Илья Желтяков и Настя Полухина — питерские режиссеры и предприниматели.
В 2020 году Илья и Настя купили избу в лесу за 300 км от Питера. Там живут вепсы — малочисленный народ — без многих благ цивилизации. Сначала супруги приезжали в эти глухие места отдохнуть, а потом создали клуб авторских путешествий «Лес и Ветер». Теперь они возят в эти края всех желающих окунуться в деревенский быт и познакомиться с вепсами поближе.
Как живут люди в вепсских деревнях и много ли удается заработать на таком бизнесе, Илья Желтяков рассказал в статье.
Коротко о бизнесе
Мы режиссеры с опытом в бизнесе
Мы с Настей — режиссеры. Настя долгое время была вторым режиссером в игровых проектах: полнометражных картинах и сериалах. А я все время снимаю авторское документальное кино. Например, сейчас работаю над фильмом «Последний теплоход» про жителей Кольского полуострова, куда можно добраться только вертолетом или по воде. Раньше снимал картины про коммуну анархистов, которая живет в лесах, и про вулканологов на Камчатке.
Мое первое образование — финансовый менеджмент. Я восемь лет работал в банковских структурах, поэтому понимаю, как учитывать деньги. Эти знания помогли нам с Настей открыть в Санкт-Петербурге хостелы «Петя и Волк». У нас было два больших хостела на 80 человек каждый. В 2020 году, через четыре года с открытия, мы продали их, потому что бизнес нам наскучил и превратился в рутину.
Прибыль от путешествий к вепсам — до 400 000 ₽ в месяц
В 2020 году мы решили организовать клуб авторских путешествий «Лес и Ветер». Проводим путешествия в далекие уголки России: на Кольский полуостров и в вепсские деревни, которые находятся между Ладожским и Онежским озерами.
Дальше буду рассказывать только о путешествии по вепсскому краю.
Поездки в вепсские деревни проходят так: встречаем гостей у Московского вокзала в Санкт-Петербурге и везем в глухую деревню, где сейчас кроме нашего всего один жилой дом. Там наши гости забывают о городе и погружаются в мир, культуру и быт вепсского народа.
Вепсы — малочисленный народ финно-угорской языковой группы. Традиционно проживали в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России. Насколько мне известно, в России осталось всего 5936 вепсов. У них свой язык. А еще они одновременно христиане и язычники: ходят в церковь и при этом делают подношения лесным и водным хозяевам.
Наши путешествия — камерные. Мы не берем больше восьми человек, иначе получается уже маленькая толпа, где все мешают друг другу. Сами поездки организуем раз в неделю круглый год.
Кроме групповых туров проводим еще поездки по индивидуальным запросам. Недавно организовали 4-дневную поездку для группы из шести фотографов. Им нужно было забраться подальше в лес, чтобы поснимать нетронутую природу. Мы получили с такой поездки 128 000 ₽ прибыли.
У клуба маленькие обороты по сравнению с крупным туристическим бизнесом — 1 200 000 ₽ в месяц, из них прибыль — в среднем 400 000 ₽. Но мы не только туристический проект. Нам важно, чтобы то, чем мы занимаемся, было про наше мировоззрение.
У нас есть миссия, которую сами себе придумали: мы хотим сохранять и развивать вепсские деревни. Для этого, например, даем работу местным жителям. С нами работают от 20 до 30 жителей далеких вепсских деревень, количество зависит от путешествия. Одни вместе с нами проводят экскурсии, другие помогают на переправах, третьи готовят для гостей. Суммарно мы платим им около 260 000 ₽ раз в месяц.
Я расскажу, с чего начался наш необычный бизнес и как мы на нем зарабатываем.
Для съемок искали деревню без следов цивилизации и так узнали о вепсах
Впервые мы попали в вепсскую деревню в 2013 году. Мы тогда снимали Настин короткометражный игровой фильм по Андрею Платонову «Железная старуха». Для съемок нужна была деревня без следов цивилизации: пластиковых окон, спутниковых тарелок. Мы нашли такое место на Онежском озере, за 300 км от Санкт-Петербурга — в деревне Гимреке. Поснимали и уехали.
Через пять лет Настя начала заниматься документальными фильмами. Для съемок одного из них ей нужна была бабушка, которая живет в домике желательно где-нибудь на окраине деревни. И мы вспомнили про эти места. Но в той деревне таких бабушек уже не осталось. Мы знали старосту Гимреки и попросили его помочь, он предложил съездить в более далекие деревни. Мы объехали несколько и в деревне Лашково нашли бабушку, которую искали. Сняли эпизод для фильма и уехали.
Вепсский лес — совершенно удивительный, он запал нам в душу. Там жизнь замерла будто 200 лет назад. Старинные избы, туманные холмы, деревянные храмы, заброшенные маяки. Коровы ходят на прогулку — как будто из картинок русской деревни. Скорее из детства твоей бабушки, чем из твоего.
Люди в вепсском краю живут совершенно иначе, чем мы — горожане. Они все друг друга знают и чтут старые традиции. Например, в каждой деревне обязательно есть знахарь.
Я думаю, они сохранили свою самость и культурную идентичность благодаря оторванности от железных дорог и автомобильных трасс. Там не окажешься проездом. Чтобы попасть в такую деревню, нужно забраться в глубь леса и не бояться убить машину на грунтовке, ямах и колдобинах. Отъезжаешь 300 км от города — и попадаешь в другой мир.
Мы влюбились в эти места и стали приезжать туда отдохнуть время от времени.
Как увеличивать продажи и растить лояльность клиентов
Выкупили избу и участок за 800 000 ₽ и запустили клуб авторских путешествий
В первую волну пандемии из-за ковида мы сидели, запершись на даче, и думали, чем бы нам заняться. Снова вспомнили про это место, где мы любим бывать, которое нас поражает и впечатляет. Поняли, что хотим не просто ездить туда в отпуск, а купить свой дом. И задумались: раз это важно для нас, вдруг это будет интересно кому-то еще?
Идея была не просто открыть турфирму и заработать денег, а создать такой проект, который помог бы поддержать вепсские деревни и показать их миру. Ключевыми в наших путешествиях сразу были встречи с людьми, которые там живут.
Никто из нас не делал ставку на то, что мы начнем строить новый бизнес и взлетим. Мы думали, что попробуем. Если пойдет — хорошо. Если нет — придумаем что-то еще. Мы легкие на такие решения. Так что думали, что, если путешествия не получатся, у нас просто останется там дом, в который будем приезжать с семьей.
Мы сразу решили не строить новых зданий, а влиться в среду. С февраля 2020 года присматривали дом в тех местах. От местной старосты узнали, что продается дом в деревне Средней, где мы жили во время последних съемок. Посмотрели дом, и он нам понравился: настоящая старинная изба с русской печкой-лежанкой, да еще и на вершине горы, над долиной реки Ояти!
Сначала взяли дом в аренду за 15 000 ₽ в месяц, а через три месяца выкупили вместе с участком земли за 800 000 ₽ — такую цену назвали хозяева. Домом владела семья вепсов, сейчас они работают вместе с нами в клубе путешествий.
В ремонт и реконструкцию избы вложили 2 000 000 ₽
Мы купили избу и стали осматриваться. Самым дорогим на старте вышел ремонт — он обошелся нам в 1 200 000 ₽. Подняли, выровняли дом и отремонтировали его. Провели внутрь воду. Сделали туалет. Вкалывали там три месяца с молотками, шуруповертами, валиками в руках.
Дополнительно утеплили сеновал и переоборудовали его под комнаты для гостей. Прорубили двери, окна, сделали наличники, полы, все ошкурили, вывезли сено и навоз — и получились жилые комнаты. Это мы делали вместе с местными мужиками.
Внутри изба была обустроена старыми советскими вещами, а нам хотелось воссоздать все, как было в год постройки, — мы думаем, что это было в 1900 году.
Все, что внутри избы, сделали с Настей своими руками. Я сам реставрировал мебель и столешницы. Находили в заброшенных избушках мебель, например стол на одной ножке. Через старосту связывались с теми, кому раньше принадлежал дом. Если они разрешали, брали эту мебель себе и восстанавливали.
Чтобы найти нужные предметы интерьера, мы провели этнографическую экспедицию. Для этого ездили по деревням и знакомились с бабушками. Расклеивали объявления на домах культуры, библиотеках и сельпо. Писали в них, что приехали из города, восстанавливаем старинную избу и с сердечной радостью купили бы лоскутные одеяла, старинные кровати, другую мебель и предметы интерьера.
Люди звонили, приносили, продавали то, что у них сохранилось. Кто-то просил 1000 ₽ за напольную дорожку ручной работы. Я понимал: отвезешь ее в Санкт-Петербург — и там она будет стоить 8000 ₽. Поэтому мы часто давали больше денег, чем просили деревенские. Например, не 1000 ₽, а 3000 ₽.
Жители не просто продавали предметы, но и попутно рассказывали о своей жизни: как родились, ходили в школу, в армию, женились. Мы получали колоссальное удовольствие, пока колесили по деревням и узнавали о жизни местных.
«Покрывало еще наша бабушка делала, ему где-то 150 лет»
Моя любимая история: однажды нам по объявлению позвонила женщина и сказала, что у нее есть лоскутное покрывало и старинная кровать. Мы приехали, нас встретили две бабушки-сестрицы. Они вынесли в комнату потрясающей красоты лоскутное покрывало. Говорят: «Это еще наша бабушка делала, ему где-то 150 лет!» Понятно, что покрывало починяла их мать и они сами, но это прекрасная вещь и семейная реликвия. Мы даже удивились, что они готовы его продать. А они произнесли фразу, которая хорошо говорит о вепсах и мире, который там существует: «Мы прочитали ваше объявление и подумали, что вам-то, наверное, нужнее». И продали нам покрывало за 3000 ₽.
Всего на покупку и переоборудование избы мы потратили больше 2 000 000 ₽. Из этой суммы 800 000 ₽ были наши накопления, заработанные на кино. Еще 1 200 000 ₽ нам с долгосрочным возвратом дал один из членов семьи.
Затраты на открытие бизнеса — поездок по вепсским деревням, 2020 год
Машины ломаются, мосты смывает паводком, но гости довольны
Первое путешествие у нас прошло 27 августа 2020 года. Тогда мы еще даже не успели доделать туалет. Это сейчас он у нас теплый, с канализацией и смывом. Садишься, а перед тобой окно с видом на долину реки Ояти! А когда начинали, ничего этого не было, в дом еще даже воду не провели.
Первая поездка была провальной с точки зрения бизнеса: приехали всего два человека. Это мало: чтобы выйти в ноль по затратам на одно путешествие, нужно, чтобы приехало хотя бы четыре человека. Зато один из двух этих гостей, Костя, потом два раза приезжал к нам в вепсский лес, один раз — на Кольский полуостров, а еще разрабатывал со мной маршрут по заброшенным деревням. Мы очень подружились.
Клуб стал рентабельным со второго месяца работы, с сентября 2020 года.
Как я сейчас понимаю, мы случайно вышли в «голубой океан». Наши путешествия попадают в категорию «Приключенческий туризм» — это вид нишевого туризма, который предполагает путешествия с определенной степенью риска. Например, восхождения в горы.
Мы решили организовывать путешествия туда, куда никто больше не предлагает. Мы ездим по глухим уголкам, и временами это приводит к сложностям. Если у тебя сломалась машина под Питером, ты всегда можешь позвонить друзьям или в десятки сервисов. Если у тебя сломалась машина в вепсском лесу, ты попал в, мягко говоря, сложную ситуацию.
Путешествие обошлось мне в три раза дороже, чем гости за него заплатили
Однажды зимой наша машина сломалась посреди леса. А связь там нестабильная, но одна из гостей чудом смогла мне дозвониться. Мне пришлось нанять две машины в соседних деревнях, чтобы эвакуировать людей из леса и отправить дальше по маршруту. А самому отвезти сломанную машину до ближайшего города — за 150 км, потому что только там можно было купить нужную деталь. В итоге это путешествие обошлось мне в три раза дороже, чем гости за него заплатили.
К счастью, путешественники, которые ищут авторские туры в глухие уголки, готовы к тому, что все может пойти не по плану. Как-то мы с гостями должны были пересечь реку по мосту, а оказалось, что его смыло паводком. И формально это могло бы привести к выплатам с нашей стороны.
Перед поездкой мы подписываем с гостями договор, и там четко прописано: предлагаем такую-то программу, и если что-то идет не по плану, мы это компенсируем. Но мы еще ни разу не столкнулись с негативом или требованием компенсаций. Для наших путешественников все эти нарушения в программе — лучший поворот. Мост унесло? Кайф, значит, едем через другую деревню на тракторе!
Бизнес оказался сезонным, поэтому изменили длительность путешествий
На старте работы столкнулись с тем, что наш бизнес — сезонный. В 2020 году мы «провисли» с ноября по март. В феврале, например, было всего одно путешествие вместо четырех.
Мы думали, что делать с сезонностью, и поняли, что все упирается в количество дней на поездку. Сначала предлагали путешествия только на пять дней, рассчитывали так: три рабочих дня плюс два выходных. Летом такой подход отлично работал. Как мы поняли, наши гости и так планировали отпуск, поэтому дополнительные три дня не становились проблемой. В холодные сезоны отпусков меньше, и, чтобы уехать с нами, надо было брать отгулы или еще как-то договариваться на работе. А это уже гораздо сложнее, чем запланированный отпуск.
Мы придумали простой выход. С конца осени по весну проводим поездку на три дня, получается, нужно отпроситься только с пятницы, что проще. Проблему удалось решить. Сейчас только август, а у нас уже забронированы все поездки до конца ноября.
Ориентировались на мужчин из Питера, а поехали девушки из Москвы
В начале мне очень помог с советами Николай Хоруженко — руководитель Странника, одной из крупнейших в России компаний по приключенческому туризму. У Николая опыт работы больше 10 лет, он занимается организацией путешествий от Южного до Северного полюса.
Во время ковида Николай открыл онлайн-школу. Я случайно увидел ее в интернете и купил обучение. Для меня оно оказалось суперэффективным: я узнал, как работает приключенческий туризм — от бухгалтерии до юридических тонкостей.
На этапе замысла поездок по вепсским деревням мы думали, что делаем путешествие для петербуржцев. Москвичей не рассматривали: думали, будет неудобно ехать из Москвы в Санкт-Петербург, а потом еще за 300 км в лес — это дополнительные деньги и время.
Николай, когда узнал нашу программу, сразу сказал: ваш клиент — гости из Москвы. Мы решили это проверить и сделали точкой сбора гостей Московский вокзал в Питере. Гипотеза сработала: на август 2022 года 87% наших гостей — москвичи.
Еще одна подсказка от Николая — с целевой аудиторией. Николай сразу сказал настраивать таргет на девушек, потому что по статистике девушки путешествуют гораздо чаще мужчин, особенно в приключенческом туризме. Это тоже оказалось правдой. На конец лета 92% наших гостей — женщины.
Сначала сервисы бронирования не хотели с нами работать, а теперь просятся в партнеры
Еще до запуска бизнеса я думал, где буду искать клиентов. Николай Хоруженко, мой наставник из фирмы «Странник», посоветовал продвигаться через сервисы бронирования.
По совету Николая в 2020 году я связался с несколькими агрегаторами путешествий. Но все, кроме YouTravel.me, отказались с нами работать: сказали, что мы слишком недавно открылись и еще маленькие. Например, одна из платформ хотела получать от нас доход не менее 50 000 ₽ с каждого путешествия. На тот момент это было невозможно.
На YouTravel.me зарегистрировались бесплатно. Они работают с гидами, я как гид им написал, и меня тут же подключили к системе.
YouTravel.me берет с нас комиссию за каждого путешественника. Работает это так:
- Путешественник заходит на сайт площадки в поисках тура.
- Бронирует тур, что понравился, например наш. Для этого вносит предоплату 50%. В случае с вепсскими деревнями половина стоимости — 15 000 ₽.
- В момент оплаты площадка списывает свою комиссию — 15% от полной стоимости тура. Пятидневный тур стоит 30 000 ₽, так что комиссия — это 7500 ₽.
- Остальные деньги получаем мы как организаторы путешествия. Часть переводится на счет — как раз остаток из предоплаты, и остальное уже в день приезда путешественника в место сбора.
Еще одна площадка, где нас можно найти, — это Cтранник, он тоже разместил наш тур, и мы этому очень рады. Как именно мы договорились, не могу рассказать, потому что делали это на дружеских условиях.
Первые клиенты приходили к нам через две эти площадки — YouTravel.me и Странник, это запустило сарафанное радио. В конце 2020 года мы наняли маркетолога и SMM-специалиста, они помогают нам с соцсетями. На август 2022 года 95% клиентов приходят именно из соцсетей.
Мне забавно вот что: агрегаторы путешествий, которые на старте отказались с нами работать, сейчас сами выходят с предложениями сотрудничества. Но мы отказываем, потому что закрываем набор гостей своими силами. Вот такая история.
Запускаем новые путешествия, наш план — оборот 40 000 000 ₽ в 2024 году
Я вижу, что наш проект — поездки по глухим местам — пользуется спросом. И мы хотели бы развиваться дальше и постепенно увеличивать оборот и прибыль. Для этого хотим запустить больше маршрутов.
Вот что мы уже сделали или сделаем к 2023 и 2024 году:
Купили дом в соседней деревне Лаврово. Сейчас мы его ремонтируем. К ноябрю дом сможет принимать гостей, и мы планируем поездки туда.
Готовимся к открытию арт-резиденции. Мы получили грант от Президентского фонда культурных инициатив — 700 000 ₽. Вложим еще 2 000 000 ₽ и сможем запуститься.
План на арт-резиденцию такой: мы поделим ее между художниками и своими гостями. Художники, писатели, фотографы, режиссеры, медиаперформеры и другие творцы будут делать свою работу с ноября по декабрь 2022 года. А уже в 2023 году в резиденцию смогут приехать любые гости. Такой график укладывается в требования гранта и наши планы по развитию клуба.
Подыскиваем еще один дом, в глухой деревне — в 60 км вглубь леса. Хотим купить и восстановить его, а затем возить туда гостей и создадим новый маршрут.
Зимой запустим путешествия по заброшенным вепсским деревням на снегоступах. Куда невозможно добраться на машине, проедем по снегу.
Хотим делать путешествия и в деревни северных вепсов. Купить двухэтажный дом на Онежском озере и развивать это направление. Там тоже много интересного.
Пока мы рассчитываем, что все эти инициативы помогут нам увеличить оборот до 40 000 000 ₽ и прибыль до 12 000 000 ₽ в год.
Добрый день! Я тоже купила заброшенную усадьбу в Тверской области — дом 1890 года постройки, очень красивый. Уже два года своими руками привожу его в порядок и вожу туда туристов из Москвы как туроператор (у меня компания-туроператор «Русский путешественник» — авторские туры по России. Люди очень любят путешествия в деревню, и очень любят праздники, которые я организовываю в деревне — Ночь на Ивана Купала, Осенины, и другие мероприятия. Приезжайте, всех жду в гости в «ЗаПоведной усадьбе» (за рекой Поведью. С уважением, Алина Ольшанская