Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Бутылочные горлышки: как найти узкие места в своем бизнесе


Узкие места, или бутылочные горлышки, есть практически в любом бизнесе, и именно они приводят к снижению производительности и эффективности всей компании. Они могут быть временными и системными, и, кроме того, иногда они «перемещаются». Проблема в том, что не все предприниматели знают, как их найти и расширить, чтобы бизнес продолжал расти и развиваться.

О том, как это сделать рассказал сооснователь сети умных автосервисов “Вилгуд” Шерзод Турсунов.

Отслеживание метрик

Одна из причин неэффективности работы компании и появления “бутылочного горлышка” — плохо отлаженные процессы. Сотрудники просто-напросто могут тратить драгоценное время и ресурсы бизнеса на выполнение задач, которые приносят мало результата, из-за этого компания не может расти и развиваться.

Для того, чтобы решить эту проблему на более глубинном уровне, необходимо построить цепочку бизнес-процессов и понять отраслевые стандарты — сколько времени должно уходить на выполнение того или иного действия в вашей индустрии. После этого вы сможете замерить, сколько времени тратят сотрудники в вашей компании и где находится то самое узкое горлышко.

Приведу пример из собственного опыта — когда мы только начали работать в сфере авторемонта, мы столкнулись с неотлаженными и неэффективными процессами. Машины могли часами висеть на подъемниках, а сотрудники могли спокойно уходить на перекур или поболтать у кулера.

Естественно, мы не обслуживали то количество авто, которое могли бы. Тогда я расписал все процессы, которые есть в нашем бизнесе — от входящего звонка клиента до выдачи машины. Взял отраслевые стандарты по работам — сколько нормочасов должно уходить на то или иное действие. А также проанализировал, сколько времени уходит на выполнение у “звезд” каждого отдела. Это легло в основу нашей системы мотивации. Теперь сотрудники должны выполнять работу в соответствии с этими показателями, чтобы получать свои бонусы.

При этом контролирует их не человек, а IT-система, которая отслеживает, чтобы все было сделано в срок. В таких условиях люди в компании остаются в рамках своего “коридора” эффективности, поскольку им это выгодно, а значит, это выгодно и компании.

Система мотивации автоматически начисляет деньги за закрытые задачи, а также выполненные работы и штрафует за срыв дедлайнов

Доступность ресурсов

Не все понимают, что ресурсы, которые есть у компании, строго ограничены. Их неэффективное распределение может привести бизнес в состояние стагнации. Проблема в том, что сотрудники часто воспринимают ресурсы как что-то само собой разумеющееся — например, в случае с СТО механики могут неэффективно использовать время, которое машина находится на подъемнике, не осознавая, что время и сам подъемник — это ресурсы компании, которые должны работать.

Чтобы выйти из этой ситуации, можно внедрить предпринимательскую систему мотивации. В ее рамках оборудование, лиды, технологии и другие ресурсы как бы предоставляются сотруднику в аренду. Задача человека, воспользовавшись всеми ресурсами, получить прибыль, максимально эффективно закрыв свою задачу. Предприниматель, в свою очередь, зарабатывает свой процент.

Личное время руководителя

Еще одна причина, по которой компания может не расти — это неэффективно расходуемое время руководителя, который занимается микроменеджментом. Конечно, иногда бывает сложно отказаться от идеи контроля, однако если на кону стоит развитие бизнеса, стоит подумать, как выстроить процессы максимально эффективно. В этом может помочь не только грамотное распределение зон ответственности, но и смена мышления и отношения к самим работникам.

Часто встречается стереотип, что предпринимательство требует полной самоотдачи, в то время как наемная работа сводится к простой «работе на дядю». Люди, высказывающие подобные рассуждения, обычно считают, что они сохранят свой энтузиазм и самоотдачу до того момента, пока не начнут работать на себя. В какой-то мере можно понять, откуда берется такой подход: не каждая компания способна оценить и вознаградить вклад каждого работника. Поэтому бизнесу часто приходится тратить значительные ресурсы на контроль и мотивацию персонала вместо того, чтобы планировать стратегическое развитие.

Помочь в решении проблемы может принцип “дзидока”, который придумала компания Toyota. Подобный подход позволяет рассматривать персонал как активных предпринимателей. Причем это характерно не только для производственных секторов, но и для сферы услуг.

При таком подходе человек фактически получает в пользование клиента или ресурс компании и должен максимизировать свою выгоду. Когда система максимально автоматизирована, потребность в управленцах-контроллерах и мотиваторах исчезает, а у руководителя появляется время, чтобы сфокусироваться на стратегических задачах.

Шерзод Турсунов
Шерзод Турсунов

Как вы находите узкие места в своем бизнесе?


Больше по теме

Новости