Коротко об интровертах:
— Позвони им.
— Я написал письмо.
— Но быстрее же позвонить.
— Я отправил смс.
— Да позвони ты уже, и всё!
— Я написал в Телеграм и Ватсап.
Если вы интроверт и боитесь, что это негативно влияет на вашу команду — скорее всего, так и есть. Давайте разберем популярные мифы про интровертов и как стать эффективным руководителем, даже если прямо сейчас вы боитесь работать с командой и не чувствуете уверенности в себе как лидер.
Развеем миф об интровертах
Многие считают, что интроверты хуже коммуницируют с людьми, чем экстраверты.
Почему это правда? Я как интроверт всегда искала способ максимально коротко выразить свою мысль: “Надо сдать отчет”. “Евгений Онегин был незрелым эгоистом”. “Закрой рот и выйди”.
В школе сочинения за меня писала мама, потому что я не понимала, зачем нужно на 10 листах распинаться на какую-либо тему. Дипломная работа стала для меня испытанием по той же причине. Зато мне отлично удались резюме и выводы.
А еще страх говорить на публику — даже если это коллеги и их всего пятеро — уже было страшно, ведь все же смотрят, слушают, и вообще. А когда я в первый раз выступала на 1000 человек — я от ужаса потеряла голос примерно на пятой минуте выступления из предполагаемого часа.
Резюмируя, интроверты, как правило, изначально меньше склонны демонстрировать свои мысли историями и примерами, их речь менее эмоционально окрашена и менее яркая, и они редко становятся душой компании.
Когда интроверт считает, что уже все сказал сотруднику и тот его понял — на самом деле может оказаться, что он сказал пару фраз, и на этом все.
Почему это неправда? Коммуникация включает в себя умение не только говорить, но и слушать, и слышать, а это интроверты умеют от природы лучше экстравертов.
Таким образом, экстраверт может выступить с прекрасной речью и быть убежден, что все его поняли и услышали, речь его будет яркой и все будут слушать с энтузиазмом… первые 40 минут… и весело побежит дальше радовать других. Но обратную связь скорее всего не спросит — а если спросит, то не услышит, или услышит то, что хотел услышать.
Интроверты — лучшие слушатели, и поэтому их более короткие фразы, вопросы или комментарии, пожалуй, будут к месту и по существу, так как они зачастую глубже понимают, что хотел сказать их собеседник.
Ну и на закуску — сообщение от Капитана Очевидность. Всем людям нужно тренировать навыки коммуникации для того, чтобы грамотно общаться, — природного дара, каким бы он ни был, недостаточно, а компетентность приходит за годы тренировок. Даже Моцарт не с первого раза написал “Реквием” и “Волшебную Флейту” — он писал до этого музыку десятки лет. Чтобы обрести мастерство в коммуникации, и экстравертам, и интровертам, требуется обучение и практика.
Можно я напишу им письмо?
Один мой клиент, собственник крупной IT-компании, был ярко выраженным интровертом. Ему не нравилось общаться с подчинёнными, не считая пары приближенных ТОП-менеджеров, также он боялся публичных выступлений — а с командой 150 человек выступление уже превращалось в публичное выступление, ну и также он был одержим контролем и поэтому боялся делегировать принятие решений даже своим топам — не то что простым руководителям или рядовым сотрудникам.
В результате, когда он обратился ко мне, проблема была в том, что после быстрого скачка в продажах компания начала резко терять клиентов, выручку и прибыль. Что было не так?
Система управления в компании не справилась с новым уровнем нагрузки: и качество и сроки резко ухудшились, из-за чего они получили большое количество претензий от клиентов, потеряли часть заказов и несколько важных клиентов.
Страх взаимодействия с командой и недоверие к своему менеджменту в данном случае сыграли злую шутку с клиентом. Как считаете, что ему помогло исправить ситуацию?
Мы ввели график и регламент коммуникации с командой для собственника — как большая шпаргалка, которой он начал пользоваться в управлении сотрудниками. Мы подготовили и оттренировали несколько его выступлений на команду — и оказалось, что у него отлично получается, если совсем немного потренироваться. Ну а над системой управления и навыками делегирования нам пришлось подольше поработать, зато уже через 6 месяцев компания вернула потерянные было обороты и прибыль, а по итогам 12 месяцев смогла удвоиться.
Какой урок можем извлечь из этой истории? Для любого руководителя и лидера, и тем более для первого лица, важно учиться грамотно коммуницировать со своей командой. Выступления, обратная связь, публичное признание, планерки — примеры рабочих инструментов, которыми вам нужно овладеть, если хотите успешно управлять людьми.
Ну что, они сами не понимают? Я же уже все сказала!
Проблемы интровертов — вместо того, чтобы реально поговорить с человеком, мы проводим с ним воображаемую беседу у себя в голове, а в реальности общаться уже не надо, потому что вроде как все обсудили.
Вообще это прекрасный прием — провести мысленную беседу с оппонентом. Он помогает потренироваться, проработать возможные сценарии, отпустить ситуацию, когда прямой диалог невозможен, и многое другое.
Прекрасный прием — провести мысленную беседу с оппонентом
Но вот чтобы поставить задачу, передать вИдение, дать обратную связь, озвучить ожидания или ввести нового сотрудника в должность — этот способ категорически не подходит.
Когда мы берем домой котенка, то берем ответственность, что будем его кормить, воспитывать, чесать за ушком и лечить, если он заболеет. Когда мы создаем бизнес и нанимаем команду, используйте этот простой прием: перенесите фокус с себя на бизнес и команду. Что им требуется, чтобы процветать, расти и развиваться? Ваше управление, формирование стратегии, умение нанимать сильных людей, четко ставить им задачи, создавать им условия для эффективной работы.
Как только переносим фокус на команду и задаемся вопросом, что им нужно, чтобы хорошо работать, — страх и привычки уходят на второй план. И вы открываете в себе ресурс, о котором раньше могли и не догадываться. Не зря говорят, что ресурс мы получаем под масштаб задачи. Ставьте себе и своей команде амбициозные цели — и бездомный котенок превратится в домашнего здорового счастливого кота.
Где найти в себе ресурс, если страшно? Страшно поставить задачу, страшно спросить с сотрудника, если он не сделал, или сделал плохо, или плохо обслужил клиента? Поделюсь секретом, который в свое время мне очень помог. Представьте, что этот сотрудник продолжает плохо работать. Опаздывать, подводить команду, что из-за него уходят клиенты, начинают плохо работать другие сотрудники… И если вы не убедитесь прямо сейчас, что он правильно понимает ваши ожидания и выполняет свою работу — то через пару месяцев у вас не будет выхода, вам придется его уволить.
Получается, если вы не ставите задачи четко и конкретно, если не корректируете сотрудников, когда они ведут себя неправильно, — то вы подводите их, ставя их работу на вас, под риск. И наоборот. Когда вы четко простраиваете границы и ожидания, вы обеспечиваете свою команду возможностью успешно расти и развиваться в вашей организации, а бизнес получает импульс к прибыльному росту.
Управлять нельзя спрятаться
Если вы беретесь управлять командой, к этой роли прилагается ответственность за результаты людей, которые в нее входят. Учитесь их нанимать, ставить задачи, мотивировать, контролировать, давать обратную связь — и все что нужно, чтобы ваша команды была успешной.
Когда вы садитесь за руль в первый раз, вы же не говорите: “Я интроверт, поэтому у меня не получится”? Вы же понимаете, что ваша машина поедет только, если вы научитесь ее водить? И вы не думаете, что вам нужно стать другим человеком, чтобы научиться водить. Так же и с командой.
Научитесь вести свою команду к росту и результатам — и оставайтесь прекрасным собой, интровертом, нежным, не системным, романтичным или рассеянным. Но когда вы за рулем своей команды — смотрите на дорогу и держите руль крепко.
А с какими трудностями вы сталкиваетесь в управлении командой и как с ними справляетесь?