки. Теперь мы ждем одобрения. Если он пройдет проверку, то дальнейшим этапом станет получение финансовой поддержки от Министерства инвестиций Московской области для строительства объекта.
Вместо выводов
Школа готовит детей к самостоятельной жизни, и было бы странно отрицать в ней роль финансов. Сегодняшний школьник может и не стать «большим бизнесменом», но ему важно предоставить такую возможность и дать поле для реализации скрытых талантов.
Система образования и каждая школа в частности должны оставаться «живым, меняющимся организмом». Научить детей финансовой грамотности — значит обеспечить их знаниями, необходимыми для построения здоровых отношений с деньгами. Именно поэтому данный предмет оказался в списке «обязательных дисциплин».
Как вы считаете, нужны ли уроки финансовой грамотности в школах?