РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как селлеру открыть склад для работы с маркетплейсами


В 2020 году компания Skladbot открыла фулфилмент в Москве. Первый год учет вели в Гугл-таблицах, но когда номенклатура товаров стала расти, я начал искать сервисы для автоматизации. Самые известные системы на тот момент — «Мой склад» и 1С — не подошли. «Мой склад» не учитывал специфику фулфилмента, а 1С стоил дорого: только за техническое задание на разработку 1С выставила счет на 375 000 рублей.

Изучив рынок, я не нашел решения, которые бы подошли маленькому и среднему фулфилменту. Тогда в компании решили открыть второе направление — облачный сервис AppSkladbot. С 2022 года фулфилмент в Москве работает только в нём.

В статье я расскажу о своем опыте открытия и автоматизации склада. Инструкция полезна начинающим фулфилментам и селлерам, которые решили открыть склад.

Когда селлеру нужен свой склад

При работе с маркетплейсами селлер может хранить товары у себя, на складе маркетплейса или в компании, которая занимается фулфилментом. По опыту могу сказать, что продавцам с оборотом до 20 миллионов рублей выгоднее отдать складские работы на аутсорс.

Собственный склад стоит открывать в четырех случаях:

  1. Вы — производитель, у которого несколько каналов сбыта, а не только маркетплейсы. В этом случае склад понадобится, чтобы хранить и распределять товар.
  2. Вы — крупный продавец в городе-миллионнике, который тратит на услуги фулфилмента больше миллиона рублей в месяц.
  3. Ваши продажи в праздники окупают годовую работу склада. Из-за очередей перед Новым годом оформлять поставки на маркетплейсы сложно — быстрее отгружать товары со своего склада.
  4. Параллельно с бизнесом на маркетплейсах вы хотите зарабатывать на фулфилменте.

Если вы решили открыть склад, то придется определиться с помещением, персоналом, оборудованием и системой учета. Дальше — о нюансах выбора каждого из них.

Выбор помещения

Первое, о чем стоит подумать, — это складское помещение: где, какого размера и по какой стоимости его арендовать. Расскажу на примере Москвы.

Локация склада. Выбирайте помещение в нежилой зоне с удобным подъездом для грузовиков в пределах МКАД или недалеко от неё. Юг и юго-восток Москвы — выгодная локация по трем причинам:

  • товар из Китая приходит в торговый комплекс «Южные ворота» на 19-м километре МКАДа;
  • вещевой рынок «Садовод» расположен на 14-м километре МКАДа: там продается основная масса товаров, готовых к отправке на маркетплейсы;
  • основная часть складов маркетплейсов находятся на южном и юго-восточном направлении: склады «Вайлдберриз» — в Электростале, Туле, Коледино, Подольске. Склады «Озона» — в Жуковском, Ногинске, Софьино. Главный склад «Яндекс Маркета» тоже расположен в Софьино.
Лучше снимать помещение не дальше 30 километров от МКАДа и рядом с остановками общественного транспорта, чтобы работники без личных автомобилей без проблем добирались до склада

Площадь склада. Знаю, что начинающие селлеры арендуют складские площади от 100 м2, я считаю, что начинать стоит с 300 м2. Такой площади при планомерном росте бизнеса хватит примерно на год. Средней площадью для склада или фулфилмента считается 1000 м2. Крупные игроки занимают от 3000 м2.

Стоимость аренды. Арендная ставка выросла на 40% и продолжает расти. В 2022 году В-класс сдавали за 600 рублей м2. Сейчас трудно встретить недорогие предложения — чаще сдают склады высокого класса по 1800 ₽/м2. Например, на юге Москвы торговый центр «Каширский двор» сдает площади по этой цене.

Цена зависит от расположения склада и его класса — от самого высокого А++ до D. Класс А++ и А+ — это склады-магазины с высокими потолками, ровными полами и удобствами для сотрудников. Например, магазин-склад «Леруа Мерлен» — это склад А++. А ТЦ «Каширский двор» сдает склады класса А+ — там качество склада чуть ниже.

Классы А и В — это отдельностоящие здания с потолками от шести метров. В них есть противопожарное оборудование, вода, электричество, канализация. В складах класса А есть системы контроля температур и влажности, антипылевое покрытие пола, а на территории — место для большегрузов.

Склады класса С — утепленные ангары и помещения с высокими потолками до 8 метров с отоплением или без него.

Класс D — это ангары без отопления, полуподвальные и подвальные помещения. Склады класса С и D — как правило, советские постройки. Нормальная ставка за них в 2024 году — 800–900 ₽/м2 в месяц.

Количество оборудования

Складское помещение нужно оборудовать камерами видеонаблюдения, системой пожарной безопасности, стеллажами и складским оборудованием для перемещения паллет и упаковки товара.

Видеонаблюдение. Количество видеооборудования зависит от технических возможностей камер, их угла обзора и количества зон на складе. Самый дешевый вариант — купить простую систему видеонаблюдения на «АлиЭкспрессе». Ее достаточно, чтобы разобраться в спорных ситуациях на складе.

Средним по качеству и бюджету считается оборудование Hikvision — надежные камеры с хорошим запасом памяти. Самые надежные системы видеонаблюдения — Trassir, ими пользуются крупные игроки рынка.

Складская техника. Вам понадобятся стеллажи для многоуровневого хранения товаров, самоходные штабелеры, гидравлические и самоходные тележки. Стеллажи помогают рационально использовать площадь склада. Выбирайте полочные и паллетные стеллажи. На стеллажи для склада 800 м2 закладывайте от миллиона рублей.

Самоходный штабелер перемещает паллеты по складу и грузит их на стеллажи. Стрела штабелера поднимает и опускает грузы с самых высоких полок. На складе до 500 м2 достаточно одного штабелера. На складах 500–1000 м2 — минимум два.

В зависимости от количества грузчиков в смене нужно иметь 3–5 гидравлических тележек. Каждая стоит от 30 000 рублей и помогает без труда перемещать паллеты по складу. При большой загрузке склада нужна электрическая самоходная тележка. Она поможет грузчикам быстрее перемещать паллеты. Такая тележка стоит от полумиллиона рублей. Хорошо, если на складе есть хотя бы одна.

Все оборудование лучше заказывать напрямую из Китая. Связаться с производителем помогают байеры, которые говорят на китайском и русском. Их легко найти через поисковик. Байеры помогут договориться о поставке оборудования.

Минимальный набор складской техники

Упаковочная техника. Если склад предназначен не только для хранения, но и для упаковки товаров, приобретите автоматическую термоусадочную линию и термозапайщики.

Термоусадочная линия быстро упаковывает товары и коробки в пленку. Новая линия от поставщика китайских станков Hualian стоит 1,2−2 млн рублей.

Термозапайщик — аппарат, который делает герметичные швы на пластиковой упаковке. Фулфилменты используют его для фасовки пищевых товаров и других мелких вещей, которым требуется индивидуальная герметичная упаковка.

Кроме упаковочной техники на каждом складе есть несколько диспенсеров для клейких лент или скотч-машинок. Они нужны, чтобы вручную заклеивать коробки.

Набор упаковочной техники для склада

Оргтехника. В офисе понадобится компьютер. Еще на складе для каждого упаковщика необходимы термопринтеры этикеток и терминалы сбора данных или кольцевые сканеры. Терминалы для сбора данных и кольцевые сканеры собирают информацию о товаре. Терминал стоит от 30 000 рублей, кольцевой сканер — от 2000 рублей. Кроме финансовой выгоды, кольцевые сканеры хороши тем, что крепятся на одном пальце и освобождают руку для работы.

Это разовые затраты при открытии склада. В регулярные траты входят расходники: воздушно-пузырчатая пленка, зиплоки, термоусадочная пленка, курьерские пакеты, коробки из бурого гофрированного картона, паллеты. Первую партию стоит купить до начала работы склада. Например, на фулфилменте размером 800 м2 мы держим запас в 5000 картонных коробок 40х60х40 см для отправки товаров на «Вайлдберриз». Еще при нашей оборачиваемости в 50 паллет в сутки на складе всегда есть 200 свободных паллет.

Сотрудники и оплата

Главный человек после владельца бизнеса — директор склада. Он управляет процессами, следит за документами, общается с сотрудниками. Зарплата директора склада в Москве — 120 000–150 000 рублей.

Если склад до 500 м2, наймите двух грузчиков и 5–25 упаковщиков. Их количество зависит от оборота склада. При отправке товара на маркетплейсы каждую позицию нужно упаковать и промаркировать — для этого нужно много рабочих рук.

Зарплата линейного персонала зависит от количества рабочих часов. В среднем грузчикам и упаковщикам платят 250 рублей в час. В месяц выходит 65 000–70 000 рублей на человека, который работает шесть дней в неделю по 10 часов в день. Найти сотрудников можно на Авито, в тематических группах Вконтакте и Телеграме.

Складские процессы

Владельцу склада до 300 м2 хватит Гугл-таблиц или AmoCRM. При работе с большой номенклатурой и площадью от 600 м2 нужна автоматизация. Без автоматизации менеджеры склада будут тратить час в день на сведение остатков в таблицах, а если вы открываете фулфилмент, то закладывайте еще 2−3 часа в день на переписку с клиентами и 30+ часов в месяц на выставление счетов.

Я не утрирую: до внедрения автоматизации наш директор тратил четыре рабочих дня в месяц на выставление счетов и формирование отчетов по остаткам. Если перевести это в деньги, получается, что при затратах на склад 1,5 млн рублей в месяц, час работы обходится в 5000 рублей. Если вы тратите на дела, которые можно автоматизировать 30 часов, то теряете 150 000 в месяц.

Сколько занимает переход на систему автоматизированного учета. Директору склада или самому селлеру хватит двух часов, чтобы научиться пользоваться программой. Опытные селлеры быстро понимают, как работать в app.skladbot.ru, потому что интерфейс похож на личный кабинет продавца на маркетплейсах. Полный переход склада на систему автоматизированного учета занимает от трех недель до трех месяцев. Основное время уходит на обучение сотрудников и перестройку процессов.

Я рекомендую начинающим фулфилментам сразу работать в программе для автоматизации. При переходе с таблиц на систему автоматизации приходится перестраивать процессы внутри работающего склада, а также отрывать сотрудников от работы и учить пользоваться новой программой. Часто владелец сталкивается с нежеланием сотрудников менять привычки, и чем больше склад, тем серьезнее эта проблема. В тяжелых случаях внедрение автоматизации может растянуться на полгода.

На старте автоматизировать склад проще — нет обученных по другой схеме сотрудников и таблиц, из которых надо переносить информацию.

Плюсы автоматизации учета. Основные плюсы — повышение скорости работы, сокращение ручного труда и управленческий дашборд для всех стейкхолдеров. В этом смысле система для автоматизации склада ничем не отличается от любой CRM, в которых сейчас работают все компании.

Автоматизация на примере нашей программы: у директора склада есть управленческий дашборд, с помощью которого он оценивает ежедневную загрузку и отслеживает качество работы

Пять частых ошибок

За все время работы в этой сфере я помог автоматизировать склады 80 фулфилментам. Вот основные ошибки, которые я встречаю часто.

  1. Неровный пол. Складской технике требуется ровное покрытие. Пройдитесь по складу и зоне отгрузки и оцените качество покрытия. Важно, чтобы грузчики без проблем перемещали тележки с маленькими колесами.
  2. Склад в субаренду. Если предприниматель арендует склад не у собственника, а берет в субаренду, есть риск, что собственник закроет доступ к складу или попросит освободить помещение без предупреждения. При заключении договора проверьте выписку из ЕГРН и правоустанавливающие документы.
  3. Аренда подвальных помещений без автоматического подъема груза. Сотрудники склада каждый день выгружают товар. Если зона погрузки и разгрузки неудобная, это замедлит пропускную способность склада.
  4. Аренда на высоких этажах. Существуют требования к допустимой нагрузке на пол склада. Если склад — это отдельно стоящее здание, пристрой или первый этаж, то статическая нагрузка на пол может быть от 1000 до 5000 кг/м2. На высоких этажах — 300 кг/м2. Этого может быть недостаточно для хранения тяжелых товаров, поэтому для тяжелой продукции лучше арендовать склад на первом этаже.
  5. Неотапливаемый склад. Если на складе нет отопления, то сотрудники не смогут нормально работать в холод. При выборе помещения убедитесь, что температурный режим летом и зимой — 16–25°, что соответствует нормам санитарных правил.
Разовые затраты на открытие склада площадью 500 м2
РасходПримерная сумма в рублях
Аренда за месяц плюс залог
1,8 млн
Складская техника и стеллажи
1,6 млн
Упаковочная техника
1,5 млн
Видеонаблюдение
100 000
Автоматизация учета
29 990
Итого
5 млн

Главное

Селлеру нужен свой склад в четырех случаях: он производит товары, селлер тратит на услуги фулфилмента от млн рублей, продажи в праздники окупают годовую работу склада, параллельно с бизнесом на маркетплейсах селлер хочет зарабатывать на фулфилменте.

Лучшее помещение для склада — отапливаемый павильон в ЮВАО площадью от 300 м2. На склад площадью 500 м2 нужен директор, два грузчика и от пяти упаковщиков в смену. Предпринимателям со складом больше 300 м2 выгодно автоматизировать процессы. Внедрять систему автоматизации лучше сразу, чтобы не переучивать сотрудников.

Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов

Предложение от Т-Банка

Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов

  • Бесплатно зарегистрируем бизнес и откроем счет
  • Обучим работе с разными площадками
  • Доведем с нуля до первых продаж
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Сухроб Нурмухамедов
Сухроб Нурмухамедов

Планируете ли вы открывать склад? Если да, то для каких целей?


Больше по теме

Новости