Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Почему нельзя избыточно верить в свой продукт


Топ-менеджер онлайн-кинотеатра рассказал, как можно прогореть, слишком веря в успех, как относиться к неудачам и тестировать фичи


Эту статью написал участник сообщества

Алексей Арефьев

Алексей Арефьев

Директор по развитию продукта и технологий KION

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Топ-менеджер онлайн-кинотеатра рассказал, как можно прогореть, слишком веря в успех, как относиться к неудачам и тестировать фичи


Эту статью написал участник сообщества

Алексей Арефьев

Алексей Арефьев

Директор по развитию продукта и технологий KION

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Мотивационные спикеры, коучи и бизнес-тренеры учат, что вера в себя и свое дело — основа успешного бизнеса. Однако опыт реальных компаний доказывает, что чрезмерная уверенность в продукте может его погубить. Директор по развитию продукта и технологий онлайн-кинотеатра KION Алексей Арефьев рассказывает, почему избыточная приверженность своим идеям и решениям может быть губительной для бизнеса.

Потенциальные риски

В любой команде находятся самые разные люди, в том числе те, кто готов стоять горой за свои идеи, даже если они нежизнеспособны, убыточны или вредны для продукта. Речь идет не только о владельцах продуктов или основателях стартапов, но и о продуктовых менеджерах и их фичах, маркетологах и их рекламных кампаниях, дизайнерах и их прототипах — список можно продолжать бесконечно.

Но чрезмерная вера в продукт, фичу или идею может закончиться полным провалом. Эффективное управление продуктом и его развитием неразрывно связано с постоянным поиском ответов на ключевой вопрос: «Как максимально дешево и быстро проверить идею?» Чем сильнее вы «прилипаете» к той или иной идее, чем сильнее фиксируетесь на ней, тем выше потенциальные риски и страшнее потери.

Реальных примеров продуктов, прогоревших из-за чрезмерной самоуверенности их владельцев, — миллионы. Чего стоит только заезженная статистика венчурного рынка, согласно которой 9 из 10 стартапов проваливаются.

Люди сильно поверили в свою идею, попробовали реализовать ее несколько раз, но проект не взлетел. За этой короткой фразой — невероятное количество потраченной энергии тысяч основателей стартапов. Поэтому так важно быть гибким, уметь отказываться от собственных неудачных решений, постоянно проверять свои гипотезы и думать, как выстроить процессы, чтобы минимизировать потери.

Неудачи — это нормально. Важно правильно к ним относиться: извлекать уроки и знания, а затем отпускать

Даже во время собеседования в нашу команду мы проверяем, как человек относится к своим идеям и ошибкам. Конечно, мы не спрашиваем напрямую, умеет ли кандидат отказываться от провальных идей, но просим рассказывать о своих провалах и неудачах. Через это можно понять, как человек фиксирует свои ошибки, анализирует опыт, относится к своему неуспеху. Ведь неудачи — это нормально, важно только правильно к ним относиться: извлекать уроки и знания, а затем отпускать.

Причины избыточной веры

С одной стороны, все очень просто — людям нравится признание, нравится ощущать свою значимость, нравится быть правыми. Каждому хочется, чтобы именно их идея вывела продукт в топы и принесла компании миллиарды. Из-за этого часто подключается субъективная оценка: «Идея моя, а значит, хорошая». Человек начинает определять свой личный успех через успешность собственных идей, идет на поводу у своего эго и отказывается признавать объективную реальность, где его фича не взлетела.

При этом на самом деле провал той или иной идеи — абсолютно естественный рабочий момент, который не должен влиять на осознание собственной профессиональной ценности. То, что вы однажды ошиблись, не делает вас плохим специалистом, ведь ошибаются все. Важно вовремя переориентироваться и использовать свой опыт для генерации новых, более успешных идей.

Если ваша деятельность связана с постоянной генерацией идей, нужно, как это ни парадоксально, уметь относиться к идеям проще — как к рабочим гипотезам, каждая из которых может не выстрелить. Идеи без реальных результатов не должны представлять для вас никакой ценности, всегда нужно иметь в себе силы отбросить не сработавшую идею и перейти к следующей.

У нас в KION идеи, как правило, формируются продактом, он проговаривает их с командой, слушает возражения, формирует и докручивает гипотезу. Если гипотеза кажется валидной, ее можно проверять. Если же уже на этапе гипотезы есть сомнения, лучше взяться за что-то другое — то, в чем у нас больше уверенности.

Но есть и другой важный нюанс, который мешает расставаться с неработающими идеями, — это отсутствие знаний о том, как проверять идеи быстро и дешево. Многие просто не осознают, что любые изменения нужно тестировать перед релизом, и это касается не только технических фич. Более того, даже при наличии знаний важно понимать, когда остановиться, когда перестать «обкатывать» гипотезу и рассматривать ее под разными углами.

Фокус на процессе

Чтобы не терять связь с реальностью и не предаваться безосновательному восторгу по поводу собственных идей, стоит пересмотреть свое мышление. При работе над продуктом лучше фокусироваться не на успехе или конечном результате, а на процессе поиска точек роста. Постоянно задавайте себе вопрос «А можно лучше?», общайтесь с командой и собирайте фидбэк, ориентируйтесь на конкретные цели и метрики, а не гонитесь за абстрактным успехом.

Так, благодаря тестам и аналитике конкретных результатов мы изменили структуру большой баннерной карусели на главной странице KION. Изначально здесь были представлены фильмы и сериалы, подобранные редакторами, и список был общим для всех пользователей. Но мы провели A/B-эксперимент и в его рамках увеличили время просмотра на пользователя на несколько процентов, когда стали крутить в этом блоке микс из редакторских рекомендаций и контента, рекомендованного пользователю персонально.

Вообще, решения стоит принимать только после того, как в команде будет сформирована среда, в которой все участники:

  • ориентированы на данные;
  • позволяют себе здоровую (не токсичную) дозу сомнений в адрес любых гипотез;
  • стремятся проводить эксперименты и тесты;
  • собирают количественные данные.

Любое взвешенное бизнес-решение должно приниматься на основе конкретных цифр, а иначе это креатив с малопредсказуемым исходом. В KION мы стремимся тестировать все, так что ни одна фича не выходит в продукт без проверки. Как правило, если какая-то функция показывает плохие результаты или снижение показателей, мы ее не реализуем. Но бывают исключения, например, если изменилось законодательство и теперь мы обязаны выкатить фичу.

Также бывают случаи, когда на успешность функции влияет стаж пользователей на платформе. Если на старой аудитории мы видим не очень хорошие результаты, а на новой — хорошие, очевидно, что у старых пользователей просто сформировалась привычка. В таком случае придется подождать, пока все привыкнут к обновлению. Можно выкатить новую фичу, а через месяц сделать обратный эксперимент и убедиться, что решение о реализации обновления было правильным.

Большая баннерная карусель на главной странице KION. Теперь она формируется на основании интересов пользователя

Стратегия поведения

Так как все-таки действовать, чтобы обезопасить себя от избыточной веры в продукт? Конечно, проверять свои идеи и решения. Это единственный способ собрать так необходимые для принятия решения данные.

Способов проверить идею очень много, вопрос лишь в «крепости» данных, которые мы получаем в том или ином случае. Можно проверить идею на уровне общих срезов рынка, средних чисел и трендов — это одни данные, не особо «крепкие». Можно придумать A/B-эксперимент, вложиться в разработку и провести его. Да, второй вариант дольше и дороже, но и итоговые данные будут «крепче». Выбор того или иного способа проверки идеи зависит от ресурсов команды — как финансовых, так и временных.

В общем и целом план действий можно описать так:

  1. Определяем цель.
  2. Формулируем идею или гипотезу, которая помогает достичь цели из первого пункта.
  3. Исходя из цели определяем метрики и индикаторы, которые помогут оценить эффективность решения.
  4. Реализуем идею или эксперимент.
  5. Собираем данные и смотрим метрики.
  6. Принимаем решение об успешности или провальности идеи на основе полученных данных.

Глобально проверку можно считать завершенной, а идею — неудачной, если нужные метрики не показали роста. Но в редких случаях идею можно докрутить, пересобрать, изменить — так, что она выстрелит. Неизвестно, правда, сколько корректировок понадобится и добьетесь ли вы вообще желаемого эффекта. Некоторые идеи нужно просто отпускать, забывать и никогда больше не трогать. С опытом и с глубоким пониманием своего продукта, как правило, приходит осознание, стоят ли того доработки.

Важно также помнить, что ресурсы любой команды ограничены, поэтому почти всегда лучше достать из бэклога новую, более многообещающую идею, чем бесконечно перепридумывать решение, которое уже плохо себя показало.

Однако, даже если эксперимент был признан неудачным, не забудьте сохранить полученные в ходе него данные. В будущем это может пригодиться при формировании и даже проверке новых гипотез.

Если у вас есть сомнения в фиче, проведите ухудшающий эксперимент и просто на время отключите ее для части пользователей. Посмотрите, проседают ли метрики и на сколько. Так вы поймете, важна ли вообще для пользователей эта часть вашего продукта.

И, конечно, не забывайте ежедневно проверять обычную операционную отчетность, следить за метриками всего продукта целиком, чтобы за небольшими функциями не потерять общий смысл.

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!


Больше по теме

Новости