Что реально должно быть на стратсессии, как ее организовать и каких результатов ждать — об этом расскажу вам я, Алексей Кривошеин, сооснователь маркетингового агентства «Точно» и сообщества «МедКоннект».
Зачем нужна стратсессия
Стратегическая сессия, то есть стратсессия, — процесс разработки стратегии бизнеса в режиме реального времени с участием топ-команды компании. Таким образом можно разработать маркетинговую, коммуникационную или бизнес-стратегию. По сути, это создание пошагового плана развития бизнеса с учетом стартовых показателей и целей на ближайшее будущее. Стратсессия дает:
- взгляд на бизнес извне, а не изнутри, чтобы лучше видеть сильные и слабые стороны;
- прямое общение всех подразделений компании;
- неочевидные решения, которые реально работают;
- готовый план, по которому нужно действовать;
- мотивацию сотрудников, которые понимают, зачем им внедрять изменения, а не избегают их.
Составить стратегию можно и по-другому: просто обратиться к специалисту и поставить ему задачу. В результате получить талмуд с какими-то рекомендациями, которые даже непонятно, как внедрять. Обычно такие стратегии ложатся в стол и никакой пользы собственнику бизнеса не приносят.
Стратсессия как инструмент подходит не только для развития бизнеса. С ее помощью можно решать вопросы внутри компании:
- понять, кого не хватает в команде;
- определить, с какими клиентами комфортнее работать;
- решить, с кем давно пора попрощаться.
При этом сейчас стратсессиями называют все что угодно. Из-за этого многие стали сомневаться в этом инструменте и считать его бесполезным. Разберемся, какой должна быть стратсессия и как ее провести.
Как проводят стратсессии
На самом деле, стратсессии проводят по-разному. Мы расскажем, как это должно быть, чтобы получить реальный результат.
Определить запрос. Лучше сформулировать конкретный запрос перед началом стратсессии. Возможные запросы:
- рост дохода;
- захват рынка;
- развитие компании;
- рост ценности компании для дальнейшей продажи;
- личное развитие.
Если пока сформулировать запрос сложно, но потребность в росте ощущается, запланировать стратсессию все же стоит. Возможно, на ней удастся сформулировать запрос и сразу найти для него решения.
Собрать команду. Любую стратегию — бизнеса, маркетинга или визуальной коммуникации — не должен разрабатывать один человек. Иначе это будут просто его фантазии, порой плохо пересекающиеся с реальностью. Для стратсессии стоит пригласить:
- собственника компании;
- всех топовых управленцев — руководителей отделов и направлений;
- фасилитаторов — людей, которые профессионально выстраивают общение в группе.
В качестве фасилитатора для разработки маркетинговой стратегии нужен маркетолог, который умеет проводить стратсессии, имеет большой опыт в сфере и насмотренность. Если на стратсессии решаются внутренние вопросы компании, фасилитатором может выступать собственник или директор. Но важно, чтобы этот человек действительно умел выстраивать командное обсуждение, а не просто ждал от всех участия и решений.
Запланировать время. На полноценную стратсессию нужен целый рабочий день, то есть 6—8 часов. За это время топ-команда бизнеса и эксперт-фасилитатор:
- обсуждают состояние дел в компании — клиентов и конкурентов, кто покупает и почему, что приносит доход, а что нет;
- выясняют, в чем ключевая экспертиза компании — то, за что клиенты реально платят деньги, то есть какие проблемы лучше всего решит продукт;
- решают задачи — формулируют гипотезы продвижения, разбираются, каких сотрудников не хватает компании или какие партнерства уже не подходят под позиционирование и цели компании;
- определяют результат — что считать успехом, а что провалом внедренных изменений.
Никто не может изучить бизнес настолько же хорошо, как его знает топ-команда изнутри. Эксперт добавляет свою экспертизу, опыт и насмотренность и помогает формулировать выводы. В результате получается стратегия, которая реально решает задачи собственника.
Зафиксировать итоги. После стратсессии должен остаться документ, где будут обозначены все выводы. Тогда они точно не забудутся, к ним можно будет возвращаться и отслеживать эффективность принятых решений.
Например, в агентстве «Точно» после стратсессии, на которой формируется маркетинговая стратегия компании, клиент забирает с собой фоллоу-ап. Это два документа — текстовый и большая таблица в Excel с подробно прописанными выводами. Фоллоу-ап включает:
- описание клиентов, конкурентов и продуктов компании;
- гипотезы продвижения;
- какая команда нужна для реализации стратегии и что каждый ее участник будет делать;
- ориентировочный бюджет.
Когда есть такой документ, каждый человек, который подключается к проекту, будет сразу видеть: с чего начинали, что нужно сделать и кто за что отвечает.
Какие могут быть проблемы
В эффективности стратсессии сомневаются те, кто проводил ее неправильно или совершил одну из частых ошибок.
Не внедрить стратегию. Из-за высокой занятости или страха перемен многие руководители компаний просто кладут стратегию в стол. Но бизнес не начнет работать по-другому, если в нем все останется по-старому. Стратегию обязательно нужно внедрять, хотя бы по частям.
Не выделить бюджет. Бизнес не может развиваться без бюджета. На внедрение стратегии нужны не только силы и время, но и средства.
Не назначить ответственного. Если не с кого спрашивать результат, то его и не будет. Для каждого пункта стратегии нужно назначить ответственного человека и контролировать его.
Использовать стратегию как учебник. Стратегия — это не учебник по ведению бизнеса. Ее нужно постоянно тестировать, докручивать и пересматривать. Минимум раз в несколько месяцев нужно анализировать результаты внедрения стратегии. То, что сработало хорошо, масштабируют. А гипотезы и действия, которые не принесли ожидаемый результат, прекращают использовать. В агентстве «Точно» этот процесс называют стратегированием, в идеале он должен быть непрерывным.
Рассчитывать на долгий срок. Идеальный срок стратегии — год. Нет смысла составлять ее на 5—10 лет. Бизнес меняется каждый день — развивается компания, меняется рынок и среда, а значит, и исходные данные. Поэтому каждый год стратегию нужно пересматривать.
Бояться перемен. Страх глобальных изменений и больших финансовых вложений — это нормально. Но ограничивать из-за этого рост компании не стоит. Важно делать хоть что-то: сделать два-три действия → внедрить одно-два решения → отследить эффективность. Если это сработает, то продолжать, ведь даже небольшие изменения могут дать хороший результат, деньги и стимул для дальнейшей работы. Если не сработало, то пробовать другие действия.
Какого результата ждать
После стратсессии должно остаться понимание, куда компания движется и как она это делает. А качество итоговой стратегии можно проверить по чек-листу от агентства «Точно». Признаки хорошей стратегии:
- Последовательность — прописана по шагам, где одно следует из другого.
- Согласованность — все действия служат одной цели, а не каждое своей.
- Учитывает уникальность компании — опирается на то, что делает бренд узнаваемым и отличает от остальных.
- Осуществимость — действия реально можно выполнить с тем бюджетом, что есть у компании, за установленный срок и силами команды.
- Компромиссность — например, в расходах на определенные действия.
- Адаптируемость — все действия получится адаптировать под новые вводные, например, при изменении ситуации в мире или на рынке.
- Оцифрованность — стратегия основана не на догадках и личном мнении, а на исследованиях, статистике, показателях эффективности.
Стратсессия для бизнеса — это не формат «поговорили и разошлись», а эффективный инструмент развития. С его помощью можно достичь вообще любого результата. Но будет он или нет, зависит в том числе от заинтересованности участников стратсессии и профессионализма фасилитатора.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
А вы проводите стратсессии со своей компанией?