Константин Борисов уже 20 лет создает и развивает сильные команды, помогая расти российскому бизнесу. В статье он поделился тем, как провести стратегическую сессию и зачем она нужна.
Что такое стратегическая сессия и зачем она нужна
Простыми словами — это мероприятие, в ходе которого команда участвует в управлении компанией, чтобы найти решения для достижения целей компании. Своей формой она напоминает масштабное совещание, но со своей структурой и смыслами.
Чем полезна стратегическая сессия. В результате встречи появляются новые решения «старых» проблем, руководство и коллеги лучше узнают друг друга.
Например, особое место стратсессия будет занимать в семейном бизнесе. У членов семьи — разные точки зрения на перспективы развития компании. Стратсессия выявляет вопросы, связанные с недопониманием и определением единой линии управления в дальнейшем.
Стратсессии проводятся один раз в квартал или один раз в полгода. Держать руку на пульсе — полезная привычка для руководителей.
Цель стратегических сессий. Это реагирование на возникающие вопросы со среднесрочной перспективой.
Например, чтобы выйти на новый рынок, компания решает выстроить стратегию увеличения продаж и оставить далеко позади своих конкурентов. Как правило, это перспективы на ближайшее будущее, не больше 2-3 лет.
Команда решает вопросы лучше, чем идеально спланированная стратегия, спущенная сверху. Вовлеченность мотивирует сотрудников разрабатывать новые идеи и воплощать в жизнь найденные решения.
Подготовка к проведению стратсессии, к примеру, сбор информации и проявление насущных проблем, сама по себе выявляет подводные камни происходящего в компании. Искусственно уменьшить выбор решения проблемы — отличительная особенность стратсессий. Это помогает быстрее и адекватнее принять решения.
Например, на сессии можно договориться о направлении развития компании, выстроить перспективу изменений команды для достижения целей, перераспределить роли.
Сценарий и результаты стратсессии будут зависеть от целей, заранее поставленных командой. И с этим надо определиться перед началом сессии.
Подготовка к стратсессии
Подготовка к стратегической сессии состоит из нескольких этапов.
Первый этап — формулирование целей владельцем бизнеса или руководством.
Второй этап — уточнение информации по результатам собеседований с персоналом компании, ее корректировка. Например, вопросы для руководителей могут звучать так: Какие изъяны в ведении бизнеса Вы видите? Для среднего звена: Как сотрудничают между собой отделы? Для инженерно-технического персонала подойдут такие вопросы: Каковы условия в организации? Как Вы относитесь к существующей системе мотивации? Подойдут вопросы на отвлеченные темы: С каким персонажем Вы ассоциируете компанию?
Третий этап — настрой на совместную работу. Например, можно воспользоваться моделью процесса коммуникации Келера PCM или 16 Personalities по Майерс. Эти результаты помогут и в дальнейшей работе команды.
Четвертый этап — раскрытие тем и вопросов для стратегической сессии, определение, что мешает работе. «Ведро под килем» — образное обозначение внутренних конфликтов команды, предрассудков менеджеров, недопонимания в коллективе, которые замедляют работу компании.
В конце участники получают «домашнее» задание по поиску необходимых данных для стратсессии, выдвигают гипотезы, составляют вопросы и вносят предложения.
Правила проведения
Само мероприятие предназначено для 15 и до 30 участников. Для проведения потребуется 4 человека.
Спонсор. Это собственник или первое лицо компании. Его роль: обозначать задачу, наблюдает процесс и подводит промежуточные итоги.
Куратор. Он отвечает за организацию сессии. Его роль: собирает идеи, организовывает сотрудников, предлагает решения и создает программу мероприятия.
Технический организатор. Это менеджер по персоналу или сотрудник административно-хозяйственного отдела. Его роль заниматься логистикой, снабжением и перекусами с кофе.
Модератор. Это опытный организатор подобных мероприятий. Его роль: контролирует обсуждение, четкое следование сценарию, создает атмосферу для мотивации обсуждения и общения.
Совместить роли не получится. Выбирать роли.— тоже. Каждый должен быть на своем месте. Тогда и отдача от стратсессии будет максимальной.
Как провести стратегическую сессию
Вот несколько правил, которые помогут провести стратегическую сессию:
- Выделять на проведение мероприятия стоит 1 или 2 дня, каждый день по 8 часов. Периодами от 90 до 105 минут с перерывами 20 минут.
- Лучше проходит вариант в выездом за город. Там реальнее добиться выполнения всех условий проведения.
- Вход без средств связи, чтобы ничего не отвлекало от сессии.
- Просторный зал, тишина и отсутствие препятствий для передвижения.
План стратсессии может быть такой:
- Представление модератора.
- Выступление руководителя компании.
- Геймплей для разминки.
- Мотивационное выступление лидера.
- «Проверка» домашних заданий.
- Дискуссии.
- Совместная работа.
- Представление выработанных решений.
По мнению Константина Борисова, стратегическую сессию как живой элемент бизнеса, в котором с интересом участвуют все сотрудники компании и находят нестандартные решения стратегических целей компании.
Руководство к действию — бери и делай! Спасибо!