Открытие бизнеса — всегда риск. В зависимости от ниши год успевает проработать, наверное, один стартап из десяти. Больше половины не может пройти стадию MVP. Основные трудности связаны с отсутствием оборотных средств и ошибками в маркетинге. О том, как с небольшим бюджетом провести максимально эффективную кампанию и продвинуть бизнес, рассказывает основатель маркетингового агентства PRO M8 Регина Яковлева.
Многие предприниматели считают, что продвижение бизнеса — это дорого, неподъемно для ограниченного бюджета, поэтому маркетинг можно отложить на потом, «когда заработаю».
Однако на самом деле, значительную часть работы на старте можно сделать самостоятельно либо с привлечением внешних исполнителей на проектной основе. Рассмотрим, какие предпринять методы, чтобы бизнес можно было эффективно продвигать уже на первых порах.
Описание продукта
Первое, что нужно сделать в обязательном порядке — подробно описать продукт, услуги, проект — суть бизнеса. Для этого не понадобится маркетолог или другой специалист. Собственнику нужно подумать и сделать подробный анализ идеи. Что это за бизнес-идея, в чем уникальность, чем отличается от конкурентов, как товар будет продаваться, через какие каналы и какой аудитории.
Предприниматель должен, в первую очередь, сам понимать проблемы и боли клиентов, которые продукт призван решать. 95% собственников недооценивают этот этап, а просто хватаются за идею и пытаются реализовать. Однако если сделать анализ, он поможет структурировать собственное понимание продукта. С этим четким пониманием можно идти к подрядчикам для выполнения отдельных видов работ — будь то формирование маркетинговой стратегии или изготовление сайта.
Валидация идеи
После того, как идея не только появилась в голове, но и зафиксировалась на бумаге, ее нужно валидировать с маркетологом. Предпринимателю предстоит найти эксперта именно в своей нише, потому что маркетологов-универсалов не существует, любая узкая ниша имеет массу нюансов и особенностей. Маркетолог будет проводить дальнейшие исследования на основе предложенной идеи.
Специалист проведет выборку конкурентов, оценит их сильные и слабые стороны, сравнит продукты и даст рекомендации о том, какие сильные стороны можно использовать в дальнейшем продвижении. Он проведет интервью с целевой аудиторией, выяснит реальные запросы и боли, а также пожелания по их решению.
Всё это позволит понять реальную ситуацию на рынке, имеющиеся или, возможно, зарождающиеся тренды, на которых можно сыграть. С учетом результатов проведенного исследования удастся сделать грамотную упаковку всего проекта.
Нейминг и брендбук
Когда пройдены первые два этапа, необходимо задуматься об узнаваемости. Даже если бизнес еще не запущен, важно позаботиться о нейминге, чтобы название было интересным и запоминающимся, а доменное имя для будущего сайта — не занято. Нейминг даже на первом этапе позволит выделиться и отстроиться от конкурентов.
Далее желательно начать делать книгу бренда или брендбук. Это довольно большой документ, который прописывает полностью все нюансы бизнеса: от его миссии и ценностей до оформления офисов и стиля общения сотрудников внутри компании и с клиентами.
Но на первом этапе можно не углубляться в такие детали, а сосредоточиться на разработке логотипа, цветовых решений, шрифтов и tone of voice. Эти вещи важны с точки зрения дальнейшей работы с подрядчиками, у которых будет конкретное понимание того, как должны выглядеть сайт, рекламные креативы, баннеры и другие маркетинговые материалы.
Создание сайта
Действительно хороший сайт делается долго и стоить может миллионы. Для начинающего бизнеса это избыточно, будет достаточно посадочной страницы, лендинга. Эту работу может сделать фрилансер или специализированное агентство, а курировать ее должен маркетолог.
Одна из важнейших задач на этом этапе — подготовить контент для сайта. Дизайнеры и разработчики не могут, не умеют и не должны уметь писать, придумывать смыслы и слоганы. В идеале еще до начала работы по созданию сайта нужно проработать семантическое ядро, необходимое для успешного SEO-продвижения через лендинг.
Очень хорошо, если при разработке технического задания для дизайнеров предприниматель сможет обеспечить текстовое содержание всех необходимых страниц или разделов. В этом случае разработчику будет понятнее, что и как должно выглядеть.
Видео на YouTube
Современные соцсети дают массу возможностей для продвижения товаров и услуг. Одни ориентированы на текстовые файлы, такие как Дзен или Telegram, другие — дают возможность публикации смешанного контента, как ВКонтакте. Есть и те, которые публикуют исключительно видеоконтент, и тут до сих пор наиболее удобным для продвижения остается YouTube.
Чтобы сделать хорошее видео, не нужны большие бюджеты — этот тренд остался позади. Зрителям интересны креативные подходы, искренность, сопереживание и сериальный формат. Но главное преимущество YouTube в том, что видео могут попадать в выдачу даже спустя несколько лет после запуска, то есть, при сравнительно небольших бюджетах эффект и узнаваемость будут нарастать длительное время.
Важно и то, что долгоиграющий результат роликов на YouTube работает не столько на развитие конкретного бизнес-проекта, сколько на личный бренд предпринимателя. Даже если он решит через год или пять, что хочет попробовать силы в новом направлении, у него уже будет рекламный бэкграунд, лояльность и определенный уровень доверия.
Какие бюджеты на маркетинг нужны бизнесу на старте?
Первые три этапа можно реализовать еще до начала старта бизнеса. Они не привязаны к реальной операционной деятельности, их можно разрабатывать до того, как предприниматель начнет вкладывать деньги: искать офис, покупать технику, нанимать персонал.
С точки зрения затрат эти шаги будут достаточно бюджетными. Например, логотип можно разработать за 60-70 тыс. рублей, проектная работа маркетолога ориентировочно стоит 100 тыс. рублей в месяц. Работа по созданию сайта будет дороже. Конечно, есть варианты с фрилансерами за 30-40 тыс, но профессиональная качественная разработка посадочной страницы обойдется в 100-170 тыс. рублей.
Учитывая дополнительные непредвиденные расходы, можно оценить раскрутку начинающего бизнеса в 400-500 тыс. рублей.
Сколько вы планируете закладывать на раскрутку одного стартапа в будущем году?