Пандемия коронавируса и геополитические события ввели общество, бизнес и некоммерческий сектор в состояние турбулентности и заметно сократили горизонты планирования. Как улучшить коммуникацию бизнеса и НКО, научиться слышать друг друга для достижения еще большей продуктивности. Об этом рассказали эксперты конференции по взаимодействию бизнеса и некоммерческого сектора «Про развитие городов и сообществ».
Бизнес советует системно подходить к социальным проектам
Новые условия стимулировали бизнес к быстрой смене образа мышления и осознания, что рабочая парадигма «мы так всегда делали» больше не эффективна. Пандемия задала вектор перехода бизнеса к новому формату взаимодействия с обществом, ядром которого стала человекоцентричность. Но она невозможна без социальной ответственности, которая, в свою очередь, может приносить бизнесу экономический эффект, выражающийся в лояльности и доверии клиентов.
Системный подход как перспектива долгосрочного развития
«Центры местного сообщества» — один из ключевых проектов «Пятерочки» в области устойчивого развития, который реализуется в партнерстве с благотворительными фондами «Добрый город Петербург» и «Хорошие истории». Это площадки, расположенные в магазинах, где воплощаются в жизнь различные социально-культурные инициативы местных жителей. Сегодня центры охватывают 1350 магазинов в 32 регионах, и важный элемент в развитии эффективных социальных проектов — в их системности
«Системность проекта заключается в том, что он масштабируется год от года и в наших планах — охватить абсолютно все магазины, Системность необходима для достижения долгоиграющего эффекта. Чем дольше мы занимаемся определенным проектом, тем больше задач мы можем решить. И в долгосрочной перспективе это помогает менять локальные социальные тенденции. Для системных проектов необходимо 2-3 года, тогда достигнутый эффект будет устойчивым и долгосрочным. Саморегулируемым обществом, а не бизнесом».
Алина Юхневич
Руководитель направления устойчивого развития торговой сети «Пятёрочка»
Подходы к финансированию бизнесом социальных проектов должны быть дифференцированы, не все социальные инициативы можно в принципе рассматривать с точки зрения конкретного коммерческого результата для инвестора.
«Есть чисто благотворительная деятельность, есть программы поддержки социального предпринимательства и МСП, которые способствуют развитию экономики региона. Мы стараемся всегда оценивать социальные проекты с точки зрения их комплексности, наличия конкретных измеримых результатов для благополучателей, формирования сообществ вокруг данных проектов и вовлечения партнеров».
Ольга Шкабардня
Генеральный директор АНО «Энергия Развития» Госкорпорации «Росатом»
Когда компания взаимодействует с НКО, то в начале важно ответить на три вопроса:
- Как изменится состояние основной целевой аудитории проекта, можно ли его измерить?
- Действительно ли есть запрос на предлагаемое решение?
- Насколько проект отвечает корпоративным ценностям?
Где искать финансирование социальных проектов и как получить от них результат
Сейчас для НКО и малого бизнеса в разных регионах есть много возможностей — грантовые конкурсы, субсидии, федеральные программы. Важно находить возможности больше взаимодействовать с сообществами. Поэтому самые лучшие инвестиции — это инвестиции в сообществ:
- образовательные проекты для НКО;
- деловые мероприятия и фестивали для сообществ;
- грантовые конкурсы и акселераторы;
- кросс-корпоративные проекты на уровне региона;
- работа с детскими садами, школами, вузами, вовлечение семей;
- вовлечение волонтеров в работу с сообществами;
- выявление и поддержка амбассадоров;
- совместно стратегирование с администрацией города.
Оказать содействие в поддержке социально-значимых проектов может корпорация развития «ВЭБ.РФ». Эффективным механизмом привлечения внебюджетных средств в социальную сферу являются проекты социального воздействия, которые направлены на создание современных механизмов и технологий работы в социальной сфере.
Есть три главные особенности проектов социального воздействия.
При реализации используется принцип «плата за успех»: государство в лице региональных органов власти выступает в качестве «заказчика» положительного изменения состояния или жизненных условий граждан — социальных бенефициаров проекта.
Для достижения социального эффекта находится организатор. Это инвестор, который привлекает средства для реализации мероприятий по достижению социального эффекта, самостоятельно или с профессиональными исполнителями, присутствующими на рынке.
Государство выплачивает инвестору грант. Он выдается в форме субсидии из средств регионального бюджета в заранее оговоренном объеме, но только по результатам реализации проекта в случае достижения социального эффекта. По завершении проекта его реализацию оценивает независимый оценщик.
Уже реализуется 12 таких проектов, из них 4 завершены успешно. В качестве такого кейса представитель ВЭБ привел реализацию проекта в области здравоохранения в Свердловской области. Его суть — профилактика ожирения у детей 6-9 лет и снижение либо стабилизация веса не менее чем у 400 участников проекта. Инвестором проекта выступила «Пятёрочка», которая привлекла АО «Центр семейной медицины».
Изобретать велосипед при реализации соцпроектов не нужно
Пример выстраивания взаимодействия между компанией и НКО — внутренняя социальная программа «Это к добру» от Росбанка. В рамках программы реализуются проекты в разных сферах — экология, помощь нуждающимся, зоозащита. Росбанк присутствует в 60 регионах, но там, где отделения банка небольшие, компания присоединяется к региональным программам.
«Самое главное в реализации социальных и благотворительных проектов — «не изобретать велосипед», а опираться на экспертизу профильных НКО. Например, волонтеры профильного фонда «Найди семью» консультировали волонтеров нашего банка о правилах посещения детских домов и объясняли, почему не стоит лишний раз ездить к таким детям.Также и с другими проектами. Если занимаемся помощью животным — идем к профильным фондам».
Екатерина Молюкова
Старший менеджер по устойчивому развитию и корпоративной социальной ответственности Росбанка
Аналогичный подход применили при создании «Центров местного сообщества» в магазинах «Пятёрочка».
«Центры не создавались как нечто чужеродное для местных жителей, а, напротив, ориентировались на их запрос. Для реализации проекта проводилось социологическое исследование о том, как жители воспринимают добрососедство. В основу создания центров легли результаты этого исследования. Для бизнеса, который хочет участвовать в социальных проектах, особенно чувствительных для общества, важно понимать их актуальность и уместность»
Анна Гусейнова
Руководитель проекта «Центров местного сообщества» в магазинах «Пятёрочка»
Одним из таких значимых и чувствительных социальных направлений для торговой сети «Пятёрочка» сейчас является развитие инклюзии.
«Это один из ключевых факторов человекоцентричности, которая сегодня ложится в основу устойчивого развития бизнеса. В частности, «Пятёрочка» занимается обучением сотрудников для формирования безбарьерной среды. Это не самый быстрый и простой путь, но его надо пройти».
Юлия Землянская
Руководитель Лаборатории исследования и анализа клиентского опыта торговой сети «Пятёрочка»
В партнёрстве бизнеса и НКО есть смысл и польза для всех сторон. «Бизнес может инвестировать в более эффективные социальные программы, НКО при таком сотрудничестве получают не только деньги, но и усиления маркетинга социальных проектов, вовлечение сотрудников бизнеса в качестве волонтеров. Это выгодно клиентам, территории и благополучателям, которые через НКО могут более четко проявить свой голос и соучаствовать в проектах.
«Взгляд бизнеса на взаимодействие с НКО уже изменился.Теперь такое взаимодействие привычно. И если раньше мы делали акцент на том, что НКО — это партнёр, у которого есть экспертиза, то сейчас нет необходимости убеждать в этом бизнес».
Оксана Петрова
Директор благотворительного фонда «Добрый город Петербург»
Какие конкретные шаги вы предпринимаете в своей компании для адаптации к новым условия и повышения эффективности социальных проектов?