Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как франшизы отбирают своих новых партнеров


Почему молоко в супермаркете может купить любой человек, а вот бизнес по франшизе нет? Почему будущие франчайзи-партнеры проходят отбор посерьезней, чем собеседование при устройстве на работу? Каких именно предпринимателей обычно принимают в сеть?

Сегодня открытие бизнеса по франшизе становится все популярнее. Многие предприниматели выбирают путь покупки успешной франшизы. Однако не всем открываются двери в эффективную и прибыльную сеть. Расскажем, как отбираются партнеры и почему этап отбора — это признак качественной франшизы. Разбираемся с этими вопросами с экспертом международной франчайзинговой сети автосервисов FIT SERVICE — Дмитрием Бабаевым, руководителем направления развития франшизы.

Почему во франчайзинге важно отбирать партнеров, а не продавать всем

Все дело в самой модели бизнеса по франшизы. Компания, владеющая франшизой, фактически становится соучредителем нового бизнеса. Например, в сети FIT SERVICE мы вкладываем массу ресурсов в открытие новой точки, на нового партнера работает несколько департаментов: маркетинг, HR, отдел открытия, отдел сопровождения. Если переводить это на язык денег, то при запуске бизнеса тратит средства не только партнер, но и франчайзер.

Поэтому для себя мы давно решили, что мы не продаем франшизу, а ищем партнёров для сети. Отношения в компании между франчайзером и франчайзи строятся по модели win-win, то есть на условиях взаимовыгодного партнерства.

Так выглядит заявка на франшизу. Все кажется просто, но не совсем

Если отсеивать желающих открыть бизнес, то уменьшается прибыль

Если речь идет о качественной франшизе, которая имеет долгосрочную стратегию развития, то зарабатывает она не столько на паушальном взносе и роялти, сколько на росте бизнеса. То есть развитие бизнеса партнера, стремление увеличить прибыль конкретной точки должно лежать в основе отношений.

Тогда для франчайзера тщательный отбор партнеров становится гораздо важнее быстрой и массовой продажи своей франшизы. Например, в нашей сети в среднем из 100 заявок на франшизу, только одна доходит до финала. Это всего 1% от общего числа.

Как устроен процесс отбора «своего» партнера

Мы рассматриваем несколько вариантов партнерств: действующие СТО и открытия с нуля. Если к нам обращается предприниматель, у которого нет СТО, он выбрал нас среди других франшиз, то проводится первичное общение с менеджером отдела продаж. Собирается основная информация о будущем партнере, его ожиданиях и целях, бюджете проекта. Далее уже мы презентуем франшизу, все финансовые показатели, объясняем все шаги, которые предстоит пройти до открытия станции.

Важно не только проговорить информацию на онлайн-встрече, но передать сформулированные данные для детального и подробного ознакомления. То есть первый этап — это взаимное знакомство и информирование. Таких встреч, как правило, проходит несколько. Возникают дополнительные вопросы и уточнения у каждой из сторон. Мы должны решить их все, чтобы продолжать движение с полным понимаем и прозрачностью. Все онлайн-встречи обязательно записываются, чтобы каждый участник мог пересмотреть диалог.

Если на первом, самом объемном и длительном, этапе все проходит гладко, то мы готовим предложения по существующим помещениями для будущей точки или рассматриваем тот вариант, что предложил потенциальный партнер. Это важный этап. Ведь от наличия помещения и от того где и какое оно зависит успех всего будущего бизнеса. Иногда процесс может застревать на этапе помещения. Если нет подходящего, партнер может должно искать и ждать подходящего.

Следующий этап: собеседование с руководителем отдела продаж франчайзинговой сети. Он общается с потенциальным партнером, задает ему ключевые вопросы, объясняет детали будущего взаимодействия. Если собеседование проходит успешно, то мы готовим подробный бизнес-план. В плане учитываются все реальные исходные данные будущего автосервиса в конкретном городе и помещении.

Далее обсуждение бизнес-плана, корректировки, доработки и утверждение. Проводится собеседование уже со мной или директором сети FIT SERVICE. Только на этом этапе принимается окончательное решение о вхождении нового партнера в сеть. На любом из предыдущих этапов мы можем отказать потенциальному партнеру.

Примерный перечень вопросов на собеседованиях
ВопросКак оценивается ответМожет ли стать причиной отказа
Почему выбрал именно франшизу?
Здесь мы понимаем, правильно ли потенциальный партнер понимает, что такое франшиза. Что данная модель дает предпринимателю, осознанный ли это выбор.
Да
Какие франшизы рассматривал и почему выбрал нашу?
Это снова про осознанный выбор и целеустремленность.
Да
Каков бюджет проекта: сколько собственных средств, сколько будет привлекать?
От ответа зависит успешность бизнес-модели и возможность реализации в целом.
Да
Есть ли действующий бизнес, предпринимательский опыт?
От ответа будет зависеть стратегия дальнейшего взаимодействия.
Нет
Какую доходность автосервиса вы ожидаете?
Здесь нам важно, чтобы у человека совпадало ожидание и реальность.
Да
Готовы ли вкладывать ресурсы в развитие бизнеса?
Управляющая компания вкладывает ресурсы в глобальное развитие бренда, а партнер должен вкладывать свои в локальное развитие. Об этом важно договариваться «на берегу».
Да
Кто будет управлять бизнесом? В какие процессы будет вникать собственник?
Мы допускаем управление бизнесом наемным менеджером. От ответа будет также зависеть дальнейшие коммуникации.
Нет

Это лишь часть вопросов. Всего их более 25. Схема отбора и сами вопросы непрерывно меняются и дорабатываются. Учитывается положительный и негативный опыт взаимодействия, а также изменения в стратегии развития компании. Кроме того, на каждом этапе сам потенциальный партнер задает множество вопросов и больше узнает о бизнесе. Оценка идет с двух сторон. Это правильно  — партнеры должны знать друг друга.

Какие сроки от заявки до открытия нового автосервиса

Все зависит от того, какой именно партнер присоединяется к сети. Если новую точку открывает действующий партнер FIT SERVICE, то есть у него уже есть один автосервис, и он запускает второй, то весь запуск бизнеса может пройти за 3-4 недели.

Если это предприниматель, у которого не было СТО, то будет оформляться новое юрлицо, Сроки здесь во многом будут зависеть от поиска помещения. Если оно уже есть и все этапы знакомства и отбора проходят без задержек, то можно запустить бизнес за 2-3 месяца.

Открытие небольшой станции на 3 поста проходит менее чем за месяц
Открытие крупной станции с нуля проходит за несколько месяцев

Почему франчайзер можете отказать партнеру

Причины бывают самые разные. Возможно, что у кандидата недостаточно первоначальных средств для открытия бизнеса или он привлекает кредитные средства. А в настоящих условиях кредит на бизнес — это дорогие деньги. Поэтому, в случае кредита, бизнес-модель уже менее успешная. А нам нужна только прибыльная точка.

Иногда обращаются предприниматели из города, где у нас уже много точек. А одно из наших правил — не открывать точки в радиусе одного км.

Некоторые предприниматели слишком оторваны от реальности и приходят с завышенными ожиданиями: вложу деньги, а сам уеду на Бали, все будет работать само.

Нам крайне важно, чтобы партнер был заряжен на успех, был готов вовлекаться в бизнес, хотел работать и развиваться в нашей нише. Если точка закрывается через полгода, для нас это ощутимый убыток. Отбор позволяет минимизировать такие риски.

Те, кто действительно хочет запустить свой бизнес, не столкнется со сложностями ни на одном из этапов

Какие критерии не являются определяющими

Существует мнение, что успешный бизнес по франшизе может запустить только опытный предприниматель. Это не совсем верно. Безусловно, опыт в бизнесе будет плюсом, но франшиза — это готовая отточенная годами и различными кризисами бизнес-модель, которая показала свою эффективность в сотне городов, на трехста точках. Поэтому франчайзинговую точку может открыть и предприниматель-новичок. Однако, важно сообщить о своем опыте или его отсутствии на первой встрече с франчайзером. Честность и открытость — главный принцип любых успешных и долгосрочных отношений.

Еще один стереотип — нет полной суммы на покупку франшизы, даже не пытайся начать. В нашей компании есть различные инструменты и идеи по привлечению недостающей суммы, по снижению первоначальных затрат. Некоторые из наших партнеров привлекали средства господдержки для запуска бизнеса. Поэтому попробовать все же стоит.

Следующий миф — женщине не место в автобизнесе. Совершенно устаревшее утверждение, но оно, к сожалению, все еще живет. В реальности, за последние несколько лет женщин-предпринимателей, которые открыли автосервис с нами стало больше. Прекрасные девушки наравне с мужчинами добиваются выдающихся результатов в бизнесе. Например, владелица самой большой, флагманской станции FIT SERVICE в Москве — женщина. На её результаты равняются многие владельцы других точек.

Главный совет для тех, кто хочет купить франшизу

Всегда тщательно изучайте предложение по франшизе и трезво оценивайте свои возможности. К открытию бизнесу нужно подходить без эмоций, с холодной головой и точным расчетом. Но при этом незнание какого-то нюанса в бизнесе не должно останавливать. Со многими аспектами поможет разобраться франчайзер. Когда между этими составляющими: желанием и возможностями, будет некий баланс — действуйте!

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Дмитрий Бабаев
Дмитрий Бабаев

А какой вопрос вы считаете важно задавать потенциальному франчайзи-партнеру? Напишите в комментариях.


Больше по теме

Как выбрать формат бизнеса и не прогореть: советы и тренды 2024

Насколько актуален формат франшиз в 2024 году, как сделать выбор между развитием собственного бренда и работой под чужим товарным знаком, на что ориентироваться при подборе конкретной франшизы и какие тренды направления актуальны в этом году

Новости