Создание франчайзинговой сети — сложный процесс, который требует тщательной подготовки и продуманной стратегии. Александр Назаров, лидер направления франчайзинга сети ресторанов японской и азиатской кухни MYBOX, поделился советами для предпринимателей, которые бы хотели масштабировать свой бизнес по этой модели.
Виды франшиз
Можно выделить 3 основных типа брендов, которые используют формат франшизы как способ продвижения:
- Компании, для которых франчайзинг является основным видом деятельности. Их главная цель — создание привлекательного предложения для инвесторов. Однако за этим может скрываться слаборазвитая бизнес-модель, акцент на лидогенерацию и получение паушальных взносов. При этом чаще всего для таких компаний долговечность партнёрства с франчайзи не является приоритетом.
- Бренды с сильным маркетингом, которые параллельно развивают свой продукт через активный PR и продвижение, но также рассматривают возможность развития франчайзинговой модели. У таких компаний уже более проработанная бизнес-модель, которая более устойчива для партнеров-франчайзи.
- Компании с большой корпоративной сетью, работающие на рынке несколько лет и сосредоточенные исключительно на собственном продукте и бизнес-модели. Такие компании часто достигают максимального уровня перфекционизма в своём бизнесе, и текущий объём подталкивает собственников и акционеров к внедрению франчайзинга и дальнейшему масштабированию с помощью партнеров.
Бренды делают выбор в пользу франчайзинговой системы, так как она дает возможность быстро расширять присутствие на рынке с минимальными рисками для материнской компании. Однако не каждый бизнес способен запустить собственную сеть — начинающие франчайзеры часто застревают в процессе продажи франшиз или же в цикле борьбы за их реализацию. Если вы рассматриваете возможность создания франчайзинговой сети, 5 простых рекомендаций помогут вам начать масштабировать ваш бизнес.
Определите целевую аудиторию
Первый шаг на пути к успешной франчайзинговой сети — чёткое понимание, кто будет вашим партнёром. Важно не только иметь представление о демографических характеристиках (возраст, пол, уровень дохода), но и понимать профессиональные навыки, бизнес-опыт и мотивацию к открытию франшизы. Потенциальный партнер должен разделять ценности компании и быть ее единомышленником — это позволит избежать недопониманий. При этом будет проще разрабатывать маркетинговые и рекламные материалы — они будут направлены на привлечение именно тех людей, которые смогут успешно работать по вашей франшизе.
В случае нашей компании, условия для входа в бизнес достаточно лояльны, так как он операционно легче ресторанов полного цикла. В начале франчайзингового пути для первой инвестиции необходимо было 3-4 миллиона на ресторан или 2-2,5 млн для его микроформата. Сейчас чаще всего франчайзи становятся действующие сотрудники общепита, офисные работники или просто люди, которые хотели попробовать себя в HoReCa.
Тем не менее помимо наличия свободного капитала и портрета целевой аудитории, важна готовность обучаться и самостоятельно управлять бизнесом. Мы не рассматриваем партнёров как дивидендную модель с передачей управления иным лицам. Необходимо, чтобы человек сам занимался бизнесом и управлял им, при этом сохраняя позицию инвестора и директора. Сейчас наша целевая аудитория — бывшие линейные сотрудники бренда, которые вышли в предпринимательскую позицию, или же гости, соприкоснувшиеся с брендом и решившие запустить бизнес с любимой компанией.
Выберите локацию
Определите, какие регионы или города наиболее перспективны для открытия новых точек, — анализ поможет выявить рынки с наибольшим потенциалом для роста и минимизировать риски неудач. Планирование должно включать несколько этапов: в краткосрочной перспективе (до одного года) стоит сконцентрироваться на регионах, где бизнес уже имеет определённое присутствие или где есть высокий спрос на предлагаемые товары или услуги. Среднесрочная перспектива (от одного до трёх лет) может включать расширение в соседние регионы или города с аналогичным демографическим профилем. Планирование на срок до пяти лет должно охватывать масштабное расширение на национальном уровне, учитывая накопленный опыт и рыночные тенденции.
Для новичков стоит рассматривать ближайшие города к действующей сети и масштабироваться рядом с ореолом ее расположения. Такой путь — самый безопасный, так как в таких местах есть доверие к компании. Как держатели бренда, при запуске франшизы мы предъявляли к потенциальному партнеру более низкие требования, чем сейчас — в то время мы хотели протестировать модель развития при высоком темпе. Сейчас, на более зрелой стадии, мы тщательно подходим к подбору франчайзи и, как следствие, возможной локации. Как большая сеть, мы принимаем во внимание и репутационные риски — “закрытие” города или “выход” из него для нас нежелателен. В связи с этим фокус сменился с быстрого роста на более качественное и интенсивное развитие.
Соберите команду
Для успешного старта франчайзинговой сети необходимо собрать профессионалов, которые будут сопровождать и поддерживать ваших партнёров. На начальном этапе важно включить в коллектив лидера направления, операционного менеджера, маркетолога и менеджера по сопровождению. Специалисты возьмут под контроль стратегическое развитие франшизы — операционные процессы, поддержание стандартов качества, привлечение новых партнеров. В дополнение к этому, стартап-команда, состоящая из экспертов по обучению, будет готовить новых партнёров по всей стране, помогая им быстро интегрироваться в бизнес.
Мы всегда делаем выбор в пользу подхода win-win, когда достигается самый оптимальный вариант развития событий как со стороны держателя бренда, так и партнёра франчайзи. В первую очередь, для запуска мы рассматривали сотрудников с гибким подходом, которые смогут работать с внешним контрагентом. Потенциальный партнёр не так близко знаком с брендом, и у него есть свой опыт, характер и видение бизнеса. Более того, развивающие франшизу сотрудники с предпринимательским опытом или умением вести собственный бизнес смогут найти общий язык с франчайзи и понимать его боли, сложности. В этом случае легко достигаются компромиссы и масштабирование происходит намного проще.
Оцифруйте свой бизнес
Цифровизация является ключевым элементом современного бизнеса, и франчайзинг не исключение. Внедрение системы контроля качественных показателей позволит отслеживать важные метрики, такие как аудит точек франшизы, жалобы от клиентов, скорость доставки и процент проблемных заказов. Такие системы помогут поддерживать высокий уровень обслуживания и оперативно реагировать на возникающие проблемы. Кроме того, онлайн-платформа для обучения партнёров и персонала облегчит процесс адаптации и повысит эффективность работы на местах. Обучение в онлайн-формате даст возможность партнёрам и их сотрудникам получить необходимые знания и навыки в удобное для них время, что особенно важно в условиях высокой занятости.
В первую очередь необходимо оцифровать всю базу знаний, которая есть в компании, — регламенты, рецептуры и прочее. Мы пользуемся сторонним сервисом, и каждый партнёр из любой точки мира в любое время может зайти, посмотреть текущую документацию. Следующая необходимая вещь для держателя бренда — единая система коммуникации и постановки задач, где можно было бы общаться, а также вести управленческий учёт.
Также стоит иметь цифровой продукт, где можно было бы следить за всей аналитикой: в нашем случае, показателями по выручке, среднему чеку, скорости доставки и проценту проблемных заказов. При этом у нас используется отдельная платформа, в которой мы занимаемся аудитом проверки ресторанов с точки зрения гигиены, вкуса. Существует и отдельное приложение для сбора и обработки жалоб — обращения “стекаются” в единую платформу со всех источников: от агрегаторов до кол-центра.
Настройте управленческий учет у партнеров-франчайзи
Предоставьте вашим партнерам готовый продукт для отслеживания финансовых и экономических показателей — это особенно важно для франчайзи без опыта в финансах и бухгалтерии. Инструменты для мониторинга показателей помогут лучше понимать состояние своего бизнеса, принимать обоснованные решения и добиваться поставленных целей. Таким образом, даже не обладая специальными знаниями, франчайзи смогут контролировать доходы и расходы, анализировать прибыльность и планировать дальнейшее развитие бизнеса.
Когда партнер начинает с одной локации, он может нанять бухгалтера или сам вести учёт. Мы, конечно же, рекомендуем полностью отслеживать все процессы и контролировать как Food Cost, так и Unit Cost самостоятельно. Многие, даже имея небольшую сеть заведений, пренебрегают этим, однако с точки зрения стабильности и устойчивости бизнеса — это “гигиена”, которую необходимо поддерживать. Оценка эффективности бизнеса позволяет франчайзи правильно распределять свои доходы и расходы, не попадать в “кассовый разрыв” и со временем масштабироваться дальше.
Как видите, запуск франчайзинговой сети требует тщательного планирования и системного подхода. Тем не менее следуя этим советам, вы сможете создать прочную основу для развития вашего бизнеса и обеспечить долгосрочный рост в перспективе как для себя, так и для партнеров.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Был ли у вас или ваших знакомых опыт запуска бизнеса по франшизе? Расскажите о нем.