Многие российские компании продолжают переживать непростые времена. Мы заканчиваем 2023 год с ключевой ставкой в 15% и дорогими кредитами, курсом под 100 рублей за доллар, сложной логистикой в импорте и экспорте и другими проблемами. Период турбулентности, через который мы проходим, смогут преодолеть только устойчивые компании.
Но это не повод для пессимистичных настроений, поскольку уход с рынка многих зарубежных брендов открыл новые возможности для российского бизнеса. В статье делюсь идеями, как масштабироваться в новых условиях и где искать точки роста.
Декабрь-2023: точка старта
Давайте посмотрим, в каких условиях мы оказались на конец года. Официальная инфляция составляет 7,4%, при этом рост ВВП ожидается на уровне 2—2,7%.
Как это может повлиять на российский бизнес?
Снижение расходов бизнеса. Предприниматели начнут экономить на всем: реклама, тестирование дополнительных гипотез, открытие новых экспериментальных рынков — все это сойдет на нет.
Снижение потребительских трат. Поскольку люди будут меньше зарабатывать, они, скорее всего, будут стремиться сократить траты — и мы увидим снижение спроса.
Стагнация. Неопределенность планирования усложняет принятие решений и приведет к стагнации. Абсолютно все мы столкнемся со сложностями планирования: рынок крайне неопределен, в любой момент могут появиться негативные факторы, и на этом фоне будет наблюдаться стагнация.
Таким образом, сейчас тяжелое время для многих ниш. Но, на самом деле, я считаю, что предпринимательство как раз и заключается в том, чтобы постоянно предпринимать активные действия для развития своей компании, искать новые пути.
Океан всегда штормит, на то он и океан. И задача предпринимателя — продолжать вести свою лодку к поставленным целям в предложенных обстоятельствах.
На что все-таки ставить, чтобы продолжать выращивать свой бизнес? Давайте посмотрим, какие возможности существуют в нашей новой картине мира.
Главные бизнес-тренды 2024 года
Предлагаю рассмотреть основные тренды — их четыре.
Импортозамещение. Этот тренд мы активно используем с 2021 года. Конечно, это во многом вынужденные меры, но вполне рабочие. Российские компании развивают огромное количество освободившихся ниш в связи с уходом западных компаний: шьют одежду, производят продукты питания и косметику, запускают B2B-продукты.
В 2023 году объем импортозамещающих товаров увеличился на 15%. Доля отечественной продукции в нише одежды и обуви составляет 40%. Еще один пример активного импортозамещения — парфюмерно-косметическая индустрия. Доля российских товаров в этой нише достигла 32%.
Посмотрите на свой бизнес с другой стороны: поставки каких товаров вы можете организовать через уже построенные логистические цепочки? Реализация потенциала вашего бизнеса в этих направлениях сделает его более устойчивым к турбулентности на рынке.
Внутренний туризм. Все больше и больше денег остается в стране. Доллар скачет, политическая обстановка нестабильная, перелеты ограничены — все это не располагает к тому, чтобы люди отдыхали за границей, это дорого и не всегда безопасно. А в России есть очень привлекательные туристические зоны, многие из которых пока не освоены.
Сейчас активно развивается туризм в российских республиках: Карелии, Дагестане, Алтае. Во многих регионах строятся загородные базы отдыха и курортные поселки.
Если ваш бизнес имеет какое-либо отношение к туристической отрасли, делайте ставку на внутренний туризм. Можно обеспечивать логистику, предлагать развлекательные услуги, осваивать туристические тропы, строить рекреационные объекты — все это обязательно должно зайти.
ИТ-сфера. Спрос на услуги в сфере информационных технологий — безусловный тренд последних даже не лет, а десятилетий. Но, помимо высокого спроса на такие продукты, есть и другие факторы.
- ИТ-сферу сейчас очень неплохо кредитуют.
- Есть различные меры поддержки от государства: гранты, освобождение от проверок, налоговые преференции, упрощенный прием на работу иностранных специалистов.
- Отдельными направлениями ИТ (в том числе разработкой искусственного интеллекта) активно интересуются частные инвесторы, они готовы вкладывать свой капитал.
В этом году моя компания Frontiers начала сотрудничать с проектом YouTool. Это первый в России сервис быстрой аренды строительных инструментов, который работает не только с юридическими, но и с физическими лицами. В ноябре практически вся команда проекта переехала в Сколково. Как резиденты они имеют право на налоговые льготы.
Если вы работаете в ИТ, используйте все доступные меры поддержки, а в случае недостатка финансирования привлекайте частный капитал. В сфере ИТ крайне важно оперативно реагировать на изменения рынка и дорабатывать продукт в очень сжатые сроки. Работа с частными инвесторами позволяет привлечь необходимые суммы быстрее, чем это было бы с банковскими кредитами. При этом важно помнить о рисках и адекватно оценивать свои возможности.
Сервисы доставки и маркетплейсы. Я считаю, что на эти два направления может обратить внимание каждый продуктово-товарный бизнес — это просто мастхэв для предпринимателей в 2020-х.
Если у вас уже налажены оптовые и розничные продажи, но вы еще не задействовали доставку и маркетплейсы, обязательно обратите внимание на эти каналы сбыта.
Где бизнесу искать финансирование на свои нужды?
Разумеется, любой рост требует дополнительных вложений. Я считаю, что финансирование стоит искать во всех доступных источниках:
- Государство. Узнайте, где и какие гранты или льготы вы можете получить.
- Банки. Изучите доступные линейки банковских продуктов.
- Частный капитал. Обратите внимание на краудлендинговые платформы, бизнес-клубы и частных инвесторов.
Таким образом, я считаю, что в сегодняшней ситуации правильно и выгодно искать возможности для своего бизнеса как минимум в четырех направлениях: импортозамещение, внутренний туризм, ИТ-сфера, сервисы доставки и маркетплейсы. Помните, что любой кризис дает новые возможности для роста. Все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Удачи в новом 2024 году!
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
Какие бизнес-тренды вы замечаете в 2024 году?