РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Что такое growth-маркетинг и зачем он нужен


Маркетинг включает в себя множество направлений, большинство из которых сфокусировано на верхних уровнях воронки продаж. Маркетинг роста особенный: с его помощью клиент проходит воронку от знакомства с компанией и продуктом до повторных покупок. Этот подход не тратит много времени и больших бюджетов на настройку онлайн-рекламы и громкие офлайн-акции: growth-маркетинг тестирует множество гипотез на небольших бюджетах и выбирает только те, что точно работают.

Что это такое

Если заглянуть в справочники и поискать классическое определение, то окажется, что growth-маркетинг (с англ. — «маркетинг роста») — подход к привлечению и удержанию клиентов, который основан на постоянных экспериментах и тестировании гипотез.

Условно, компания уже доросла до того уровня осознанности, когда данные по воронке собираются, структурируются и должным образом хранятся. Теперь можно не только проанализировать их и сделать выводы, но и выдвинуть предположение, которое буквально звучит как «А что, если?..»

К слову, такая модель успешно прижилась в коучинге как эффективный и прямой подход к решению проблем и постановке целей. Создал её сэр Джон Уитмор с командой в 1980-х годах. Модель помогает предварительно получить ответы на вопросы «Почему?», «Как?» и «Что, если?».

Быстрорастущая IT-индустрия интуитивно подхватила такой подход, так как долго думать над запуском любого приложения или продукта нет возможности, ведь кто первый, у того и рынок. Поэтому — запуск MVP (минимально жизнеспособного продукта), а затем гипотезы и доработки.

Вот как это работает: под предположение (гипотезу) запускается короткий флайт на тест, быстро срезается результат, а затем принимается решение о том, насколько гипотеза живая, можно ли брать её в работу, или она недостаточно успешна.

Такой способ реагировать на происходящее всегда основан на данных, которые помогают выдвигать гипотезы. И, чем больше гипотез удаётся протестировать, тем выше вероятность успеха. А скорость отработки гипотез прямо пропорциональна шансу найти точку роста на конкретном искомом участке.

Казалось бы, можно не пояснять, почему данные — это важно. Но мы остановимся и отметим, что считать гипотезой предположение «А что, если бюджет увеличить и посмотреть, что будет» никак нельзя, так как здесь отсутствует три важных фактора для принятия решения:

  • основа для гипотезы: цель, задача, инструмент;
  • прогноз результата;
  • план/факт на базе прогнозируемых данных.

В чём отличие от классического подхода

В классическом маркетинге влияние идет на верхний уровень воронки, а фиксация основных показателей происходит на характеристиках продукта. Основная направленность такого подхода — лиды, лояльность, знание бренда и факт продажи, в лучшем случае — стоимость сделки, в идеальном — ARPU (средняя выручка на одного пользователя). Весь инструментарий заточен на трафик и охват, а бизнес всегда задаёт вопросы: «А где же доход?», «А какова зависимость между успешными красивыми фестивальными кейсами и прибылью?»

Дальше начинается вечный спор о том, кто виноват: маркетинг или продажи. Это лиды так себе, или отрабатывают их не очень? И, пока продолжается эта борьба, бизнес грустит, продажи как-то идут, маркетинг по-прежнему слегка виноват и недорабатывает. Впрочем, это всё лирика.

В современном мире можно собрать и хранить такое количество данных, что суммарные запасы человечества уже превышают 300 эксабайт. Пришло время не только посмертно фиксировать факты, но и действовать в моменте, пока успех или неуспех ещё не случился.

Для того чтобы освоить growth-подход в маркетинге, можно пройти специальные курсы, которых сейчас довольно много на различных онлайн-платформах. А можно запастись специальной литературой и сразу начать действовать: ведь маркетинг роста — лучшее направление для изучения методом проб и ошибок.

Отличить growth от классического маркетинга можно по трем признакам:

  • гипотезы короткие и основаны на данных, успешные масштабируются;
  • работа ведётся на всех уровнях воронки;
  • команда рассматривает и учитывает не просто характеристики продукта, а в первую очередь ценности и потребность клиента, чтобы менять эти характеристики осознанно.

Из этих принципов вытекает следующий блок.

Масштабная рекламная кампания не всегда приносит большую прибыль

Как проверить гипотезу?

Разберём этот вопрос на примере HADI-циклов. Эта аббревиатура расшифровывается так: Hypothesis Actions Data Insights. Прежде всего, гипотеза — это предположение, которое требует доказательства. А мы часто сталкиваемся с тем, что даже формулирование цели происходит очень абстрактно, что в корне мешает соблюсти три принципа, описанные выше.

На этапе Н необходимо понять, чего мы хотим и почему, при этом как можно более конкретно. А — подготовка контента и тестирование, D — сбор данных и их анализ, I — выводы и инсайты.

И, конечно, важно занести это всё в бэклог.

Для конкретизации гипотезы используется принцип SMART.

Specific — конкретика. Без абстрактных обозначений означает «было бы здорово, если». Всё чётко: когда, куда, зачем и чего хотим в итоге.

Measurable — измеримость. Показывает, в чём должен измеряться результат и какой именно будет хорошим.

Attainable — достижимость цели. Ппроверяем себя на реальность ожиданий.

Time-bound — время. Гипотеза должна иметь конкретный, оптимальный для неё срок реализации.

HADI — это именно цикл. После получения выводов из одной гипотезы сразу же запускается проверка новой. Часто несколько гипотез проверяется одновременно

Что такое growth-команды

Такая команда отвечает за воронку и каждый её уровень — от показа рекламы до совершения сделки или покупки продукта. Чтобы быть достаточно эффективной, команда должна быть кросс-функциональной. Кто входит в состав такой группы? Идеально иметь весь набор специалистов — от стратегии, реализации контента и запуска необходимого инструментария до анализа происходящего — маркетолог, аналитик, разработчик и дизайнер.

Теоретически такую команду можно собрать из действующих сотрудников, но в таком случае главное — не забыть про установку приоритетов на growth-маркетинг.

Успех growth-маркетинга зависит от слаженной работы команды. Несколькими специалистами тут не обойтись. Но нужно ли нанимать сразу всех в штат? Нет. Основной хак такого подхода, в первую очередь, — выстроенный процесс работы над гипотезами. Например, копирайтер или дизайнер может быть на аутсорсе, а потом успешно дополнить команду.

Приведем три примера тестирования гипотез.

Гипотеза 1. Изменение цвета CTA-кнопки на сайте увеличит конверсию на 15% за месяц

Проведенные исследования на базе контекстной рекламы показывают, что цвет кнопки может влиять на восприятие пользователя. Зеленый цвет ассоциируется с действием и успешным завершением.

Что делали:

  • фиксация показателей CTR / CR «до»;
  • интеграция нескольких цветов в А/В-тестирование;
  • сбор промежуточных результатов;
  • сбор итоговых результатов, сравнение.

Результат. При изменении цвета CTA-кнопки:

  1. CR в успешное действие выросло на 0,16%;
  2. Прочие показатели остались на том же уровне (поведение, глубина, отказы).

Гипотеза признается успешной и масштабируется.

Расчет результативности гипотезы при А/B-сравнении групп с одинаковой конверсией

Гипотеза 2. Персонализация лендингов под разные сегменты ЦА повысит конверсию на 10%

Каждый сегмент целевой аудитории имеет уникальные потребности и интересы. Подстраивая лендинг под эти особенности, можно повысить его релевантность для потенциальных клиентов.

Что сделали?Результат
Персонализировали CTA.
Персонализация CTA увеличила конверсию на 5,5%.
Персонализировали баннеры.
Персонализация баннеров на лендинге не повлияла на CR.

Гипотеза всё равно признается успешной.

Персонализация под разные сегменты целевой аудитории сработала в обоих вариантах

Гипотеза 3. Персонализация карточки товара увеличит конверсию сайта

Очевидный, пример. Вся соль такого подхода: искать точки роста там, где, казалось бы, уже светили фонарём. У каждого посетителя сайта есть уникальные предпочтения. Подстраивая карточку товара под эти особенности, можно повысить её релевантность и итоговый коэфф. конверсии.

Цель: увеличить конверсию на 20% в течение двух месяцев.

Что делали: адаптировали ценовые предложения в карточке товара.

Результат: CR оформления вырос на 0,28%.

Гипотеза признается успешной.

Когда нужно получить результат на небольших кластерах аудитории, проверяем всегда больше двух вариантов. Так выборку можно считать справедливой несмотря на то, что доверительный интервал ниже

Лайфхак вместо выводов

На мой взгляд, команде необходимо дать возможность ошибаться. Не каждая гипотеза должна быть успешной. Главное, чтобы процент успешных гипотез был для вас достаточным, а бюджет на гипотезы — контролируемым. Тогда исчезает понятие «цена ошибки», и появляется новое: «стоимость успеха».

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Ксения Владимирова
Ксения Владимирова

Как вы считаете, во всех ли сферах бизнеса применим growth-маркетинг? Это только диджитал-история или в других направлениях такой подход тоже принесёт пользу?


Больше по теме

Новости