Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как защитить магазин от краж


В магазине, на островке и прилавке предметом кражи может стать любая вещь, редко у злоумышленников есть конкретные предпочтения. Чтобы снизить риск воровства, можно использовать различные методы и инструменты, как дорогие, так и более доступные. Например, купить современное противокражное оборудование или обучить персонал распознавать злоумышленников и организовать правильную планировку магазина.

В статье рассказываем, как отвадить от магазина потенциальных воров, даже если бюджет ограничен, и как научить персонал определять злоумышленников среди посетителей заранее.

Какие бывают схемы воровства в магазинах

Покупатели используют различные уловки, чтобы незаконно получить товар без оплаты. Кражи можно разделить на три вида:

  • тайные;
  • порча товара;
  • замена товара.

От каждого вида мошенничества свои способы защиты, использовать что-то одно универсальное не получится. Сейчас поясним.

Тайные. Вор стремится вынести товар или деньги таким образом, чтобы его никто не заметил. Например, он убирает их к себе в сумку, чтобы избежать внимания продавцов и охраны.

Лучший способ предотвратить тайные кражи — установить защиту на товар и противокражные ворота.

Порча товара. Чаще всего эту схему злоумышленники используют в продуктовых магазинах и магазинах косметики. Например, съедают продукты или пользуются парфюмом. В результате товары становятся непригодными для продажи. В этом случае противокражные ворота уже не помогут, а вот правильно установленные камеры и обученный персонал, который контролирует весь торговый зал, ― да.

Замена товара. Два товара меняют местами в упаковке ― дешевый заменяют на дорогостоящий. Например, покупатель примеряет несколько пар обуви и меняет коробки так, чтобы более дорогая пара оказалась в коробке из-под недорогой. При расчете на кассе продавец пробивает товар по низкой цене, хотя внутри находится обувь с более высокой стоимостью.

Противокражные ворота не помогут — товар куплен, он не запищит. Подозрительных действий, которые легко заметить с камер или взглядом консультанта, тоже нет: клиент что-то примерял, убрал в коробку, понес на кассу. Тут схема другая — кассир лично должен проверять товар и его упаковку перед продажей, нужно доработать инструкцию.

Кроме того, кражи в магазинах бывают одиночными и групповыми. Одиночные кражи ― случайные или целенаправленные действия одного человека. В групповых кражах участвуют несколько человек, которые действуют сообща.

«Воры, которые работают в группе, координируют свои действия. Обычно два человека отвлекают продавцов, а третий в это время пытается своровать товар».

Анастасия Слепужникова

Анастасия Слепужникова

Экс-директор магазина «Траектория»

Можно буквально внушить мошеннику, что в вашем магазине ничего украсть не удастся — в следующем разделе расскажем о лучших способах защитить товары. По возможности используйте столько инструментов, сколько позволяет бюджет.

Как обезопасить магазин от воровства покупателей

Есть несколько эффективных методов, которые помогут защитить магазин от потенциальных краж. Среди них:

  • противокражные ворота;
  • система видеонаблюдения;
  • наблюдение за торговым залом;
  • освещение и установка зеркал;
  • планировка магазина;
  • выкладка товара.

Противокражные ворота. Это специальные рамки, которые стоят при выходе из магазина и реагируют на незаконный вынос товара. В 2024 году цена новых противокражных ворот начинается от 30 000 ₽, б/у ― от 10 000 ₽. Их можно купить в специальных магазинах, которые продают противокражное оборудование, или на Авито.

Если установите ворота, к продукции нужно будет прикрепить пластиковый бипер ― иголочку и магнит, которые защелкиваются на товаре. Именно на него будет реагировать устройство.

Биперы настраивают и подбирают под частоту и тип ворот, поэтому лучше покупать их там же, где сами ворота. Как правило, в комплекте с биперами идет магнит для их деактивации, но его можно купить отдельно. Без него снять защиту с вещи, не испортив ее, будет почти невозможно. Еще есть мягкие биперы-этикетки в виде наклейки, их часто клеят на книги и косметику.

Пластиковые биперы могут быть разных форм и цветов. Персонал магазина крепит их на товар во время приемки и деактивирует при покупке
Такие мягкие биперы клеят на книги, продукты и во внутренние карманы одежды. Если вор снимет с одежды пластиковый бипер, у противокражных ворот сработает мягкий

В среднем пластиковый бипер стоит от 5 до 10 ₽ за штуку, магнит для деактивации ― 3000 ₽. Мягкие биперы продаются большими упаковками: например, 5000 штук стоят около 8000 ₽.

«Классическая защита в магазине одежды ― вставить в шов изделия пластиковый бипер, который можно снять только мощным магнитом. Многие люди пытаются бипер снять, беспощадно оторвать кусачками. Чтобы этого избежать, есть биперы с красящими элементами внутри. Если их неудачно вскрыть, то краска разольется на товар и на покупателя и таким образом выдаст вора».

Анастасия Слепужникова

Анастасия Слепужникова

Экс-директор магазина «Траектория»

Еще к противокражным воротам можно докупить металлодетектор, который реагирует на большое количество металла. В этом случае, когда человек заходит в магазин с чем-то металлическим вроде кусачек или фольги, ворота сигнализируют об этом на специальный брелок или телефон сотрудника магазина. Цена на металлодетектор начинается от 12 000 ₽. Все оборудование можно купить в специализированных магазинах. За монтаж и установку противокражного оборудования придется заплатить, в среднем это стоит 5000 ₽.

«Обычно воры приходят с фольгированными сумками, потому что фольга не пропускает сигнал бипера, и выносят вещи. Это плоская сумка или рюкзак с толстым слоем фольги внутри. Если мы понимаем, что у человека в рюкзаке есть металлический предмет, мы просим оставить сумку в ячейке хранения».

Анастасия Слепужникова

Анастасия Слепужникова

Экс-директор магазина «Траектория»

Если товар не защищен никаким антикражным устройством, то он может стать привлекательной мишенью для потенциальных воров. Злоумышленники могут увидеть в этом легкую возможность получить ценный товар без риска быть пойманными.

Система видеонаблюдения. Если камер нет, их мало или они очевидно вышли из строя, это может спровоцировать потенциального вора на кражу. Чтобы отпугнуть недобросовестных посетителей, советуем все-таки установить камеры и показать наклейкой на двери и витрине, что в магазине ведется видеонаблюдение.

Наклейку можно купить за 100 ₽ на маркетплейсах. Источник

Камера — не только устрашающий декор. Даже если не следите за ними постоянно, но заподозрили неладное, видеозаписи помогают подтвердить догадку и наказать злоумышленника.

Цена на камеры видеонаблюдения начинается от 1700 ₽. Их также можно купить в магазинах противокражного оборудования или на маркетплейсах, но во втором случае придется самостоятельно нанимать установщика.

Камеры стоит размещать у входа, касс и зоны с дорогостоящими товарами. Если возможно, постарайтесь покрыть всю площадь магазина. Идеальный сценарий — установить устройства так, чтобы не было слепых зон: мест, где злоумышленники могут быть незамеченными.

Если торгуете одеждой, советуем не полагаться только на камеры. Вашей слепой зоной будут примерочные — стоит давать покупателям бирки с числом взятых ими вещей. Это помогает контролировать количество товаров на выходе покупателя из примерочной.

Можно усовершенствовать систему и установить камеры со звуком. В случае кражи звуковая запись даст дополнительную информацию — это удобно. Камеры с такой функцией дороже: они стоят от 3000 ₽.

Наблюдение за торговым залом. Главный ресурс магазина — его сотрудники. Они могут вовремя среагировать на подозрительное поведение покупателя и принять меры. Если персонала мало, риск злоумышленников быть замеченными или пойманными снижается — а значит, магазин будет их привлекать.

Организуйте тренинг для персонала, расскажите им об основных признаках подозрительного поведения покупателей и методах воровства. Работники должны контролировать все помещения и части торгового зала. Определите зону ответственности для каждого сотрудника, чтобы они знали, за какими частями торгового зала должны следить. Персоналу магазина стоит общаться с покупателями, предлагать помощь ― так посетители будут знать, что рядом есть человек, который за ними следит.

Если проходимость растет и сотрудники не справляются — можно нанять им помощников по срочному договору. Это не раздует ФОТ и поможет пережить сезон без потерь.

«Мы закрепляем торговые залы за сотрудниками, чтобы они не оставляли их без присмотра. И в высокий сезон нанимаем хелперов, которые помогают следить за примерочными и залами».

Анастасия Слепужникова

Анастасия Слепужникова

Экс-директор магазина «Траектория»

Если позволяет бюджет, наймите отдельного сотрудника, основной задачей которого будет контроль за безопасностью в магазине. Он будет ответственным за мониторинг систем видеонаблюдения и обход магазина.

Освещение и установка зеркал. Хорошее освещение делает магазин менее привлекательным для потенциальных воров: с ним труднее скрыть кражу.

Также в наблюдении за помещением хорошо помогают зеркала: они создают ощущение дополнительного контроля со стороны персонала и помогают сотрудникам видеть закутки, которые злоумышленники могут использовать для краж.

Планировка магазина. Стоит уделить особое внимание планировке магазина. Старайтесь сохранять открытое пространство с хорошим обзором, чтобы сотрудники могли видеть весь товар и легко наблюдать за покупателями. Избегайте установки высоких стеллажей посреди торгового зала.

Торговый зал хорошо освещен, а островной стеллаж невысокий и не загораживает обзор. Источник

Убедитесь, что стеллажи и полки не создают слепых зон, где покупатели могут легко укрыться от внимания персонала и камер видеонаблюдения. Для перегородок используйте прозрачные материалы.

Выкладка товара. В защите магазина хорошо помогает грамотный мерчандайзинг. Например, не стоит располагать дорогие вещи около входа. Такие товары лучше выставлять за закрытой витриной или за кассой, чтобы доступ к ним у покупателей был только в присутствии продавца. По возможности вся продукция должна находиться как можно дальше от входа.

Советуем время от времени менять расположение товаров, чтобы злоумышленникам было трудно планировать кражи.

Как распознать вора

Есть семь признаков, по которым охранник, администратор или продавец магазина могут определить, что покупатель ― потенциальный вор:

  • мешковатая и невзрачная одежда;
  • головной убор и солнцезащитные очки;
  • объемные сумки и рюкзаки;
  • нервозное поведение;
  • избегание контакта с персоналом;
  • частое посещение магазина без совершения покупок;
  • подозрительное передвижение по магазину.

Следует помнить, что эти признаки не гарантия, что перед вами вор. Иногда поведение покупателя, которое кажется подозрительным, может иметь объяснение. Скажем, человек — социофоб и предпочитает носить черную мешковатую одежду и темные очки.

«Воры предпочитают невзрачную одежду, чтобы камера не могла их отличить. Как правило, еще они стараются закрыть лицо шапкой или кепкой.

Бывает, приходят приличные с виду ребята, но воруют. Обычно это молодежь, которая крадет на спор. У них трясутся руки, они с опаской относятся к тому, что ты за ними следишь. Оборачиваются и озираются по сторонам».

Анастасия Слепужникова

Анастасия Слепужникова

Экс-директор магазина «Траектория»

Наблюдать за покупателями стоит максимально ненавязчиво, чтобы у них не было ощущения контроля и не возникал ненужный стресс. Иначе в следующий раз они могут отказаться от посещения магазина.

Онлайн-банк для розничного бизнеса

Предложение от Т-Банка

Онлайн-банк для розничного бизнеса

  • Аренда онлайн-кассы с эквайрингом и QR-кодом за 0 ₽
  • Поможем зарегистрировать кассу в налоговой
  • Прием платежей по QR-коду от 0,4%
Подробнее

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости