Сервис химчисток и прачечных востребован в B2C и B2B-сегментах. Даже в период пандемии, когда многие ниши стагнировали, клининг удержался «на плаву» за счет услуг дезинфекции и доставки. В прошлом году рынок вырос почти на четверть и достиг 15,2 млрд рублей. По прогнозам аналитиков, к 2027 году он увеличится в 1,5 раза.
Химчистка обуви — достаточно новое направление на российском рынке клининговых услуг. Оно привлекает начинающих бизнесменов низким порогом входа, возможностью развиваться по франшизе и относительно невысокой конкуренцией в регионах. По этим причинам в нишу часто заходят неподготовленные предприниматели, которые делают ставку на уникальность услуг. В дальнейшем такой подход может стать препятствием для масштабирования бизнеса. Чтобы этого избежать, воспользуйтесь нашими рекомендациями.
Совет 1. Вместо широкого профиля оказывайте услуги, в которых являетесь экспертом
На многих рынках сегодня заметен тренд консолидации — объединения разных товаров или услуг в экосистемы под одним брендом.
Например, банки больше не оказывают исключительно финансовые услуги, они:
- становятся одновременно сотовыми операторами: «Т-Банк Мобайл»;
- открывают собственные торговые площадки: «Купер»;
- предлагают подписки с онлайн-кинотеатрами и музыкальными сервисами: «СберПрайм».
Все давно привыкли, что Яндекс — не только поисковик, а еще и сервис доставки еды, маркетплейс и служба такси.
На рынке химчисток актуален и обратный тренд — выбор в пользу монопродукта. Вместо того, чтобы предоставлять полный комплекс услуг, бизнес сосредотачивается на одной, но оказывает ее на качественно новом уровне. Благодаря этому он завоевывает репутацию эксперта в узкой нише.
Например, мы сотрудничаем с несколькими химчистками широкого профиля в качестве подрядчика. Они передают нам на чистку обувь, потому что не являются профессионалами в этом вопросе. У них нет нужного оборудования, специализирующихся на этой услуге сотрудников, эффективных химических средств. Мы оказываем ее качественно благодаря оснащению и обучению специалистов.
Собирая обратную связь у клиентов, мы выяснили, что за чисткой обуви к нам обращаются чаще, чем в химчистки широкого профиля. Клиенты считают, что качественно оказывает услугу тот, кто является в ней экспертом.
Совет 2. Максимально погрузитесь в продукт
Владелец химчистки должен уметь чистить обувь лучше остальных сотрудников, знать все приемы и лайфхаки. Благодаря этому он будет четко понимать:
- как устроены рабочие процессы;
- что происходит в цеху;
- из каких этапов состоит чистка обуви;
- что входит в задачи мастеров, как проходит их день.
Он увидит, какие процессы можно оптимизировать и весь бизнес «изнутри». Ему будут понятны проблемы сотрудников. Управленец-практик всегда лучше теоретика: он ближе к своему делу и к команде.
Иногда владелец бизнеса считает, что у него нет времени на глубокое погружение в бизнес-процессы. Он прибегает к услугам технолога. Ему кажется, что это решит все проблемы, раз у компании есть эксперт, который профессионально выстроит все технологические процессы. На деле же это ставит бизнес в зависимость от услуг специалиста. Не исключено, что если он решит уволиться — новые сотрудники не будут знать и соблюдать все стандарты. Ведь их некому обучить.
Совет 3. Формируйте экспертизу и насмотренность в обуви
Об экспертности и профессионализме в чистке обуви можно говорить, если сотрудник видит обувь и:
- сразу определяет бренд;
- понимает из каких материалов она изготовлена;
- уже может сказать, вручную или с помощью оборудования и чем он будет ее чистить.
Но не стоит забывать, что даже в рамках одной линейки бренда, пошитой на разных фабриках, материалы и фурнитура могут отличаться. Эксперт должен это учитывать, уметь определять и работать с разными видами кожи, текстиля, замши.
Также мастер должен знать, какие средства подходят для тех или иных материалов. Поэтому важно глубоко изучить рынок косметики. Очень немногие химчистки могут похвастаться использованием профессиональных средств. А от этого во многом зависит конечный результат, который и является ключевым конкурентным преимуществом. По мере развития бизнеса глубокие знания сотрудников помогут работать быстрее и эффективнее использовать косметические средства.
Совет 4. Оптимизируйте маркетинг, сосредоточившись на потребностях и портрете целевой аудитории
Бизнесмену необходимо четко понимать, кто его клиенты, какие у них потребности, и сможет ли продукт закрыть их. Это поможет не только дать аудитории то, что она ищет, но и выбрать способы ее привлечения.
В нише химчистки обуви зачастую ограничиваются сарафанным радио и наружной рекламой. Но это большая ошибка. Услуга не массовая. Привлекать клиентов помогут инсайты из других сфер или франчайзер с готовым набором маркетинговых инструментов.
Фокус на одной или нескольких узких услугах позволяет сосредоточить на ней весь маркетинг. А это гораздо меньший объем работы для маркетологов и снижение расходов на рекламу.
Инвестируя в маркетинг, не забывайте о чистой прибыли. Многие предприниматели гордятся масштабами бизнеса, выручкой, забывая сопоставить ее с прибылью. Если на маркетинг и другие бизнес-процессы уходит 99% доходов — такой подход не сделает бизнес рентабельным.
Совет 5. Уделите ключевое внимание формированию команды и удержанию сотрудников
Нам удалось занять свою нишу благодаря профессиональной команде. Мы сделали ставку на качественный результат и квалификацию сотрудников. Но их удержание стало для нас едва ли не главным испытанием. В нашей молодой нише мало профессионалов. Работе в химчистке никто не учит. Нам приходится взращивать специалистов «под себя» или искать талантливых самоучек. Мастеров чистки почти нет.
Обычно к нам приходит молодежь за подработкой, в основном студент). Но они не планируют заниматься чисткой обуви в будущем. Поэтому чаще всего мы обучаем мастера, он получает знания и навыки, а затем уходит. Нам приходится начинать всё сначала. Ведь в нашей сфере нет глобального карьерного роста. У сотрудника два пути: уйти или открыть собственную химчистку.
Совет 6. Упрощайте бизнес-процессы
Не добавляйте в бизнес-процессы сложные элементы. В последние годы все отрасли стали на путь упрощения: оптимизация, автоматизация, сокращение рутинных задач давно сопутствующие брендам тренды. Не стоит внедрять цепочку этапов, если получить тот же результат можно за один-два. Это лишние расходы ресурсов.
Например, модель франчайзинга позволяет получить практически готовый бизнес. Управляющая компания уже выстроила маркетинг, изучила рынок, целевую аудиторию. У нее есть аналитика, которая позволяет определить, где лучше открывать новые точки. Есть рекомендации по их оформлению и т. д. Нет смысла проходить весь этот путь самостоятельно, «набивать шишки», чтобы потом конкурировать с сильным игроком. Можно пойти по простому пути и стать частью сети партнера, который уже завоевал нишу, доверие клиентов, репутацию.
И еще один краткий, но не менее важный совет: застрахуйте свою ответственность. Нельзя оставаться на 100% уверенным в том, что химчистка не испортит вещь клиента. Лучше заранее позаботиться о таких рисках. Заключите договор со страховой компанией, и она компенсирует ущерб при наступлении страхового случая.
Как масштабировать химчистку
Даем несколько рекомендаций, которые помогут масштабировать химчистку.
Подумайте о смежных направлениях. Не о полном комплексе услуг: химчистка салонов автомобилей, ковров, костюмов, обуви, а о продукте, близком к основной деятельности компании. Либо о еще одном узком или даже уникальном направлении.
Приведем пример. Параллельно с чисткой мы запустили продажу профессиональной косметики для чистки и ухода за обувью. Благодаря этому мы всегда уверены в результате, и нашим франчайзи не нужно разбираться в этом вопросе самостоятельно. Также дополнительной услугой может быть ремонт или реставрация обуви, химчистка чемоданов, сумок.
Открывайте пункты приема. Как у маркетплейсов. Например, в региональном центре открыт мастер-цех с оборудованием и сотрудниками, который занимается чисткой, а в небольших городах — пункты приема, которые только собирают заказы.
Работайте в B2B-сегменте. Договоритесь с химчистками, у которых нет специализированного оборудования, компетентных сотрудников для чистки обуви. Убедите их, что лучше отдавать заказы на подряд, чем терять лояльность клиентов.
Можно сотрудничать с магазинами обуви. Например, восстанавливать модели с дефектами. Розничные точки закупают партии, среди которых почти всегда есть процент брака. Сотрудничество с сервисом чистки и ремонта обуви поможет магазину сократить издержки: если поставщик находится в другой стране — возврат и замена могут обходиться дороже и вызывать больше сложностей.
Химчистка обуви — перспективная бизнес-идея, особенно в кризис: люди охотно пользуются услугами, которые помогают им экономить. Начинать новое дело в такой период гораздо проще в составе большой сети с сильной управляющей компанией. Это поможет пройти путь от выхода на рынок до масштабирования бизнеса быстрее, с меньшими издержками и рисками.
Если бы у вас была возможность открыть бизнес по франшизе — какой это был бы бизнес или бренд?